Analitika.at.ua. На днях премьер-министр Грузии Николоз Гилаури заявил,
что не видит опасности в связи с планирующимся 1 марта открытием КПП "Казбеги —
Верхний Ларс”.
Напротив, полагает глава правительства, снятие "замка”
положительно повлияет на экономическое положение населения этого региона. То же
самое можно сказать касательно Армении. Речь о грузоперевозках, осуществляемых
по этому единственному "сухопутному” пути, связывающему нас с Россией.
Последние заметно ускорятся, а возможно, и подешевеют. Но стоит ли
действительно возлагать надежды на 1 марта?
В пресс-службе Минтранспорта Армении заявили, что
официальной информации о задействовании "Ларса” с начала весны не поступало.
Кажется, не очень уверены в указанной конкретной дате и в Грузии.
Пресс-секретарь премьера Грузии Николоз Мчедлишвили лишь заявил, что открытие
КПП никак не связано с решением грузинского правительства, так как "не Грузия,
а Россия закрыла КПП”. "Первого марта планируется открытие, если РФ вновь не
передумает”, — отметил он. Меж тем на то, что задуманному дано свершиться,
уповают армянские грузоперевозчики, равно как и заказчики грузов. Даже вопреки
тому, что проехать по КПП можно будет лишь к маю — до той поры "Ларс”
лавиноопасен... КПП "Казбеги — Верхний Ларс” закрылся в ночь с 7 на 8 июля 2006
года. И причиной явился ремонт дороги, ведущей к КПП. Известие о закрытии
пункта грузинская сторона получила лишь за два часа до остановки движения в
российском направлении и обратно, что создало, мягко говоря, авральную
ситуацию. На "ларсовском” пути "застряло” большое количество грузового и
рейсового автотранспорта. В том числе и несколько десятков наших трейлеров с
грузами, преимущественно со скоропортящимися фруктами.
Поскольку именно этот груз предпочтительнее вывозить из
страны через "Верхний Ларс”. Не случайно к лету число заказов на "ларсовское”
направление заметно возрастало. Сезон 2006-го исключения не составил. Одной из
экспедиторских компаний сначала "повезло”: "ворота” захлопнулись сразу после
того, как одна из их фур отъехала от КПП в сторону России. А вот вторая еще
долго жарилась под солнцем. Да и остальные 15 авто пришлось перебрасывать
паромом до Новороссийска. В итоге фирма понесла серьезные финансовые потери.
Конечно, и тогда, и сейчас можно было бы пользоваться
альтернативной дорогой через Южную Осетию. Но следовать по ней оказалось
невозможным без разрешения грузинской стороны. А его тогда, в 2006-м, удалось
получить лишь для трейлеров с абрикосами и сливами. В итоге 11 фур въехали-таки
на территорию РФ через Цхинвали (Южная Осетия). Ныне через Цхинвали все по той
же причине не податься. Но фрукты, понятное дело, созревают ежегодно. Причем в
российском направлении наши бизнесмены-экспортеры направляют самые лучшие, а
значит, самые дорогие. За килограмм абрикосов в 2006-м некоторые
бизнесмены-экспортеры заплатили крестьянам по 600 драмов! Кроме того,
экспортеры скупали урожай оптом, выплачивая деньги наличными без всяких
задержек. И терять этот рынок сбыта крестьяне, понятно, не желали...
Увы, ныне приходится перевозить фрукты паромом. Но водный
транспорт движется минимум 15 дней, максимальный срок доставки 25 дней! В итоге
до получателя доходит в лучшем случае половина скоропортящегося товара. В
прошлом году одна из компаний довезла до адресата порядка 10 тонн подгнивших
абрикосов. За остальные десять тонн пришлось уплатить штраф из своего кармана.
Надо ли говорить, как ждут в этой и иных экспедиторских фирмах открытия
"Верхнего Ларса”. Ведь "наземный” путь сократит срок доставки до 7-8 дней. К
тому же помимо безопасности провоза он предпочтительнее и по чисто финансовой
причине: "наземка” обходится дешевле на 800-1000 баксов! Оттого помимо
"абрикоса” через "Ларс” увозили и массу иных товаров, за исключением акцизных.
Общий же перечень "ларсовского” экспорта впечатлял. Понадеемся, что еще
впечатлит...
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.