Главная » 2011 » Декабрь » 27 » Открытое письмо послу Азербайджана в России: А стоит ли вам вообще ехать в Карабах?
Открытое письмо послу Азербайджана в России: А стоит ли вам вообще ехать в Карабах?
01:14
Analitika.at.ua. Открытое письмо послу Азербайджана в России Поладу
БЮЛЬБЮЛЬОГЛУ
Господин посол!
На днях в прессе промелькнуло сообщение о том, что, выступая
перед участниками форума "Молодежь СНГ – будущее общественной
дипломатии" в Москве, вы заявили: "Несмотря на протесты в Баку, мы
будем продолжать визиты в Нагорный Карабах". И далее: "Все знают о
карабахской проблеме – не надо забывать о кровавых страницах нашей
истории". Прежде чем планировать очередной визит в Арцах, предлагаю вам
ознакомиться с отрывком из воспоминаний Иосифа Моисеевича Юзбашяна, родившегося
в Шуши в 1902 году. Эти воспоминания готовит к печати его дочь Татьяна Юзбашян,
которая любезно разрешила мне опубликовать несколько отрывков до выхода книги.
ВОТ ЧТО ПИШЕТ ИОСИФ МОИСЕЕВИЧ В СВОИХ ВОСПОМИНАНИЯХ:
"В ночь с 22 на 23 марта 1920 года в Шуши начались
погромы и резня. Под руководством властей Азербайджана город был подожжен,
разграблен и разрушен хорошо вооруженными бандами турок-азербайджанцев,
охваченных жаждой крови и наживы. Сейчас уже известно, что во время погромов
было убито около 30 тыс. жителей-армян: не щадили ни стариков, ни женщин, ни
детей. Начальник городской полиции Аветис Тер-Гукасян был сожжен заживо,
священник тер Арутюн обезглавлен. Было разграблено и уничтожено около 7 тыс.
домов. Турки выволокли из тюрьмы всех мужчин и зарезали их, как овец. Часть
жителей бежала через бульвар вниз, в Каринтак, турки расстреливали их сверху из
пулеметов. Город перестал существовать".
А вот что пишет побывавшая в 1926 году в Шуши Мариетта
Шагинян: "Два холма стояли передо мной, уставленные скелетами домов. Не
осталось ничего: ни крыш, ни дверей, ни оконных рам, ни полов, ни дерева, ни
доски… только камни, камни, камни. Кое-где в каналах еще можно увидеть пучки
женских волос с запекшейся на них черной кровью. Человеку с воображением здесь
трудно дышать: идешь, идешь, идешь сплошным рядом обугленных стен, точнее -
кусков стен, торопишься идти и боишься никогда не выйти". О том же писала
уже в 1931г. Надежда Мандельштам: "В этом городе, очевидно, богатом и
благоустроенном, картина катастрофы и резни была до ужаса наглядной. Мы прошлись
по улицам, всюду одно и то же: два ряда домов без крыш, без окон, без дверей…
Город смерти".
В качестве подтверждения этих слов прилагаю фотографию
разрушенной азербайджанцами армянской части Шуши, которая, судя по
изображенному на снимке автомобилю, сделана в 50-60-х годах прошлого столетия.
Таких фотографий руин армянских кварталов Шуши – множество.
Г-н посол, в связи с изложенным выше хочу задать вам
несколько вопросов, без честных и искренних ответов на которые, как мне
представляется, не может быть и речи о налаживании контактов между нашими
народами.
Почему правительство вашей республики за 70 лет советской
власти палец о палец не ударило, чтобы возродить Шуши? И если азербайджанцы все
же восстанавливали город, то почему не его армянский сектор, поскольку
чудовищные погромы были совершены именно там? Откуда такая поистине расистская
избирательность?
Я ПРЕДПОЛАГАЮ, ЧТО ЕСЛИ ВЫ ЗАХОТИТЕ ОТВЕТИТЬ НА МОИ ВОПРОСЫ,
то в качестве оправдания обязательно сошлетесь на демографический фактор. В
этой связи у меня к вам следующий вопрос: когда азербайджанская пропаганда
перестанет манипулировать вопросом населения Шуши? На ваших сайтах можно
прочитать, что до последней войны в городе проживало 20000 тысяч человек, а
нынче – в пять раз меньше. В то же время из многих архивных источников
известно, что до армянских погромов в городе проживало около 44 тысяч человек,
при этом армяне составляли более половины населения. После того как в
1906-1920гг. армяне были вырезаны или бежали, население Шуши сократилось до 9000
и за все годы Советской власти не выросло даже вдвое, оставаясь почти сплошь
мусульманским, т.е. азербайджанским. Армянские дома в верхней части города,
разорённые самым зверским образом, либо не были восстановлены, либо были
присвоены вашими земляками. Так что в руках последних этот красивый город
никогда особенно и не расцветал.
К сожалению, Шуши никак не может отделаться от печального
наследия начала века. Его нынешним армянским властям приходится очень нелегко,
тем не менее жизнь здесь, пусть и медленно, но входит в нормальное русло. И
очень хочется надеяться, что в руках истинных хозяев Шуши вернёт себе былую
славу жемчужины Кавказа.
Вот еще несколько строк из воспоминаний Иосифа Моисеевича,
как бы подтверждающих мои слова: "Незабываемые воспоминания связаны с
Летним клубом или, как его называли, Собранием, где часто выступали приезжие
артисты. В Шуши на гастроли приезжали корифеи армянской драмы Абелян, Восканян,
Алиханян, Жасмен и др. (...) Утопающий в зелени Летний клуб – любимое место
отдыха шушинцев - как взрослых, так и детей - имел большой зал, где часто
устраивались танцы. Местная молодежь, дачники и дачницы танцевали вальс и
другие европейские танцы, тут блистал сын Такуш-ханум, неутомимый танцор Акоп
Галамян. Однако в такие вечера гвоздем программы был танец Такуш-ханум, ровно в
11 вечера она начинала армянский танец "узундара". К этому часу все
собирались в зале и с нетерпением ждали ее. Начинал играть оркестр, Такуш-ханум
выходила в круг, особая грация была в ее осанке, в плавных, красивых движениях
рук. Танец вызывал восторг у зрителей, и ее награждали бурными аплодисментами.
Несмотря на то что у нее было только начальное образование, она считалась одной
из передовых женщин Шуши. О ней упоминают в своих воспоминаниях шушинцы -
народный артист Вагарш Вагаршян и Михаил Тарунц.
Я НЕ СЛУЧАЙНО ВЫДЕЛИЛ НЕКОТОРЫЕ ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЕЙ АРМЯНСКОЙ
КУЛЬТУРЫ. На азербайджанских сайтах выставлены длиннющие списки знаменитостей и
достопримечательностей города Шуши, но в них нет ни одного армянского имени, ни
одного армянского названия. Как же так? А куда делись Мурацан, Акоп Гюрджиян,
Нельсон Степанян и многие другие известные шушинцы? А Канач жам, Сурб
Аменапркич Казанчецоц, Девичий монастырь (Кусанац Анапат), храмы Мегрелоц,
Агулецоц и многие другие, составлявшие (сохранившиеся и поныне) архитектурную
гордость Шуши? Очевидно, что такой подход вполне гармонично вписывается в общую
фашистско-расистскую идеологию современного Азербайджана, предполагающую
вычёркивание всего армянского из истории своего государственного образования.
А ведь Шуши действительно богат талантами. Я помню, что
когда к 50-летию ЕГУ издали книгу с краткими биографиями всех профессоров,
работающих в альма-матер со дня ее основания, то более 75% преподавателей
оказались выходцами из Шуши.
Господин посол! Надеюсь, что ваше образование (и
образованность) позволят вам признать правоту вышеизложенного и отложить
очередную поездку в Арцах до более подходящего момента. Саркис КАНТАРДЖЯН,
профессор ЕГУ. «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.