Главная » 2010»Март»10 » Отношение константинопольского армянского патриаршества к вопросу исламизированных армян
Отношение константинопольского армянского патриаршества к вопросу исламизированных армян
00:42
Analitika.at.ua. Константинопольское Армянское патриаршество, созданное в
XV веке в результате исторических событий и развитий, помимо
духовно-религиозных, выполняло и выполняет также мирские и политические
функции, связанные с проживающим в Турции армянством. Наряду с позицией и
шагами патриаршества по тем или иным вопросам армян, проживавшим в Османской
империи, а затем – в Турецкой Республике, любопытно будет рассмотреть также его
подходы и политику, в частности, в вопросе армян, насильственно
исламизированных во время Геноцида. Рассматривая политику Константинопольского
Армянского патриаршества, проводимую последние сто лет, можно заметить
определенные различия, перемены в подходах и тактике, обусловленные временем и
обстоятельствами.
После Первой мировой войны перед руководством побежденной
Османской империи при содействии сил Антанты был поднят вопрос похищенных и
насильственно исламизированных в годы Геноцида армян. В частности, было
предъявлено требование – вернуть похищенных мусульманами армянских женщин и
детей своим семьям, а в случае отсутствия таковых – армянским или христианским
организациям. В этом вопросе серьезная роль была отведена Константинопольскому
Армянскому патриаршеству, ставшему авангардом в деле спасения уцелевших от
Геноцида армян. В частности, были созданы комиссии, которые изучали и собирали
информацию о местах проживания и статусе похищенных в те годы и насильственно
исламизированных армянах, после чего начался процесс их спасения, т.е. высвобождения
из мусульманских семей.
Работы по освобождению армянских сирот и женщин наиболее
активно начались в 1919г., в годы второго правления Константинопольского
патриарха Завена Тер-Егияна (1913-1916, 1918-1922гг.). Османское правительство
того времени, в лице министерства внутренних дел, 5 февраля 1919г. направило в
провинции особый указ, в котором говорилось: «Передать находящихся в
мусульманских семьях армянских женщин и детей в комиссию, состоящую из армян».
Этот указ, который в настоящее время хранится в османском архиве аппарата
премьер-министра Турции, был не проявлением доброй воли правительства, а
результатом серьезного давления и принуждения. Примечательно, что, ссылаясь на
этот указ, многие турецкие ученые критикуют его и считают доказательством
слабости правительства того времени.
Разумеется, процесс спасения осколков армянства сталкивается
с рядом препятствий, одним из которых, например, было то, что многие армянки
родили детей от своих похитителей и стояли перед сложным выбором – оставить
ребенка и вернуться к своим истокам или до конца жизни остаться в оковах
рабства и мучений. Следует отметить, что в тот период были случаи, когда
армянки, несовершеннолетние девушки предпочли остаться у своих похитителей.
Опираясь на это обстоятельство, некоторые турецкие источники утверждают о том,
что эти армянки выбрали своих мужей добровольно, и комиссия оказывала давление
на их волю и принудительно возвращала к армянству. Сегодня турецкая сторона
пустила в оборот также нелепую мысль о том, что во время освобождения
похищенных мусульманами армян при содействии Константинопольского Армянского
патриаршества собирали также детей-мусульман (турок и курдов) и выдавали их за
армян – с целью увеличить число армян. Турецкие ученые называют это процессом
насильственной христианизации. Безусловно, не исключено, что за это время могли
быть выявлены некоторые неточности, однако в преобладающем большинстве случаев
дети, выдаваемые за турок или курдов, были армянами, с раннего детства
оторванными от своих корней и воспитанными в истом исламском духе, у которых
была почти утеряна память и сознание об армянском происхождении.
В результате четырехлетней деятельности созданных комиссий
(1919-1922гг.) тысячи армян освободились от мусульманских семей и вернулись к
своим истокам и религии. Обобщая этот этап работ, в начале 1921г.
Константинопольское Армянское патриаршество подготовило доклад, английская
версия которого была отправлена в МИД США. Согласно этому докладу, по положению
на 1921г., в мусульманских семьях еще оставались 63000 сирот-армян, которые
были распределены по провинциям следующим образом:
1. Тер-Зорский район:
а) у аширетов Зибар, Эгабар и Варакора – 500,
б) у аширета Джибур – 600,
в) у аширета Шеммар – 700,
г) у аширета Анеза – 2000,
2. у чеченских аширетов района Ресулайн – 2000,
3. в Стамбуле и окрестностях – 6000,
4. в Измите, Бурсе, Балрыкесире – 2000,
5. в Инеболу – 1500,
6. Эксишехир и Кония – 3000,
7. Кастамону – 500,
8. Трабизон – 2500,
9. Себастия – 3500,
10. Кесария – 3500,
11. Эрзрум – 3000,
12. Диарбекир и Мардын – 25000,
13. Харберд – 3000,
14. Битлис и Ван - 5000.
Вопросами насильственно исламизированных в годы Геноцида
армянских женщин и детей занималась также Лига наций, решением которой была
создана следственная комиссия. В докладе, подготовленном в результате работы,
отмечалось о наличии всевозможных препятствий, связанных с освобождением
армянских детей и женщин из мусульманских семей, а также давалось объяснение:
«К этому преступлению был причастен весь народ». 30 августа 1921г. в совет Лиги
был представлен доклад, согласно которому из мусульманских семей были
высвобождены 90.819 армянских детей и женщин, но почти столько же оставалось в
плену. Сопоставляя эти факты, видим, что данные о наличии 63.000 армянских
детей-сирот, представленные Армянским патриаршеством, в какой-то мере совпадают
с данными Лиги наций и становятся более убедительными.
Вопрос армян, оставшихся в провинциях и находившихся на
разных уровнях ассимиляции, был в центре внимания Константинопольского
Армянского патриаршества и в дальнейшем. В частности, проводились работы по
изучению вопроса верообращеных армян и их возвращению к своим истокам при
патриархе Гарегине Хачатуряне (1951-1961гг.). В те годы в армянские
образовательные учреждения Стамбула начали привозить курдоязычных детей-армян
из провинций. Избранный в 1961г. Константинопольским патриархом Шнорк Галустян
(1961-1990гг.) не только активно занимался вопросами ассимилированных армян, но
и провел научное исследование вопроса, разделил на группы проживающих в Турции
армян (что по сей день помогает тем, кто занимается этой темой). Так, выступая
в 1980г. в Иерусалиме, блаженной памяти патриарх выделил четыре группы
провинциальных турецких армян:
«а) армяне, которые сознательно и добровольно обратились в
ислам, отреклись от армянства и живут среди турок. Численность этих армян
достигает одного миллиона,
б) армяне, которые три поколения назад обратились в ислам и
в форме курдских аширетов проживают изолированно и не смешиваются. В районе
Хнус есть сотни таких семей, которые знают, что они армяне, сознательно
заключают браки друг с другом и не хотят возвращаться к религии своих дедов,
если позволят условия,
в) армяне, которые волей-неволей обратились в ислам,
сохранили свое армянское ощущение и, обосновавшись в Константинополе, через
суды заменили в своих паспортах слово «ислам» на «эрмени»,
г) провинциальные армяне, которые, к их чести, вопреки всем
явным и неявным трудностям, остались армянами и сегодня составляют преобладающую
часть стамбульских армян.
Примечательно, что именно в годы правления патриарха Шнорка
и преимущественно его усилиями, известный аширет Эрмени Варто был перенесен в
Стамбул и начал общаться с армянской общиной.
Нынешний патриарх Месроп Мутафян также неоднократно
обращался к вопросу исламизированного армянства и, например, на одной из
встреч, состоявшейся 30 мая 2007г. заявил: «Не нужно забывать также, что во
время депортации, дабы избежать ее, большое число армян обратились в ислам. Мы
их также считаем за своих».
Недавно к вопросу исламизированных армян Турции обратился
также архиепископ Арам Атешян, представитель Константинопольского патриаршества
и один из основных кандидатов на выборах патриарха-соправителя. В интервью
авторитетной турецкой газете «Хюрриет» архиепископ Арам отметил, что
исламизация имела место также в республиканский период, чего не избежала также
его семья, некоторые члены которой в 1950-х гг. вынужденно обратились в ислам и
сегодня живут в Диарбекире как мусульмане. На вопрос журналиста, как относится
патриаршество к этническим армянам, стремящимся вернуться к своим корням,
Атешян ответил: «В Турции любой гражданин может обратиться в паспортный отдел и
изменить свою религию. Однако это не означает, что человек, обратившийся в христианство,
сразу же воспринимается нами как армянин. Для этого требуется достаточно много
времени. Есть шестимесячные курсы, в течение которых мы смотрим, насколько он
верен своим корням, и если видим настойчивость в желании вернуться к своим
корням, патриаршество выдает соответствующий документ, на основании которого
данный человек может пойти в паспортный отдел и поменять религию, обратившись в
христианство. После чего этот человек принимает крещение и становится членом
Армянской Апостольской церкви».
Известно, что в ближайшее время ожидаются выборы
Константинопольского патриарха соправителя, и, можно сказать, что все кандидаты
(епископ Сепух Чулджян, архиепископы Гарегин Бекчян и Арам Атешян) тем или иным
образом обращались к исламизированным армянам и их нынешним проблемам.
Таким образом, мы видим, что вопрос насильственно
исламизированных армян во все времена оставался в сфере внимания
Константинопольского Армянского патриаршества, и с начала ХХ века все
Константинопольские патриархи волей-неволей сталкивались и продолжают
сталкиваться с проблемами верообращенного армянства. Не имея возможности
действовать в этом направлении в турецких реалиях, они, тем не менее,
предпринимали определенные шаги. В то же время, мы надеемся, что их политика не
претерпит изменений и будет еще более активной.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.