Главная » 2010»Июль»14 » Отношения Армения- ЕС в рамках программы Восточное партнерство: возможности и вызовы
Отношения Армения- ЕС в рамках программы Восточное партнерство: возможности и вызовы
17:05
Analitika.at.ua. В армянском обществе Европа, то есть ЕС, образно говоря,
часто воспринимается как некий "Дед Мороз” у которого много "подарков”.
Проект "Восточное партнерство”, официально предлагаемый
Евросоюзом был представлен министром иностранных дел Польши при участии Швеции
на Совете по внешним отношениям 26 мая 2008 года. Главная цель проекта - сближение
ЕС с 6 странами бывшего СССР — Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Арменией,
Грузией и Беларусью.
"Восточное партнерство” является дополнением к «Северному
измерению» и «Средиземноморскому союзу» и является площадкой для переговоров по
визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому
партнерству с государствами — восточными соседями, заменяя переговоры о
расширении Евросоюза и вступления туда этих государств. В программе участвуют
Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия. Поскольку
Восточное партнерство не имеет собственного секретариата, оно будет
контролироваться непосредственно Европейской Комиссией.
Постараемся выяснить, какие возможности предоставляет
программа ЕС "Восточное партнерство” и какие вызовы она включает в себя.
Изначально нужно понять, что эта программа отнюдь не гарантирует
странам-участницам полноценное членство в ЕС. Об этом также неоднократно завяли
высокопоставленные лица ЕС. Так как изначально программа не преследовала такую
цель, она представляет собой некое измерение и площадку для диалога между
странами-участницами программы и ЕС, для интеграции последних с Европой.
Следует отметить, что идентификация политических и
законодательных систем шести стран будет происходить через Восточное
партнерство. По идее, этот формат для построения отношений с ЕС должен иметь
также определенные правила игры. Именно для институционализации этих отношений
была инициирована Парламентская Ассамблея (ПА) "Евронест” в рамках Восточного
партнерства. С одной стороны ПА "Евронест” будет той площадкой, где
страны-участницы смогут обсуждать волнующие друг друга вопросы, как между
собой, так и с ЕС. Но с другой стороны она может стать полем соперничества для
тех стран, которые имеют проблемы между собой, например Армения и Азербайджан.
Этому соперничеству также способствует сам ЕС своими резолюциями, наглядным
примером которого стала последняя резолюция Европарламента по Карабаху, после
принятия которой воинственная риторика Азербайджана резко активизировалась.
Кроме вышесказанного, нужно также понять, воспринимают ли
адекватно друг друга Армения и ЕС? В армянском обществе Европа, то есть ЕС,
образно говоря, часто воспринимается как некий "Дед Мороз” у которого много
"подарков” в виде денег, инвестиций, программ. Их можно получать за «хорошее»
поведение. Возникает вполне нормальный вопрос – почему? По нашему мнению,
формированию такого образа ЕС в армянском обществе способствовал также сам
Европейский Союз, так как он себя часто выступает именно в этой роли "Деда
Мороза”, который, грубо говоря, обменивает деньги на какие-то законодательные
изменения или реформы в политической системе стран-участниц. Может быть, ЕС
этого не желает, но это часто воспринимается именно таким образом, поскольку
изменения в законах или в госуправлении без формирования соответствующего
мышления в обществе и политической воли у власти, не может быть реального
сдвига в соответствии этим изменениям и реформам. Здесь нужно отметить, что
Конституция СССР была одной из самых демократических в мире, но этой стране
была диктатура. Это показатель того, что без соответствующего мышления и
политической воли властей законодательные изменения и реформы не будут работать
должным образом. Для эффективности процесса нужно его диверсифицировать и
обращать внимание также на общество той страны, с которой ЕС работает. В
противном случае все реформы и изменения, продиктованные обществу сверху, без
соответствующей социальной базы, приводят к сопротивлению со стороны того же
общества. Реформы, вне зависимости от их эффективности, будут восприниматься
как нечто чуждое, и в понимании рядового гражданина будут угрожать привычному
строю вещей. Для этого, до сих пор, все международные структуры (ЕС, ОБСЕ,
Совет Европы) выступая с докладами, фиксируют прогресс в тех или иных сферах
общественной жизни Армении, которые просто не сопоставимы с действительностью.
Поскольку почти во всех докладах обращается внимание не на реальное положение
вещей в стране, а на изменения, происходящих в разных документах.
Резюмируя вышесказанное можно подчеркнуть, что для
эффективного диалога Армении с ЕС нужна правильная оценка существующей ситуации
и адекватное восприятие друг друга. В общей сложности армяно-европейские
отношения, как и все в Армении, развиваются эволюционным путем, не очень
быстро, но поступательно, с выраженной динамикой, направленной на интеграцию.
Связи в основном имеют культурный и экономический характер – более трети
армянского экспорта и импорта приходится на страны ЕС. С одной стороны,
Восточное партнерство не предусматривает каких-либо действий и механизмов
решения проблем, но дает возможность укреплять диалог, экономические связи – и
все это в индивидуальном порядке, без привязки к региональным
внешнеполитическим факторам, как например, карабахский конфликт. Насколько этот
процесс будет эффективно работать, это другой вопрос, но процесс идет.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.