Главная » 2010»Декабрь»16 » Отношения между Россией и Турцией в поле внимания США и ЕС
Отношения между Россией и Турцией в поле внимания США и ЕС
12:22
Analitika.at.ua. Недавняя активизация российского руководства на
европейском направлении внешнеполитического курса не может рассматриваться
исключительно в позитивном для отношений между Россией и европейскими странами
ключе. На сохранение, а по оценкам некоторых российских экспертов и углубление,
настороженности европейцев по отношению к России оказывает влияние весьма
важный для нас побочный компонент отношений Москвы с евроатлантическими
странами: развитие российско-турецких отношений.
В Европе и в США заметно нарастание внимания к развитию
российско-турецких отношений по многим причинам, среди которых можно отметить
следующие:
- гиперактивное поведение Анкары в ближневосточном регионе и
весьма активные действия России не только на постсоветском, но и на более
отдаленных пространствах (Центральная и Восточная Европа, Юго-Восточная Азия).
Возможность формирования российско-турецкого тандема на широком пространстве их
интересов все больше настораживает Европу и США, хотя уровень данной
настороженности весьма неоднороден (от наиболее высокого в Вашингтоне до
среднего уровня в таких евроатлантических политических центрах, как Лондон и
Париж, и весьма мало выраженного уровня в Берлине). Возможно, что это одно из
свидетельств того, что и Анкаре, и Москве, если сравнивать с другими
политическими центрами, удобнее работать именно с Берлином по таким регионам,
как ближневосточный, черноморский, центральноазиатский;
- та, во многом мало ожидаемая, «провокационная
агрессивность» во внешнеполитическом курсе Москвы, с которой Запад столкнулся в
августе 2008г., отчетливо проявилась в последнее время уже во
внешнеполитическом курсе Анкары (инцидент с «Флотилией мира»).
- для евроатлантических стран не может быть более неудобного
расклада сил вокруг ядерной программы Ирана и в целом в ближневосточном
регионе, как тот расклад, очертания которого на нынешнем этапе уже формируются:
Турция занимает благоприятную по отношению к Ирану позицию, причем на самых
чувствительных для США и Европы позициях (антиизраильский курс, солидарность с
Сирией, поддержка экстремистских палестинских группировок), а Россия на
согласованных с Турцией позициях усиливает свое влияние в Черном море, каспийском
и центральноазиатском регионах, на Южном Кавказе.
Последние встречи на высшем уровне между российским
руководством и руководством ЕС, а также с первыми лицами Германии, по оценкам
российских экспертов, не позволили сбавить уровень настороженности в отношениях
Россия – Европа (даже в случае с Германией – к продвинутым российско-германским
экономическим отношениям не удалось прибавить качественно новый уровень тесного
взаимодействия на политическом уровне, чего настойчиво добивается Россия после
весьма прохладной реакции Европы на инициативы по Договору о европейской
безопасности).
31 мая 2010г. в Ростове-на-Дону прошла неформальная встреча
президента России с руководством ЕС в рамках саммита Россия – ЕС, после чего 1
июня там же состоялась уже официальная часть мероприятия. В ходе встреч
обсуждались различные аспекты сотрудничества России и ЕС, а также актуальные
вопросы международной и региональной повестки дня – в частности, меры по
преодолению мирового финансового кризиса, вопросы глобальной и европейской
безопасности, иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование.
Российские эксперты подчеркивают, что саммиты в формате
«1+1» ЕС проводит далеко не со всеми странами, расположенными вне его
интеграционного пространства. Статусом «особых партнеров» наделены лишь США и
Китай. Форумы с ними проходят на регулярной основе. Судя по всему, сейчас и
Россия относится руководством ЕС к числу статусных держав, взаимодействие с
которыми требует особого формата. В тоже время экспертами отмечается
беспредметность протекания нынешнего диалога между Россией и ЕС, что лишний раз
показал саммит в Ростове-на-Дону. По итогам форума не было достигнуто прогресса
ни по одному из наиболее принципиальных вопросов текущих российско-европейских
отношений. Так, в ходе консультаций стороны не стали останавливаться на
процессе подготовки базового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Не было
принято предметных решений в сфере облегчения визового режима между Россией и
ЕС. В тени основной повестки дня осталась и тема подписания нового Договора о
европейской безопасности, проект которого был передан в Брюссель еще 29 ноября
2009г. Практическая составляющая двусторонней встречи свелась к принятию
Совместного заявления саммита Россия – ЕС по программе «Партнерство для
модернизации», но и его следует рассматривать лишь как формальный документ.
Несколько более содержательным оказалось Соглашение между Россией и ЕС о защите
секретной информации, подписанное 1 июня 2010г., но и оно не смогло изменить
характера «бессодержательности» встречи.
Подписанный во время визита президента России в Германию
(4-5 июня 2010г.) германо-российский меморандум стал скромным и неопределенным
внешнеполитическим успехом России. Данный Меморандум скорее можно рассматривать
как некоторую уступку Москвы, так как в нем прописана возможность усиления роли
ЕС в приднестровском вопросе без каких-либо смягчений позиции ЕС по Абхазии и
Южной Осетии (в Меморандуме указывается: «Принимая во внимание осуществляемые
усилия, Россия и Европейский Союз будут сотрудничать в направлении разрешения
приднестровского конфликта, прежде всего имея в виду достижение ощутимого
прогресса в рамках формата «5+2» (Россия, Украина, Молдова, Приднестровье,
ОБСЕ, ЕС, США). Это сотрудничество может включать совместные мероприятия России
и ЕС, которые будут гарантировать беспроблемный переход от нынешней ситуации к
финальной стадии»).
Российские эксперты отмечают, что, несмотря на все усилия
Москвы оптимизировать линию своего поведения на мировой арене, Запад не
проявляет желания входить в число российских симпатизантов. Позиция, как ЕС,
так и США (которые входят в число основных российских контрагентов) остается по
отношению к России сдержанно-настороженной. Причем если в диалоге с Вашингтоном
Москва еще может указывать на некоторые позитивные сдвиги (особенно по теме
разоружения и в области политического диалога), то состояние «европейских дел»
остается достаточно неблаговидным. ЕС отказывается от отмены визового режима,
нет позитивных импульсов по вопросу содействия ЕС вступлению России во
Всемирную торговую организацию (ВТО).
В последнее время заметен согласованный подход США и
крупнейших стран ЕС к выстраиванию своих взаимоотношений с Россией и Турцией.
Данный подход проявляется в следующей общей схеме. Некоторое улучшение
американо-российских отношений продвигается на фоне ослабления связей России и
Европы, в отношении же Турции на нынешнем этапе реализуется обратная схема –
ухудшение американо-турецких отношений протекает на фоне некоторого улучшения
отношений Анкары с европейскими странами. В этой связи можно сделать два
предположения: 1) критически важную роль по недопущению какого-либо
качественного сближения между Москвой и Анкарой продолжат играть США; 2) Европе
отводится ассистирующая роль, которая, с одной стороны, расширяла бы для США
поле для маневрирования при реализации указанной общей схемы, а с другой –
снижала бы восприятие этих действий в Москве и Анкаре в качестве «заговора
Запада» против них.
На треке ухудшения американо-турецких отношений можно заметить
следующие факты. Во-первых, это принципиальные противоречия между США и Турцией
в вопросе ядерной программы Ирана. Во-вторых, к этому в последнее время также
добавилось отдаление позиций Анкары и Вашингтона друг от друга в вопросе
восприятия процессов на Ближнем Востоке, в которых так или иначе значительно
присутствие израильского фактора.
Сравнивая некоторое улучшение американо-российских отношений
и ухудшение отношений между США и Турцией, можно привести такой показательный
пример. 27 мая 2010г. была обнародована новая редакция Стратегии национальной
безопасности США. В тексте Стратегии мало внимания уделяется Турции, в то время
как в отношении России есть достаточно объемные ссылки. Также важно отметить,
что прошедшие после обнародования текста Стратегии его представления
экспертному сообществу США не содержали какого-либо упоминания Турции. Так,
состоявшаяся в тот же день, 27 мая 2010г., встреча в Институте Брукингса, в
которой участвовали государственный секретарь США Х.Клинтон и советник
президента США по вопросам национальной безопасности Дж.Джонс, не коснулась
темы Турции, в то время как в отношении России прозвучали следующие тезисы: «мы
намерены укреплять отношения и расширять диалог с такими ключевыми странами,
как Россия», «у нас разная история, разные подходы, но мы сказали: давайте
будем честно обмениваться взглядами и информацией и решать, как двигаться
вперед».
В пользу наличия определенного игнорирования активной
политики Турции в регионе со стороны США на нынешнем этапе свидетельствуют оценки
известных американских экспертов. Так, эксперт по вопросам европейской
безопасности и Турции в аналитическом центре RAND Corporation С.Ларраби
(Stephen F. Larrabee) 3 июня этого года отметил, что «когда речь заходит о
ближневосточном регионе, то здесь интересы США и Турции совпадают только
частично. По вопросу же Ирана есть все предпосылки для того, чтобы позиции
Турции еще больше отличались от позиции США и европейских стран».
На игнорирование Турции обращают внимание и турецкие
эксперты. Так, 10 мая этого года в турецкой газете «Cumhuriyet» была размещена
статья участника Программы турецких исследований в Вашингтонском институте
ближневосточной политики Ю.Озкана (Yurter Ozcan). В статье отмечается, что за
несколько недель до опубликования текста новой редакции Стратегии национальной
безопасности США, 21 апреля 2010г. советник президента США по вопросам
национальной безопасности Дж.Джонс выступил с лекцией в Вашингтонском институте
ближневосточной политики. Автор статьи, в частности, отмечает, что, коснувшись
широкого круга вопросов, имеющих отношение к национальной безопасности США, Дж.
Джонс не обратился к теме американо-турецких отношений и вообще к теме
"Турция”».
Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- в отношениях крупнейших акторов в таких регионах, как
Ближний Восток, Черное море, Южный Кавказ, Центральная Азия сохраняется уровень
высокой конкуренции;
- в рамках данной конкуренции вырисовывается согласование
позиций между США и ЕС в совместном сдерживании таких акторов, как Россия и
Турция. США более активно следят за динамикой российско-турецких отношений, чем
их партнеры в Европе;
- на нынешнем этапе Россия и Турция весьма далеки от того,
чтобы эффективно координировать свои действия во внешнеполитической сфере на
взаимосогласованных позициях, чему препятствуют нерешенные между двумя странами
вопросы и сохраняющиеся противоречия в долгосрочном плане. Михаил Агаджанян, noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.