Понедельник, 25.11.2024, 19:52
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Декабрь » 16 » Отношения между Россией и Турцией в поле внимания США и ЕС
Отношения между Россией и Турцией в поле внимания США и ЕС
12:22

Analitika.at.ua. Недавняя активизация российского руководства на европейском направлении внешнеполитического курса не может рассматриваться исключительно в позитивном для отношений между Россией и европейскими странами ключе. На сохранение, а по оценкам некоторых российских экспертов и углубление, настороженности европейцев по отношению к России оказывает влияние весьма важный для нас побочный компонент отношений Москвы с евроатлантическими странами: развитие российско-турецких отношений.

 

В Европе и в США заметно нарастание внимания к развитию российско-турецких отношений по многим причинам, среди которых можно отметить следующие:

 

- гиперактивное поведение Анкары в ближневосточном регионе и весьма активные действия России не только на постсоветском, но и на более отдаленных пространствах (Центральная и Восточная Европа, Юго-Восточная Азия). Возможность формирования российско-турецкого тандема на широком пространстве их интересов все больше настораживает Европу и США, хотя уровень данной настороженности весьма неоднороден (от наиболее высокого в Вашингтоне до среднего уровня в таких евроатлантических политических центрах, как Лондон и Париж, и весьма мало выраженного уровня в Берлине). Возможно, что это одно из свидетельств того, что и Анкаре, и Москве, если сравнивать с другими политическими центрами, удобнее работать именно с Берлином по таким регионам, как ближневосточный, черноморский, центральноазиатский;

 

- та, во многом мало ожидаемая, «провокационная агрессивность» во внешнеполитическом курсе Москвы, с которой Запад столкнулся в августе 2008г., отчетливо проявилась в последнее время уже во внешнеполитическом курсе Анкары (инцидент с «Флотилией мира»).

 

- для евроатлантических стран не может быть более неудобного расклада сил вокруг ядерной программы Ирана и в целом в ближневосточном регионе, как тот расклад, очертания которого на нынешнем этапе уже формируются: Турция занимает благоприятную по отношению к Ирану позицию, причем на самых чувствительных для США и Европы позициях (антиизраильский курс, солидарность с Сирией, поддержка экстремистских палестинских группировок), а Россия на согласованных с Турцией позициях усиливает свое влияние в Черном море, каспийском и центральноазиатском регионах, на Южном Кавказе.

 

Последние встречи на высшем уровне между российским руководством и руководством ЕС, а также с первыми лицами Германии, по оценкам российских экспертов, не позволили сбавить уровень настороженности в отношениях Россия – Европа (даже в случае с Германией – к продвинутым российско-германским экономическим отношениям не удалось прибавить качественно новый уровень тесного взаимодействия на политическом уровне, чего настойчиво добивается Россия после весьма прохладной реакции Европы на инициативы по Договору о европейской безопасности).

 

31 мая 2010г. в Ростове-на-Дону прошла неформальная встреча президента России с руководством ЕС в рамках саммита Россия – ЕС, после чего 1 июня там же состоялась уже официальная часть мероприятия. В ходе встреч обсуждались различные аспекты сотрудничества России и ЕС, а также актуальные вопросы международной и региональной повестки дня – в частности, меры по преодолению мирового финансового кризиса, вопросы глобальной и европейской безопасности, иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование.

 

Российские эксперты подчеркивают, что саммиты в формате «1+1» ЕС проводит далеко не со всеми странами, расположенными вне его интеграционного пространства. Статусом «особых партнеров» наделены лишь США и Китай. Форумы с ними проходят на регулярной основе. Судя по всему, сейчас и Россия относится руководством ЕС к числу статусных держав, взаимодействие с которыми требует особого формата. В тоже время экспертами отмечается беспредметность протекания нынешнего диалога между Россией и ЕС, что лишний раз показал саммит в Ростове-на-Дону. По итогам форума не было достигнуто прогресса ни по одному из наиболее принципиальных вопросов текущих российско-европейских отношений. Так, в ходе консультаций стороны не стали останавливаться на процессе подготовки базового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Не было принято предметных решений в сфере облегчения визового режима между Россией и ЕС. В тени основной повестки дня осталась и тема подписания нового Договора о европейской безопасности, проект которого был передан в Брюссель еще 29 ноября 2009г. Практическая составляющая двусторонней встречи свелась к принятию Совместного заявления саммита Россия – ЕС по программе «Партнерство для модернизации», но и его следует рассматривать лишь как формальный документ. Несколько более содержательным оказалось Соглашение между Россией и ЕС о защите секретной информации, подписанное 1 июня 2010г., но и оно не смогло изменить характера «бессодержательности» встречи.

 

Подписанный во время визита президента России в Германию (4-5 июня 2010г.) германо-российский меморандум стал скромным и неопределенным внешнеполитическим успехом России. Данный Меморандум скорее можно рассматривать как некоторую уступку Москвы, так как в нем прописана возможность усиления роли ЕС в приднестровском вопросе без каких-либо смягчений позиции ЕС по Абхазии и Южной Осетии (в Меморандуме указывается: «Принимая во внимание осуществляемые усилия, Россия и Европейский Союз будут сотрудничать в направлении разрешения приднестровского конфликта, прежде всего имея в виду достижение ощутимого прогресса в рамках формата «5+2» (Россия, Украина, Молдова, Приднестровье, ОБСЕ, ЕС, США). Это сотрудничество может включать совместные мероприятия России и ЕС, которые будут гарантировать беспроблемный переход от нынешней ситуации к финальной стадии»).

 

Российские эксперты отмечают, что, несмотря на все усилия Москвы оптимизировать линию своего поведения на мировой арене, Запад не проявляет желания входить в число российских симпатизантов. Позиция, как ЕС, так и США (которые входят в число основных российских контрагентов) остается по отношению к России сдержанно-настороженной. Причем если в диалоге с Вашингтоном Москва еще может указывать на некоторые позитивные сдвиги (особенно по теме разоружения и в области политического диалога), то состояние «европейских дел» остается достаточно неблаговидным. ЕС отказывается от отмены визового режима, нет позитивных импульсов по вопросу содействия ЕС вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

 

В последнее время заметен согласованный подход США и крупнейших стран ЕС к выстраиванию своих взаимоотношений с Россией и Турцией. Данный подход проявляется в следующей общей схеме. Некоторое улучшение американо-российских отношений продвигается на фоне ослабления связей России и Европы, в отношении же Турции на нынешнем этапе реализуется обратная схема – ухудшение американо-турецких отношений протекает на фоне некоторого улучшения отношений Анкары с европейскими странами. В этой связи можно сделать два предположения: 1) критически важную роль по недопущению какого-либо качественного сближения между Москвой и Анкарой продолжат играть США; 2) Европе отводится ассистирующая роль, которая, с одной стороны, расширяла бы для США поле для маневрирования при реализации указанной общей схемы, а с другой – снижала бы восприятие этих действий в Москве и Анкаре в качестве «заговора Запада» против них.

 

На треке ухудшения американо-турецких отношений можно заметить следующие факты. Во-первых, это принципиальные противоречия между США и Турцией в вопросе ядерной программы Ирана. Во-вторых, к этому в последнее время также добавилось отдаление позиций Анкары и Вашингтона друг от друга в вопросе восприятия процессов на Ближнем Востоке, в которых так или иначе значительно присутствие израильского фактора.

 

Сравнивая некоторое улучшение американо-российских отношений и ухудшение отношений между США и Турцией, можно привести такой показательный пример. 27 мая 2010г. была обнародована новая редакция Стратегии национальной безопасности США. В тексте Стратегии мало внимания уделяется Турции, в то время как в отношении России есть достаточно объемные ссылки. Также важно отметить, что прошедшие после обнародования текста Стратегии его представления экспертному сообществу США не содержали какого-либо упоминания Турции. Так, состоявшаяся в тот же день, 27 мая 2010г., встреча в Институте Брукингса, в которой участвовали государственный секретарь США Х.Клинтон и советник президента США по вопросам национальной безопасности Дж.Джонс, не коснулась темы Турции, в то время как в отношении России прозвучали следующие тезисы: «мы намерены укреплять отношения и расширять диалог с такими ключевыми странами, как Россия», «у нас разная история, разные подходы, но мы сказали: давайте будем честно обмениваться взглядами и информацией и решать, как двигаться вперед».

 

В пользу наличия определенного игнорирования активной политики Турции в регионе со стороны США на нынешнем этапе свидетельствуют оценки известных американских экспертов. Так, эксперт по вопросам европейской безопасности и Турции в аналитическом центре RAND Corporation С.Ларраби (Stephen F. Larrabee) 3 июня этого года отметил, что «когда речь заходит о ближневосточном регионе, то здесь интересы США и Турции совпадают только частично. По вопросу же Ирана есть все предпосылки для того, чтобы позиции Турции еще больше отличались от позиции США и европейских стран».

 

На игнорирование Турции обращают внимание и турецкие эксперты. Так, 10 мая этого года в турецкой газете «Cumhuriyet» была размещена статья участника Программы турецких исследований в Вашингтонском институте ближневосточной политики Ю.Озкана (Yurter Ozcan). В статье отмечается, что за несколько недель до опубликования текста новой редакции Стратегии национальной безопасности США, 21 апреля 2010г. советник президента США по вопросам национальной безопасности Дж.Джонс выступил с лекцией в Вашингтонском институте ближневосточной политики. Автор статьи, в частности, отмечает, что, коснувшись широкого круга вопросов, имеющих отношение к национальной безопасности США, Дж. Джонс не обратился к теме американо-турецких отношений и вообще к теме "Турция”».

 

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

 

- в отношениях крупнейших акторов в таких регионах, как Ближний Восток, Черное море, Южный Кавказ, Центральная Азия сохраняется уровень высокой конкуренции;

 

- в рамках данной конкуренции вырисовывается согласование позиций между США и ЕС в совместном сдерживании таких акторов, как Россия и Турция. США более активно следят за динамикой российско-турецких отношений, чем их партнеры в Европе;

 

- на нынешнем этапе Россия и Турция весьма далеки от того, чтобы эффективно координировать свои действия во внешнеполитической сфере на взаимосогласованных позициях, чему препятствуют нерешенные между двумя странами вопросы и сохраняющиеся противоречия в долгосрочном плане. Михаил Агаджанян, noravank.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 641
Календарь новостей
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru