Главная » 2011»Июнь»8 » Ованнес Никогосян: В Карабахе защищались от насильственных актов Азербайджана
Ованнес Никогосян: В Карабахе защищались от насильственных актов Азербайджана
14:51
Analitika.at.ua. Вопрос территориальной целостности – очень важный при
любом этнополитическом конфликте, который предполагает сецессию. Наверное,
исходя из этой важности этот принцип так часто становиться объектом для излишне
политизированных манипуляций. Это уже стало своеобразной классикой жанра, к
сожалению! Об этом в интервью Analitika.at.ua
заявил армянский политолог, Ованнес Никогосян.
«Вообще, есть некий лжефакт, что все страны соцлагерля были
приняты в ООН единым решением, и например в Азербайджане, основываясь на этом
развивают тезис о том, что они были приняты в ряды стран-членов ООН на
территориях АзССР – даже несмотря на то, что они сами провозгласили себя
преемниками никем не признанной, и даже отвергнутой Лигой Наций «первой демократии
на мусульманском востоке», а именно – Азербайджанской Демократической
Республики. Это образование тогда не имело «определенной границы» (defined
territory), что является важнейшим атрибутом государственности, и посему Лига
Наций отклонила ее принятие.
Это правда, что почти все бывшие советские республики (за
исключением Грузии и стран Прибалтики) были приняты в ООН 2 марта 1992 года, но
решения об этом в процедурном и содержательном отношении были, конечно, разные
по отдельным субъектам. В случае с Азербайджаном, Молдовой и Грузией, Совет
Безопасности принял решение о членстве в желании "дальнейшего укрепления
принципа универсальности” (резолюция S/Res/742 и Док. ООН S/23597), что
является иным выражением принципа uti possidetis juris, даже несмотря на то, что
сам Азербайджан отрицал преемственность АзССР. Казус в том, что в международном
праве сегодня активно развивается доктрина о том, что этот принцип был применим
только в контексте деколонизации и только в Африке, при чем границы внутри
Африки тоже меняются (Южный Судан, возможно далее – Сомали) и принцип uti
possidetis теряет легитимность и правомерность. В самом центре этих вопросов и
находится одна из правовых измерений карабахского противостояния –
территориальная целостность трех стран (Арм, Аз и НКР), вовлеченных в конфликт.
Что касается признания территориальной целостности
государств, ООН не является тем институтом, который призван признавать эту
самую территориальную целостность. Статья 2(4) только призывает страны-члены
"воздержаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения
как против территориальной неприкосновенности” и так далее. Если смотреть
документы ООН и Совета Безопасности периода 1992-94гг, можно легко увидеть, что
не НКР или тем более не Армения создали угрозу региональному миру и
безопасности, а Азербайджан – действиями своей регулярной армии и
исполнительных органов на территории НКАО – до независимости последней
(1998-91) и силами регулярной армии – в период войны. Название армии НКР –
«силы самообороны» говорит само за себя – НКР (армия и мирное население)
действовали в самозащиту против насильственных актов Азербайджана сорвать
создание независимого НКР, который самоопределился с уважением как действующего
внутреннего (советского), так и международного права», отмечает политолог.
Нагорно-карабахский
конфликт. В 1923 году, без учета мнения населения жителей Нагорного
Карабаха, решением Кавказского бюро РКП(б) в составе Азербайджанской ССР была
образована Нагорно-Карабахская автономная область.
Спустя 65 лет, в Нагорном Карабахе начинается народное
движение за воссоединение с Арменией, которое не находит поддержки со стороны
властей СССР. Второго сентября 1991 года, на совместной сессии
Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных
депутатов, было провозглашено образование Нагорно-Карабахской Республики в
составе СССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области и Шаумяновского
района, на 92% населенного армянами. Десятого декабря 1991 года проводится
референдум о независимости Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах).
28 декабря 1991 года были проведены парламентские выборы, по результатам
которого формируется первое правительство.
Осенью 1991 года, Азербайджан начинает военные действия, в
ходе которых устанавливает контроль над Шаумяновским районом и оккупирует
большую часть Мартакертского, Гадрутского и Мартунинского районов
Нагорно-Карабахской Республики. С середины 1993 года в ходе ответных военных
операций, НКР восстанавливает контроль практически над всей своей территорией.
Под контролем Нагорно-Карабахской Республики, после подписания в мае 1994 года
соглашения о прекращении огня, остаются также занятые в ходе конфликта
Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джебраильский, Зангеланский и части
Агдамского и Физулинского районов Азербайджана. Это реинтегрированные в НКР
районы, до 1918 года населенные преимущественно армянами.
Впоследствии, в статье 142 Конституции Нагорно-Карабахской
Республики было указано, что до восстановления целостности государственной
территории Нагорно-Карабахской Республики и уточнения границ, публичная власть
осуществляется на территории, фактически находящейся под юрисдикцией
Нагорно-Карабахской Республики.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.