Главная » 2011 » Июнь » 9 » Ожидается Казанский протокол: Но какие дрова наломают посредники – для обогрева или пожара?
Ожидается Казанский протокол: Но какие дрова наломают посредники – для обогрева или пожара?
18:57
Analitika.at.ua. Предстоящая 25 июня в Казани встреча президентов Армении
и Азербайджана под патронажем президента России уже задолго до своего начала
вызвала большой ажиотаж. Как региональные, так и международные политологи и
эксперты не скупились на оценки, априори называя ее решающей, переломной,
приближающей так называемый момент истины.
В определенной мере завышенные ожидания от казанской
встречи, думается, обусловлены недавним совместным заявлением президентов
России, США и Франции, принятым 26 мая в рамках саммита «Большой Восьмерки» в
Довиле, с целью придать процессу карабахского урегулирования необходимый
импульс и сдвинуть его с мертвой точки. На решительный настрой глав государств-сопредседателей
Минской группы ОБСЕ указывает тот факт, что тезисы упомянутого заявления
выдержаны в достаточно жесткой, императивной форме, в документе выдвигаются
конкретные требования и даже указываются сроки. Медведев, Обама и Саркози
призвали лидеров Армении и Азербайджана «продемонстрировать политическую волю и
завершить работу над Основными принципами урегулирования в ходе предстоящего
армяно-азербайджанского саммита в июне». То есть, на анонсированной уже встрече
в Казани.
Нетерпеливость президентов России, США и Франции понять
можно, ибо вот уже пять лет идет обсуждение базовых принципов урегулирования, а
результатов все нет. В сущности, их и не может быть, так как у сторон
конфликта, о чем мы уже неоднократно говорили, совершенно разные переговорные
позиции и столь же разное понимание принципов урегулирования, называй их
Основными или Мадридскими. Каждая из сторон интерпретирует эти принципы на свой
лад, но если Армения заявила о своей готовности принять предложенный
сопредседателями последний вариант Основных принципов карабахского
урегулирования в качестве основы для переговоров, то внятного ответа от
Азербайджана не получено до сих пор. Более того, Баку подходит к принципам
урегулирования, которые сопредседатели Минской группы рассматривают как единое,
совокупное целое, весьма избирательно, апеллируя лишь к одному из них –
принципу территориальной целостности.
Даже Довильское заявление вызвало разную реакцию сторон
конфликта, каждая из которых усмотрела в нем поддержку собственной позиции. Если
Ереван и Степанакерт справедливо отметили важность призыва к исключительно
мирному разрешению азербайджано-карабахского конфликта, который, как они
считают, адресован Азербайджану, то Баку увидел в нем призыв к Армении …
«начать вывод своих вооруженных сил с территории Азербайджана». При подобном
разночтении едва ли можно рассчитывать на сколь-нибудь значимый прогресс в
Казани, который позволил бы приступить к работе над проектом Мирного
соглашения, к чему призывают президенты России, США и Франции.
Будут ли идентичны реакции глав Армении и Азербайджана на
довильский призыв руководителей стран-сопредседателей Минской группы и сумеют
ли согласовать в Казани базовые принципы урегулирования? Это представляется
весьма проблематичным. Уже после Довиля Азербайджан вновь заявил, что остается
на своих прежних позициях, а именно, что он будет и далее настаивать на выводе
армянских войск и возвращении азербайджанцев в Нагорный Карабах. Более того,
глава МИД Азербайджана Мамедъяров даже и не скрывает, что его страна взяла на
вооружение стратегию так называемой «военной дипломатии», предполагающую шантаж
и разговор с армянскими сторонами с позиции силы.
Хочется думать, что президенты России, США и Франции будут
последовательны в реализации Довильского заявления и останутся верны своим
словам о том, что «повторное применение силы будет осуждено международным
сообществом». Хочется думать также, что перспектива международного жесткого
осуждения мировым сообществом силового решения проблемы, наконец, вернет
Азербайджан к реальности. Возможно, в Казани будет предпринята попытка оказать
на Азербайджан давление и добиться от него документального закрепления тезиса о
недопустимости применения силы, что станет хоть каким-то ощутимым результатом.
В условиях, когда компромиссов пока не предвидится, когда шансов на успех в
согласовании сторонами Основных принципов и на реальный прорыв в переговорном
процессе практически нет, принятие документов «прикладного» характера,
направленных на сохранение стабильности в зоне конфликта, могло бы стать пусть
и небольшим, но определенным шагом к миру.
Однако хотелось бы сказать и о другом. «Политологический»
шум, поднятый вокруг Казанской встречи, а следовательно, и связываемые с нею
надежды модераторов, таят в себе и некую опасность. Не исключено, что в
стремлении добиться скорейшего урегулирования конфликта, что декларировалось в
том же Довильском заявлении, международные посредники могут пойти на поводу
Азербайджана и потребовать от армянских сторон вывода войск с освобожденных
территорий. Однако игнорирование сложившихся реалий и изменение любой ценой
нынешнего статус-кво в условиях, когда Азербайджан никак не желает отказываться
от своей агрессивной политики, способны взорвать ситуацию в регионе. Надеемся,
посредники эту угрозу в полной мере осознают и не станут для спасения
собственного лица прибегать к политике выкручивания рук в отношении Армении.
Иначе они рискуют наломать дров – для нового пожара в зоне конфликта.
defacto.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.