Вторник, 16.04.2024, 12:33
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Август » 17 » Паритет по-российски?
Паритет по-российски?
12:49

Analitika.at.ua. Последние 20 лет с очевидностью продемонстрировали, что Россия имеет слишком много проблем, чтобы позволить себе сделать ставку на одного из партнеров, опираясь на которого добиваться влияния во всем регионе. Нынешнее российское руководство с сожалением просматривает региональную политику СССР, когда принцип приоритета ослаблял его позиции и не позволял осуществлять должные маневры во внешней политике. Вместе с тем современная Россия не настолько влиятельна, как СССР, а ее сторонники паритетной политики привели к утрате влияния на Балканах и на Ближнем Востоке. На Кавказе реакция будет более непредсказуемой. Вот и сейчас муссируется неофициальная информация о намерениях России поставить Азербайджану два дивизиона ЗРК С-300.

 

Россия всегда имела цель проводить двустороннюю политику на Южном Кавказе, и она терпеливо ожидала, когда Азербайджан вернется к затее сближения с ней. То есть, опираясь на наиболее надежные для нее отношения с Арменией, Россия манипулирует регионом. При этом Россия вовсе не исключает военные действия между Азербайджаном и Арменией, когда будут продемонстрированы смысл или бессмысленность ОДКБ и Договора о взаимопомощи между Россией и Арменией. По расчетам России, война приведет не к усилению США или НАТО в регионе, а к возрастанию влияния России. Россия хотела бы подвести Армению к примирению с Азербайджаном в результате частичной или полной и окончательной утраты Карабаха, как условия попадания Азербайджана в орбиту российской политики.

 

События в Украине заметно вдохновили россиян, хотя они понимают зыбкость отношений с этой страной. Одновременно поведение Беларуси убеждает Россию в определенной бессмысленности неких союзов с духовно близкими народами и государствами. Эти выводы во внешней политике России ожидались давно, и мы являемся свидетелями попыток русских переиграть самих себя и заполучить новых союзников и партнеров в лице "платежеспособных" государств. Эту идею, которая очевидно обусловлена новым внешнеполитическим курсом Турции, русские пытаются обозначить как евразийскую доктрину.

 

В сделке по С-300 нет ничего принципиально нового, во всяком случае в политическом смысле, так как Россия практически всегда сотрудничала с Азербайджаном в оборонной сфере, прежде всего в поставках вооружений. Одновременно Россия нередко игнорировала интересы Армении в получении вооружений. Широкой аудитории известны только один или два скандала по этому поводу, но таких постыдных эпизодов в отношениях с Россией было немало. Отношения России с Арменией строились с учетом ее отношений с Азербайджаном, но никак не наоборот. Конечно, если бы власти Армении и организации армянской диаспоры заняли более решительную политику в отношениях с Россией, можно было бы избежать таких результатов. Как-то было сказано, что после исчерпания всей этой канители отвечать за все это придется лишь солдатам на фронте. Придется воевать, причем постараться уничтожить как можно большее число азербайджанцев и вовлечь в эту войну как можно большее число государств.

 

Несмотря на "классические" утверждения о том, что политика и деньги взаимосвязаны, на деле, если государство готово из-за денег пожертвовать политическими целями, это означает ущербность ее внешней политики в той или иной мере. Вокруг поставок Россией различных видов вооружений тем или иным странам чрезмерно раскручивают политические мотивы, что вылилось в совершенно не оправданную дискуссию. Самой России тиражирование политических мотивов вокруг торговли вооружениями представляется весьма предпочтительным: политику всегда можно оправдать. Политика объясняет такие вещи, как защита интересов и безопасности тех или иных государств, необходимость установления партнерских отношений, сбалансированность сил в регионах между соперничающими государствами. Получение денежных доходов в результате продажи вооружений - обстоятельство вполне легитимное, вполне понятное и принятое в современном мире, но все равно, так или иначе, дурно пахнет, особенно, если речь идет о поставках вооружений государствам, настроенным откровенно агрессивно. В администрации президента России были весьма подробно рассмотрены внешние реакции, возможные по поводу поставок Азербайджану ЗРК С-300. По имеющимся сведениям, распоряжением заместителя руководителя администрации по внешнеполитическим вопросам Сергея Приходько российские СМИ не должны акцентировать эту тему, а некоторым экспертам, получающим доступ к респектабельным СМИ, даны рекомендации не освещать данные поставки в финансовом аспекте. Политизация данной темы в сфере пропаганды весьма поощряется и одобряется.

 

В настоящее время экспорт вооружений в России, а также выбор приоритетов в развитии производства вооружений крайне "экономизированы", и те, кто сейчас заправляет этой сферой, предпочитают максимально игнорировать политические интересы в экспорте вооружений в угоду получения доходов. Это особенно ощутимо после 2006 года, когда в этой отрасли произошли кадровые изменения. Усиление позиций руководства "Рособоронэкспорта" и лоббистов этой государственной компании привело к тому, что Министерство обороны как таковое утратило свое влияние на принятие решений в производстве и экспорте оружия.

 

Экспорт вооружений - важнейшая статья российского экспорта, и Россия успешно конкурирует в этой сфере с США. Вместе с тем Россия столкнулась с жесткой конкуренцией в сфере торговли вооружений и не может довольствоваться только "дальними" рынками. Поэтому принципиальным направлением в экспорте вооружений должны стать государства СНГ, где Россия имеет традиционные позиции. При этом наиболее платежеспособными из данных государств являются Казахстан и Азербайджан. Одновременно очень удобным партнером в этой сфере может стать Турция, которая в свое время так и не осуществила свою амбициозную программу по довооружениям из-за финансовых и политических соображений. Особенно важным представляется экспорт комплексов ЗРК, и Россия надеется на значительный выигрыш в этом направлении.

 

Если оценивать политические и геоэкономические возможности России в части влияния на Азербайджан с целью, например, провала проекта NABUCCO, она располагает многими иными ресурсами помимо поставок вооружений. Россия обладает весьма значительным влиянием на Азербайджан без каких-либо подачек ему в части Карабаха или вооружений. Поэтому рассматривать поставки ЗРК С-300 Азербайджану в контексте политического воздействия не стоит: российская элита настолько меркантильна, что крайне ревностно относится даже к незначительным конкурентным поставкам вооружений своим соседям по СНГ другими государствами. Москва неоднократно остро реагировала по поводу очень незначительных поставок вооружений Армении рядом бывших советских республик (хорошо помнится подлая публикация в газете "Московский комсомолец" в 2001 году). Как известно, помимо поставок ЗРК С-300 Азербайджану эти комплексы россияне собираются поставить и Турции. К чему приведет такая алчность?

 

Поставки ЗРК С-300 Азербайджану, несомненно, усилят его и придадут новое значение этой стране в регионе - азербайджанцы будут чувствовать себя более защищенными и безнаказанными. В этом контексте становится совершенно ясно, что защита и безопасность Армении обретают новую задачу. Может быть, ЗРК С-300, предназначенные Азербайджану, стоит уничтожить? Государство, постоянный член Совета Безопасности ООН, создавшее ОДКБ, не должно позволять себе поставку столь принципиальных вооружений варварскому, откровенно агрессивному государству, чьи руководители и чей народ ведут себя, как звери.

 

Все утверждения о том, что подписанных контрактов не существует, совершенно не говорят об отсутствии таких намерений. Имеются политические договоренности, намерения, и сама Россия заинтересована в распространении этих сведений. Азербайджан предпринял за последние два года сильные инициативы по лоббированию этой сделки, привлекая к этому не только финансовые возможности, но и интеллектуальные центры России, которые азербайджанцы успешно прибрали к рукам, например, Институт Европы РАН, МГУ, МГИМО, РГГУ, а также ряд влиятельных СМИ - "Коммерсант" и Газета.ру. Однако некий Агаев, которого в Москве азербайджанцы называют "он", высказался в 2009 году весьма нелицеприятно: "Зачем нам разные лоббисты, которые только съедают деньги, когда главный лоббист в России - это Д.Медведев. Президент должен быть нашим лоббистом, лоббистом номер один".

 

Намерения о данных поставках логично было бы истолковать весьма определенно - что Россия пытается снять с себя всякую ответственность за безопасность в регионе и исход возможной армяно-азербайджанской войны, сохранить долговременную конфликтную ситуацию; ввести свои войска под видом миротворцев в регион, осуществляя стратегический контроль над Арменией и Азербайджаном, интегрировать вооруженные силы обоих государств в свою операционную и военно-техническую систему. Поставки С-300 Азербайджану стали бы ходом конем и в результате этой сделки Россия превратилась бы в гаранта безопасности политического и экономического центра в Азербайджане, что стало бы сигналом для Ирана и Грузии. Кстати, раскрутка иранской темы по поводу данных намерений России недостаточно глубока и не учитывает важного обстоятельства. Иран обладает различными возможностями для нанесения ударов по нефтяным промыслам и энергетическим коммуникациям на Каспии. В Азербайджане создана разветвленная сеть иранской креатуры, которая способна уничтожить Кавказско-Каспийский энергетический комплекс в течение суток (много ли нужно). Вряд ли Иран предпочтет методы симметричной войны для достижения своих целей в будущем конфликте с Азербайджаном. США и Турция очень хорошо представляют, каким образом Иран намерен осуществить масштабные диверсии в отношении Азербайджана. Таким образом, примерять поставки С-300 в целях защиты Азербайджана от посягательств Ирана - просто выдумка...

 

Некоторые аналитики выступают против обоснованной критики политики России, "аргументируя" тем, что наряду с осуждением России не подвергаются критике другие поставщики вооружений Азербайджану - США, Израиль, Турция, Великобритания. Это просто логика глухонемых образованцев. Разве Армения когда-либо заявляла о себе как о военном партнере США, Турции или Израиля или выдвигала повестку о вступлении в НАТО? Позиция Армении имела важное значение для ограничения на Южном Кавказе определенных стратегий, имеющих непосредственно антироссийскую направленность. Что необходимо было для укрепления позиций и безопасности России, что Армения не выполнила? То есть дожили до того, что логика этих "экспертов" привела к тому, что Россия и Турция положены в одну плоскость с точки зрения интересов Армении!

 

Кстати об Америке. 10 лет назад я впервые отправился в Вашингтон с исследовательскими целями. Как помнится, был март - апрель. Тогда армянские и греческие лоббисты подняли большой шум по поводу намерений США поставить Турции ударные вертолеты. Если не ошибаюсь, ни тогда, ни позже эти вертолеты так и не были проданы Турции. В это же время, в эти же дни в Анкару прибыл заместитель премьера России И.Клебанов - договариваться с турками о продаже вертолетов такого же класса. Тогда в Госдепе один чиновник спросил у меня: "В чем причина отсутствия армянского лобби в России, сейчас самое время заявить о себе по поводу этих намерений России..."

 

Именно потому, что Армения прочно связана с Россией военно-политическими задачами, невозможно согласиться, чтобы Россия допустила откровенную "сдачу" армянских интересов, усиливая Азербайджан ради меркантильных интересов российских функционеров.

 

Игорь МУРАДЯН

Источник: golosarmenii.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 832
Календарь новостей
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru