Analitika.at.ua. Последние 20 лет с очевидностью
продемонстрировали, что Россия имеет слишком много проблем, чтобы позволить
себе сделать ставку на одного из партнеров, опираясь на которого добиваться
влияния во всем регионе. Нынешнее российское руководство с сожалением
просматривает региональную политику СССР, когда принцип приоритета ослаблял его
позиции и не позволял осуществлять должные маневры во внешней политике. Вместе
с тем современная Россия не настолько влиятельна, как СССР, а ее сторонники
паритетной политики привели к утрате влияния на Балканах и на Ближнем Востоке.
На Кавказе реакция будет более непредсказуемой. Вот и сейчас муссируется
неофициальная информация о намерениях России поставить Азербайджану два
дивизиона ЗРК С-300.
Россия всегда имела цель проводить двустороннюю политику на
Южном Кавказе, и она терпеливо ожидала, когда Азербайджан вернется к затее
сближения с ней. То есть, опираясь на наиболее надежные для нее отношения с
Арменией, Россия манипулирует регионом. При этом Россия вовсе не исключает
военные действия между Азербайджаном и Арменией, когда будут продемонстрированы
смысл или бессмысленность ОДКБ и Договора о взаимопомощи между Россией и
Арменией. По расчетам России, война приведет не к усилению США или НАТО в
регионе, а к возрастанию влияния России. Россия хотела бы подвести Армению к
примирению с Азербайджаном в результате частичной или полной и окончательной
утраты Карабаха, как условия попадания Азербайджана в орбиту российской
политики.
События в Украине заметно вдохновили россиян, хотя они
понимают зыбкость отношений с этой страной. Одновременно поведение Беларуси
убеждает Россию в определенной бессмысленности неких союзов с духовно близкими
народами и государствами. Эти выводы во внешней политике России ожидались
давно, и мы являемся свидетелями попыток русских переиграть самих себя и
заполучить новых союзников и партнеров в лице "платежеспособных"
государств. Эту идею, которая очевидно обусловлена новым внешнеполитическим
курсом Турции, русские пытаются обозначить как евразийскую доктрину.
В сделке по С-300 нет ничего принципиально нового, во всяком
случае в политическом смысле, так как Россия практически всегда сотрудничала с
Азербайджаном в оборонной сфере, прежде всего в поставках вооружений.
Одновременно Россия нередко игнорировала интересы Армении в получении
вооружений. Широкой аудитории известны только один или два скандала по этому
поводу, но таких постыдных эпизодов в отношениях с Россией было немало.
Отношения России с Арменией строились с учетом ее отношений с Азербайджаном, но
никак не наоборот. Конечно, если бы власти Армении и организации армянской
диаспоры заняли более решительную политику в отношениях с Россией, можно было
бы избежать таких результатов. Как-то было сказано, что после исчерпания всей
этой канители отвечать за все это придется лишь солдатам на фронте. Придется
воевать, причем постараться уничтожить как можно большее число азербайджанцев и
вовлечь в эту войну как можно большее число государств.
Несмотря на "классические" утверждения о том, что
политика и деньги взаимосвязаны, на деле, если государство готово из-за денег
пожертвовать политическими целями, это означает ущербность ее внешней политики
в той или иной мере. Вокруг поставок Россией различных видов вооружений тем или
иным странам чрезмерно раскручивают политические мотивы, что вылилось в
совершенно не оправданную дискуссию. Самой России тиражирование политических
мотивов вокруг торговли вооружениями представляется весьма предпочтительным:
политику всегда можно оправдать. Политика объясняет такие вещи, как защита
интересов и безопасности тех или иных государств, необходимость установления
партнерских отношений, сбалансированность сил в регионах между соперничающими
государствами. Получение денежных доходов в результате продажи вооружений - обстоятельство
вполне легитимное, вполне понятное и принятое в современном мире, но все равно,
так или иначе, дурно пахнет, особенно, если речь идет о поставках вооружений
государствам, настроенным откровенно агрессивно. В администрации президента
России были весьма подробно рассмотрены внешние реакции, возможные по поводу
поставок Азербайджану ЗРК С-300. По имеющимся сведениям, распоряжением
заместителя руководителя администрации по внешнеполитическим вопросам Сергея
Приходько российские СМИ не должны акцентировать эту тему, а некоторым
экспертам, получающим доступ к респектабельным СМИ, даны рекомендации не
освещать данные поставки в финансовом аспекте. Политизация данной темы в сфере
пропаганды весьма поощряется и одобряется.
В настоящее время экспорт вооружений в России, а также выбор
приоритетов в развитии производства вооружений крайне
"экономизированы", и те, кто сейчас заправляет этой сферой,
предпочитают максимально игнорировать политические интересы в экспорте
вооружений в угоду получения доходов. Это особенно ощутимо после 2006 года,
когда в этой отрасли произошли кадровые изменения. Усиление позиций руководства
"Рособоронэкспорта" и лоббистов этой государственной компании привело
к тому, что Министерство обороны как таковое утратило свое влияние на принятие
решений в производстве и экспорте оружия.
Экспорт вооружений - важнейшая статья российского экспорта,
и Россия успешно конкурирует в этой сфере с США. Вместе с тем Россия
столкнулась с жесткой конкуренцией в сфере торговли вооружений и не может довольствоваться
только "дальними" рынками. Поэтому принципиальным направлением в
экспорте вооружений должны стать государства СНГ, где Россия имеет традиционные
позиции. При этом наиболее платежеспособными из данных государств являются
Казахстан и Азербайджан. Одновременно очень удобным партнером в этой сфере
может стать Турция, которая в свое время так и не осуществила свою амбициозную
программу по довооружениям из-за финансовых и политических соображений.
Особенно важным представляется экспорт комплексов ЗРК, и Россия надеется на
значительный выигрыш в этом направлении.
Если оценивать политические и геоэкономические возможности
России в части влияния на Азербайджан с целью, например, провала проекта
NABUCCO, она располагает многими иными ресурсами помимо поставок вооружений.
Россия обладает весьма значительным влиянием на Азербайджан без каких-либо
подачек ему в части Карабаха или вооружений. Поэтому рассматривать поставки ЗРК
С-300 Азербайджану в контексте политического воздействия не стоит: российская элита
настолько меркантильна, что крайне ревностно относится даже к незначительным
конкурентным поставкам вооружений своим соседям по СНГ другими государствами.
Москва неоднократно остро реагировала по поводу очень незначительных поставок
вооружений Армении рядом бывших советских республик (хорошо помнится подлая
публикация в газете "Московский комсомолец" в 2001 году). Как
известно, помимо поставок ЗРК С-300 Азербайджану эти комплексы россияне
собираются поставить и Турции. К чему приведет такая алчность?
Поставки ЗРК С-300 Азербайджану, несомненно, усилят его и
придадут новое значение этой стране в регионе - азербайджанцы будут чувствовать
себя более защищенными и безнаказанными. В этом контексте становится совершенно
ясно, что защита и безопасность Армении обретают новую задачу. Может быть, ЗРК
С-300, предназначенные Азербайджану, стоит уничтожить? Государство, постоянный
член Совета Безопасности ООН, создавшее ОДКБ, не должно позволять себе поставку
столь принципиальных вооружений варварскому, откровенно агрессивному
государству, чьи руководители и чей народ ведут себя, как звери.
Все утверждения о том, что подписанных контрактов не
существует, совершенно не говорят об отсутствии таких намерений. Имеются
политические договоренности, намерения, и сама Россия заинтересована в
распространении этих сведений. Азербайджан предпринял за последние два года
сильные инициативы по лоббированию этой сделки, привлекая к этому не только
финансовые возможности, но и интеллектуальные центры России, которые
азербайджанцы успешно прибрали к рукам, например, Институт Европы РАН, МГУ,
МГИМО, РГГУ, а также ряд влиятельных СМИ - "Коммерсант" и Газета.ру.
Однако некий Агаев, которого в Москве азербайджанцы называют "он",
высказался в 2009 году весьма нелицеприятно: "Зачем нам разные лоббисты,
которые только съедают деньги, когда главный лоббист в России - это Д.Медведев.
Президент должен быть нашим лоббистом, лоббистом номер один".
Намерения о данных поставках логично было бы истолковать
весьма определенно - что Россия пытается снять с себя всякую ответственность за
безопасность в регионе и исход возможной армяно-азербайджанской войны,
сохранить долговременную конфликтную ситуацию; ввести свои войска под видом
миротворцев в регион, осуществляя стратегический контроль над Арменией и
Азербайджаном, интегрировать вооруженные силы обоих государств в свою
операционную и военно-техническую систему. Поставки С-300 Азербайджану стали бы
ходом конем и в результате этой сделки Россия превратилась бы в гаранта
безопасности политического и экономического центра в Азербайджане, что стало бы
сигналом для Ирана и Грузии. Кстати, раскрутка иранской темы по поводу данных
намерений России недостаточно глубока и не учитывает важного обстоятельства.
Иран обладает различными возможностями для нанесения ударов по нефтяным
промыслам и энергетическим коммуникациям на Каспии. В Азербайджане создана
разветвленная сеть иранской креатуры, которая способна уничтожить
Кавказско-Каспийский энергетический комплекс в течение суток (много ли нужно).
Вряд ли Иран предпочтет методы симметричной войны для достижения своих целей в
будущем конфликте с Азербайджаном. США и Турция очень хорошо представляют,
каким образом Иран намерен осуществить масштабные диверсии в отношении
Азербайджана. Таким образом, примерять поставки С-300 в целях защиты
Азербайджана от посягательств Ирана - просто выдумка...
Некоторые аналитики выступают против обоснованной критики
политики России, "аргументируя" тем, что наряду с осуждением России
не подвергаются критике другие поставщики вооружений Азербайджану - США,
Израиль, Турция, Великобритания. Это просто логика глухонемых образованцев.
Разве Армения когда-либо заявляла о себе как о военном партнере США, Турции или
Израиля или выдвигала повестку о вступлении в НАТО? Позиция Армении имела важное
значение для ограничения на Южном Кавказе определенных стратегий, имеющих
непосредственно антироссийскую направленность. Что необходимо было для
укрепления позиций и безопасности России, что Армения не выполнила? То есть
дожили до того, что логика этих "экспертов" привела к тому, что
Россия и Турция положены в одну плоскость с точки зрения интересов Армении!
Кстати об Америке. 10 лет назад я впервые отправился в
Вашингтон с исследовательскими целями. Как помнится, был март - апрель. Тогда
армянские и греческие лоббисты подняли большой шум по поводу намерений США
поставить Турции ударные вертолеты. Если не ошибаюсь, ни тогда, ни позже эти
вертолеты так и не были проданы Турции. В это же время, в эти же дни в Анкару
прибыл заместитель премьера России И.Клебанов - договариваться с турками о
продаже вертолетов такого же класса. Тогда в Госдепе один чиновник спросил у
меня: "В чем причина отсутствия армянского лобби в России, сейчас самое
время заявить о себе по поводу этих намерений России..."
Именно потому, что Армения прочно связана с Россией
военно-политическими задачами, невозможно согласиться, чтобы Россия допустила
откровенную "сдачу" армянских интересов, усиливая Азербайджан ради
меркантильных интересов российских функционеров.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.