Главная » 2011 » Июнь » 6 » Пауль Имхофф: Процесс примирения Армении и Турции должен происходить в два этапа
Пауль Имхофф: Процесс примирения Армении и Турции должен происходить в два этапа
11:35
Analitika.at.ua. Пауль Имхофф – доктор философии и
теологии, учредитель и президент Шванбергской академии Санкт Пауля (Германия),
ректор Германского университета Армении. Представляем нашу беседу с Паулем
Имхоффом.
Господин Имхофф, Армения и Турция пытаются наладить отношения. Какую
роль может сыграть память о Геноциде в этих отношениях?
Очень важную роль. Вопрос о геноциде – это вопрос о фактах.
Он не имеет отношения к богословию. Вторая проблема – армянский народ и
армянская государственность имеют огромное превосходство в сравнении со
светским турецким государством.
Теологический подход нуждается в людях, которые могут
действовать в политике христианскими методами. Важно также то, как происходит
процесс примирения. Думаю, он должен происходить в два этапа. Это связано с
психотерапией и последствиями травмы. Если первое касается фактов, то второе
связано с тем, какую гуманитарную месть предполагают поколения жертв и убийц.
Проблемой второго этапа является сознание наследников тех и других.
Кто будет представлять убийц?
Как часть человечества германцы тоже должны принимать
участие в процессе примирения. Колоссальные средства жертв потекли в Англию и
Францию, а это значит, они также являются соучастниками. На втором этапе должны
быть вовлечены также представители жертв. Это могут быть как генетические
армяне, так и другие жертвы, скажем, евреи. Третий этап важен для излечения
травмы. А на четвертом должно состояться признание убийц, упразднение
экономических последствий и открытие границ. Этот этап должен быть приемлемым и
в политическом смысле. Все политические и общественные факторы, препятствующие
этому процессу, деструктивны. Для армян было бы честью, если б их следующие
поколения были счастливы.
Не заставляет ли историческая память армян быть более бдительными?
Историческая память армян связана с бедами и лишениями.
Аварайрская битва важна не только с религиозной точки зрения, но и становления
национальной идентичности. Армянская вера несет в себе персонифицированную
концепцию. Как можно из дерева смерти создавать хачкар, который является
деревом жизни, но его корни не в земле. Персонифицированный контекст должен
быть переосмыслен и перерожден в коллективный контекст. Церковь может сыграть в
этом роль, но для полного решения задачи нужна Армения вне церкви, способная
решить вопрос коммуникации. Церковь может предложить целую серию символов, но
практика требует создать поле для коммуникаций в обществе. Тагуи Акопян, lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.