Analitika.at.ua. В переговорном процессе по Нагорному Карабаху Баку
следует старой формуле: требуй невозможного, чтобы получить по-максимуму.
Отсюда и такие придурковатые постулаты азербайджанской дипломатии, как
"референдум о самоопределении в пределах Азербайджана"... и так
далее. Понятно, что в Степанакерте и Ереване должны быть не просто умалишенные,
а буйно помешанные власти, чтобы согласится на такие "компромиссы",
как вывод войск без стопроцентных гарантий безопасности для Нагорного Карабаха,
что в первую очередь означает и международно признанный статус для НКР.
ВОЗМОЖНО, В ТАКИХ ПОДХОДАХ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДИПЛОМАТИИ ЕСТЬ И
ВИНА ДИПЛОМАТИИ АРМЯНСКОЙ, которая в переговорном процессе по Нагорному
Карабаху изначально заняла оборонительную позицию и предлагала действительно
компромиссные варианты урегулирования. То есть предлагала свои компромиссы
взамен на компромиссы противоположной стороны. Это вызвало у Баку иллюзии, что
у армян можно добиться большего, и началась игра в придурковатого сержанта:
дескать, вдруг международное сообщество испугается истеричного оскала нефтяного
придурка и воздействует на армян...
Похоже, тут у Баку не срослось. Довильское заявление лидеров
стран-сопредседателей МГ ОБСЕ свидетельствует, что последним надоедает терпеть
капризы "придурка" и сопредседатели постараются использовать свои
возможности, чтобы надавить на Баку в преддверии казанской встречи, на которой
посредники рассчитывают закрепить сочинские полудоговоренности.
Предположим, посредникам удастся вывести Баку "на
правильный путь" и последний даст в Казани свое согласие на сочинскую
версию Мадридских принципов. Предположим также, что сочинская версия Мадридских
принципов не вступает в принципиальное противоречие с известной формулой урегулирования,
согласно которой отдельные территории, которые сегодня контролируются Армией
обороны НКР, поэтапно передаются Азербайджану в обмен на международно
признанный статус Нагорного Карабаха, плюс сухопутная связь НКР с РА, плюс
международные гарантии безопасности НКР. Формула, о согласии с которой не раз
заявляли власти независимой Армении. Заметим, что даже если посредники
приструнят придурка и в Казани "процесс пойдет", властям РА и НКР
придется приложить неимоверные усилия, чтобы добиться от политического поля и
общественности двух армянских государств согласия на реализацию этой формулы.
Дело в том, что в случае реализации мирных договоренностей
по этой формуле Азербайджан получает конкретные дивиденды в виде территорий,
потерянных в результате им же развязанной войны. Дивиденды же Армении и НКР
несколько виртуальны. Ведь сухопутная связь между двумя армянскими
государствами есть и сейчас, безопасность поддерживается главным гарантом -
Армией обороны НКР плюс международными договорами Республики Армения, а статус
Нагорного Карабаха пусть ООН и не признан, но это не мешает НКР строить и
развивать свои государственные институты.
МОГУТ ЛИ АРМЕНИЯ И НАГОРНЫЙ КАРАБАХ В СЛУЧАЕ РЕАЛИЗАЦИИ
СОЧИНСКОЙ ВЕРСИИ ПОЛУЧИТЬ ДИВИДЕНДЫ В ВИДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА? Как говорится,
вилами по воде писано. Да, международное сообщество, скорее всего, протянет
Еревану и Степанакерту очередной транш, но сомнительно, чтобы Турция и
Азербайджан отказались от своей вековой стратегии на ослабление армянского
государства вообще и на его региональную изоляцию в частности. А повод для
реализации подобной стратегии найти им будет нетрудно. Как это турки в новейшей
истории однажды уже проделали в случае с подписанными армяно-турецкими
протоколами. Подписанными, заметим, чуть ли не под гарантии великих держав и
Евросоюза, что никак не помешало туркам законсервировать протоколы под
предлогом неурегулированности нагорно-карабахской проблемы, о которой в
протоколах ничего не говорится...
Старая армянская мудрость гласит: турок остается турком. В
смысле горбатого могила исправит. В Армении эту мудрость не забыли, и властям
Армении и НК будет очень сложно реализовать сочинскую версию, даже если Баку
даст на эту версию свое безоговорочное согласие.
По-видимому, не в последнюю очередь и этим обстоятельством
объясняются последние внутриполитические маневры власти, которая в преддверии
возможных трудных договоренностей стремится иметь максимально предсказуемое
политическое поле. Задача частично достигнута подписанием коалиционного
меморандума и началом диалога между властью и уличной оппозицией в лице АНК. По
большому счету, все это можно приветствовать, но трудно сказать, хватит ли
этого стабилизирующего потенциала для решения сложных внешнеполитических задач.
Рубен МАРГАРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.