Analitika.at.ua. Сначала о двух сравнительно недавних заявлениях главы
армянского государства.
28 января, в день 20-летия ВС РА, президент Серж Саргсян
адресовал армянским солдатам и офицерам поздравительное обращение, в котором
отмечалось: "Двадцать лет назад мы повернули колесо истории. Существовала
необходимость предотвратить назревающую опасность геноцида, нависшую над
головой армянского народа и особенно арцахского армянства. Это поворотное
событие по созданию армии было требованием времени".
18 февраля же, выступая на 9-м съезде Союза добровольцев
"Еркрапа", президент заявил: "Слава тем, кто обновляет стержень
нашей прочности! Истоки этого стержня в глубинах истории. В судьбоносные для
армянского народа моменты вновь и вновь звенела тугая тетива армянского лука. И
этот звонкий зов пробуждал тех, кто носит в себе мятежную и гордую армянскую душу.
Люди самых миролюбивых профессий превращаются тогда в воинов и доблестных
военачальников, становятся несгибаемыми и железной волей идут на врага. Так
было от Айоц Дзора до Шуши, от Аварайра до Сардарапата, от Васпуракана до Баш
Апарана и Карвачара. Так будет и в грядущие века, если коварный вражеский меч
попытается вновь затмить армянское небо".
ПОЧЕМУ МЫ ВСПОМНИЛИ ОБ ЭТИХ ОБРАЩЕНИЯХ?
16 марта азербайджанские СМИ распространили информацию о
том, что постоянный представитель Азербайджана при ООН Агшин Мехдиев направил
Генеральному секретарю этой организации Пан Ги Муну письмо, в котором
осуждаются заявления президента Армении от 28 января и 18 февраля текущего года
и которые "содержат новые циничные примеры вопиющего искажения и
извращения коренных причин, хода и последствий войны, развязанной Арменией
против Азербайджана".
Согласимся, что среди речей и выступлений армянского
президента по вопросу карабахского урегулирования и армяно-азербайджанских
отношений в целом есть куда более однозначные (в азербайджанском переложении
"еще более агрессивные и радикальные") обращения. Тем не менее в
официальном письме, направленном на имя Генерального секретаря ООН,
охватывается именно указанный интервал. Чем это обусловлено?
Как известно, с 1 января 2012 года Азербайджан приступил к
исполнению функций непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Ранее
азербайджанские власти обещали использовать эту площадку для
"представления международному сообществу истинного характера Карабахской
войны и армянской оккупации". Такой же сценарий обещали и азербайджанские
эксперты.
Политолог Эльдар Намазов отмечал, что рост авторитета
Азербайджана, обусловленный его новым статусом непостоянного члена Совбеза ООН,
окажет прямое воздействие на переговорный процесс по карабахскому урегулированию:
"Если Азербайджан за два года членства в Совете Безопасности все свои
возможности направит на усиление наших позиций в карабахском вопросе, то думаю,
в этом направлении можно очень многого добиться".
Соответственно мартовское обращение Азербайджана в ООН –
демонстрация готовности официального Баку "не терять времени", иными
словами, это первый шаг азербайджанского руководства на обозначенном пути. В
этот контекст и вписываются хронологические рамки дипломатических нападок на
январские и февральские выступления армянского президента.
НО ЗДЕСЬ ЕСТЬ И ДРУГОЙ НЮАНС.
В преддверии обнародования азербайджанскими СМИ информации о
направленном в ООН документе резко обострилась обстановка в прифронтовой зоне.
Пресс-служба Армии обороны НКР распространила сообщение о том, что с 10 по 17
марта на линии соприкосновения войск Армии обороны НКР и Азербайджана противник
около 350 раз нарушил режим прекращения огня из оружия различного калибра.
Отмечается также, что наиболее интенсивные нарушения зарегистрированы 13 и 14
марта (азербайджанская сторона 150 раз нарушила режим прекращения огня и
произвела порядка 1200 выстрелов). Буквально пару дней назад на
армяно-азербайджанской границе вновь произошла трагедия: майор ВС РА Артак
Шахбазян был убит выстрелом азербайджанского снайпера.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в письме на
имя Генерального секретаря ООН говорится также о нарушении армянской стороной
режима прекращения огня, в результате чего убиты двое военнослужащих
вооруженных сил Азербайджана и ранен один мирный житель. "Вооруженные силы
Армении обстреливали как военные, так и гражданские цели в Азербайджане не
только со своих позиций на оккупированных территориях Азербайджана, но и с
территории Армении". Постоянным представительством Азербайджана при ООН
отмечается, что письмо было распространено как официальный документ
Генассамблеи и Совета Безопасности ООН.
Нейтральному читателю может показаться, что процитированные
сводки - заурядный пример информационной войны, когда практически невозможно
разобраться "кто начал первым", "кто прав, кто виноват".
Это именно тот случай, когда любые заверения каждой из конфликтующих сторон
изначально обречены на недопонимание со стороны международного сообщества, для
которого ясно лишь одно: на линии соприкосновения вновь рост напряженности, и
нужно принимать меры для разрядки обстановки.
Тем не менее существует одно "но", которое нельзя
не учитывать при анализе ситуации. Дело в том, что указанное выше письмо
постоянного представителя Азербайджана при ООН – первое официальное обращение в
эту организацию именно по вопросу нарушения режима прекращения огня на линии
соприкосновения в зоне карабахского конфликта. Вся хроника последних лет
представляет собой перечень сводок о перестрелках на границе, однако никогда
еще одна из враждующих сторон не направляла в ООН подобное обращение, которое
даже распространено в качестве официального документа Генассамблеи и Совета
Безопасности ООН.
КРОМЕ СТРЕМЛЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОЙ СТАТУС
НЕПОСТОЯННОГО ЧЛЕНА СБ ООН В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ он также намерен активизировать
традиционные усилия (это стало особенно явственно проступать после саммита в
Астане) по вопросу переноса процесса политического урегулирования карабахской
проблемы из формата Минской группы ОБСЕ в плоскость ООН (как известно, ООН, в
отличие от МГ ОБСЕ, однозначно признает территориальную целостность
Азербайджана в рамках бывшей Азербайджанской ССР).
По мнению азербайджанских политиков, рассмотрение проблемы
карабахского урегулирования в самой влиятельной международной организации,
которая к тому же признает территориальную целостность Азербайджана, может
принципиальным образом сказаться на переговорном процессе (считается, например,
что по всему периметру международно-признанной армяно-азербайджанской границы
могут быть размещены миротворческие силы ООН и Нагорный Карабах де-факто
окажется в составе Азербайджана).
Сопредседатель Социал-демократической партии Азербайджана
Араз Ализаде считает, что "непостоянное членство его республики в Совбезе
ООН даст возможность вернуть "карабахский мяч" на поле ООН".
"Дело в том, что МГ ОБСЕ никаких принудительных инструментов и институтов
не имеет, тогда как ООН обладает возможностью применить политические,
экономические и военные санкции против оккупантов", - говорит Ализаде.
Таким образом, именно Азербайджану выгодно последовательно
нагнетать обстановку на границе и одновременно обвинять Минскую группу ОБСЕ в
бездеятельности и несостоятельности относительно контроля над ситуацией. Первое
же обращение постоянного представителя этой республики при ООН к Генеральному
секретарю Пан Ги Муну воспринимается на фоне реализации этого курса. «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.