Среда, 24.04.2024, 21:32
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Июль » 6 » По следам Казани: запланированная неудача России
По следам Казани: запланированная неудача России
00:10

Analitika.at.ua. Более чем двадцатилетняя история Нагорно-Карабахского конфликта, начиная от обращения областных органов власти к тогдашним союзным органам в 1988 году, последовавшей массовой депортацией армян из Азербайджана, а затем и азербайджанцев из Армении, попыток силового подавления непокорного населения Карабаха сначала союзными «силовиками», а после распада СССР азербайджанскими, насчитывает десятки попыток урегулирования. Эта проблема после подписания соглашения о прекращении огня постоянно находилась в повестке дня сначала СБСЕ, потом ОБСЕ, проводились многочисленные встречи, сначала через посредников, позже и с участием первых лиц Армении и Азербайджана. Порою активность вокруг урегулирования затихала, затем усилия международного сообщества возобновлялись.

 

Инициативу по урегулированию конфликта брали на себя и европейцы и США, но существенного прогресса добиться не удавалось. С 2008 года Россия активизировала усилия по поиску взаимоприемлемого урегулирования конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. 2 ноября президент Армении Серж Саргсян и президент Азербайджана Ильхам Алиев впервые подписали совместную декларацию по Нагорному Карабаху, которая, в основном, касалась вопросов гуманитарного характера. Все последние годы стороны обсуждали базовые принципы мирного урегулирования, представленные сопредседателями Минской группы ОБСЕ в ноябре 2007 года, но не обнародованные в тот период. Под патронажем президента России Дмитрия Медведева в 2008 году было проведено две первые встречи президентов Армении и Азербайджана, в 2009 году – девять, а в 2010 – три встречи.

 

Сопредседатели минской группы ОБСЕ особо настаивали на принятии сторонами «Мадридских принципов» (были обнародованы только 10 июля 2009 года) и предполагалось, что на встрече в Казани 24 июня 2011 года стороны-участницы конфликта подпишут «дорожную карту» – принципы урегулирования конфликта которые должны были открыть дорогу к разработке и подписанию мирного договора. Таким образом встреча в Казани, уже 15-я в череде встреч президентов двух стран, должна была стать решающей на пути окончательного урегулирования конфликта. Перед её проведением именно в таком ключе и подавалась информация о подготовке к ее проведению как отечественными, так и зарубежными СМИ.

 

Основные требования к участникам конфликта, содержащиеся в «дорожной карте» – это безоговорочное принятие Арменией и Азербайджаном «мадридских принципов», которые подразумевают отказ сторон от применения силы, вывод войск из так называемого «пояса безопасности» районов Азербайджана, прилегающих к территории непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, занятых карабахскими войсками в ходе военного конфликта, размещение там миротворческих сил, возвращение беженцев в места былого проживания. Сам же статус Нагорного Карабаха должен был быть решен на референдуме, сроки проведения которого в этом документе не устанавливаются. Таким образом, утверждался «отложенный статус» для непризнанной республики, при котором она превращается просто в «территорию» с непонятным статусом, правда, с неким «самоуправлением», суть которого также не расшифровывается.

 

В ходе упорных переговоров текст документа, казалось бы, был согласован на уровне экспертов и, предполагалось, что «дорожная карта» все-таки будет подписана. Однако этого не произошло. Соответственно и на трехсторонней встрече президентов в Казани посредникам оставалось лишь призвать Армению и Азербайджан доработать и утвердить рамочный документ с изложением Основных принципов, которые, как надеются сопредседатели ОБСЕ, откроют путь для окончательного урегулирования конфликта. Документ из 14 пунктов, который не был обнародован, должен был определить базовые принципы урегулирования, разработанные на основе шести пунктов Мадридского документа.

 

Чисто психологически большинство наблюдателей ожидало успешного результата. Поэтому после фактического провала встречи СМИ (и прежде всего западные) наводнили апокалипсические предсказания о непременной и скорой войне. Не отставало от Запада и руководство Азербайджана. Непосредственно после казанской неудачи (похоже, запланированной) 26 июня Азербайджан отметил День Вооруженных Сил грандиозным военным парадом. Президент страны и Верховный главнокомандующий Ильхам Алиев, выступая перед участниками парада, заявил, что профессионализм и боевая готовность армии возросли. «Азербайджанское государство делает все возможное для усиления потенциала армии. Если в 2003 году военные расходы были на уровне 160 млн. долларов, теперь же она выросла в разы».  Конкретизируя это положение, он отметил, что военные расходы Азербайджана на 50 процентов превышают «весь бюджет армян». «Мы живем в условиях войны. Война еще не окончена, завершилась лишь ее первая часть». Президент отметил, что за последние 7 лет военные расходы Азербайджана выросли в 20 раз.

 

Впрочем, дело не ограничилось обострением региональной ситуации. Как и предполагали эксперты, провал переговоров и срыв подписания «дорожной карты» будет рассматриваться как неудача России. Более того, в США появились и утверждения о том, что в срыве встречи виноват сам Медведев. «Основная цель России на территории бывшего Советского Союза – продвигать свои интересы, блокируя интересы иностранных и держав и, в особенности, Запада», пишет эксперт американского аналитического центра Stratfor Юджин Чаусовски. По его утверждениям, Россия «делает вид, что пытается сделать все возможное в роли переговорщика для достижения соглашения, однако в реальности делает все возможное с целью предотвратить заключение такого соглашения». Однако так ли это?

 

Похоже, что весь шум вокруг провала подписания документов свидетельствует о желании закамуфлировать истинные причины срыва. Как принято в международной практике, главы государств собираются, чтобы подписать уже подготовленные документы. И нет сомнений в том, что на уровне экспертов все было согласовано вплоть до последней запятой. Однако на самой встрече президент Азербайджана Ильхам Алиев предложил внести в уже готовый и согласованный текст десять поправок. Именно поэтому документ и не был подписан. Никто не вносит поправок «со слов». Такие изменения автоматически предполагают новую и нескорую работу экспертов. В результате посредники и рекомендовали дорабатывать документ на уровне министерств иностранных дел двух стран.

 

Представляется, что ужесточению позиции Азербайджана способствовала поддержка со стороны Евросоюза позиции, которую регулярно высказывает Ильхам Алиев. Он говорит лишь об «освобождении оккупированных земель» и «возврате беженцев», причем исключительно азербайджанских. Желание же европейцев получить газ, альтернативный российскому, заставляет закрывать глаза и на разгоны демонстраций в Баку, аресты и преследования журналистов и прочие «мелочи», несопоставимые с проблемой каспийской энергетики.

 

Азербайджан получает серьезную дипломатическую и моральную поддержку и США, причем, не только в вопросе прокладки транскаспийского трубопровода. Кстати, в этой ситуации Вашингтон, также как и Брюссель, считают необходимым проигнорировать протесты, как Ирана, так и России. Для Вашингтона важнее другое: американские чиновники выражают готовность оказать содействие Азербайджану в «обеспечении безопасности» энерготранспортных коридоров. Об этом с готовностью заявил американский посол в Азербайджане Мэтью Брайза.

 

Именно во имя реализации планов военного присутствия США в регионе и стоило торпедировать любое урегулирование конфликта. В самом деле, зачем нужна «охрана» будущих трубопроводов в регионе, где конфликты урегулированы? Представляется, что именно поэтому и были сорваны усилия российского президента по примирению сторон конфликта.

 

Впрочем, и «дорожная карта» вызывает ряд вопросов. Например, почему в переговорах не участвует Нагорный Карабах, действительная сторона конфликта? Понятно, что Азербайджан был изначально категорически против любого общения с представителями непризнанной республики. Это выглядело бы не только как фактическое ее признание, но и признание поражения от малочисленного горного народа, что крайне уязвляет самолюбие националистической части азербайджанского политического спектра. Поэтому как в официальных заявлениях азербайджанской стороны, так и в республиканских СМИ допустимо говорить исключительно об «агрессии Армении», «армянских войсках» «оккупирующих азербайджанские земли» и т.д. Категорически не говорится и не пишется ни о резне в Сумгаите, ни об изгнании из Азербайджана 400 тысяч армян. Не упоминается и о том, что собственно сам Азербайджан и начал эту войну против карабахских армян, в результате которой способствовал сплочению самих армян, и втягиванию в эти военные действия соседней Армении.

 

Однако реальный участник конфликта – непризнанная Нагорно-Карабахская республика еще перед встречей в Казани заявила, что не признает подписей под будущим документом.

 

Приходится признать, что ситуация на Южном Кавказе обострилась. Произошло это не столько из-за неуступчивости сторон конфликта. Сам срыв встречи и подписания «дорожной карты» был нацелен на дискредитацию усилий России, направленных на урегулирование конфликта. Усилившаяся поддержка Запада по «проталкиванию» сепаратных действий на шельфе Каспия показывает и очевидную цель: выдавить Россию из региона. Что же касается обретения новых союзников в этом процессе, то вполне просматривается устремление Запада добавить к Грузии и Азербайджан. Виктор Надеин-Раевский, bs-kavkaz.org

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 634
Календарь новостей
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru