Главная » 2011»Август»5 » Почему США не продают вооружения Азербайджану?
Почему США не продают вооружения Азербайджану?
01:06
Analitika.at.ua. США никогда не были особым поставщиком вооружений
Азербайджану, хотя и помогали в проведении военных учений, нацеленных на
укрепление оборонного потенциала страны на Каспии, пограничной безопасности, а
также подготовке и размещении азербайджанских контингентов в Ираке и
Афганистане.
В то же время, продажа вооружений Азербайджану уже долгое
время является «красной чертой» в двусторонних отношениях. Баку продолжает
лоббирование вопроса продажи Вашингтоном оборонительных вооружений, прежде
всего противотанковых и средств ПВО, сообщил Turan информированный источник в
Вашингтоне.
«Несколько лет назад этот вопрос почти определял
американо-азербайджанские отношения, однако, позже Баку понял, что не может
позволить себе американские вооружения. Сейчас представители Баку говорят, что
они не нуждаются в бесплатной помощи, и готовы закупать эти вооружения», -
сказал один из бывших американских лоббистов, работавших в данном направлении.
Уэйн Мери, старший сотрудник в Совете по внешней политике в
Вашингтоне, напоминает о решении, соблюдаемом тремя последними администрациями
США – не поставлять смертоносное оружие в регионы конфликтов на Кавказе.
«По этой причине США не продают вооружения ни Азербайджану, ни
Армении, и сотрудничество в военной области с обеими странами охватывает другие
сферы в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира», - сказал Мери в беседе с
корреспондентом Turan.
«Военные поставки в зарубежные страны регулируются законами
США и должны быть одобрены Госдепартаментом и Пентагоном, и должны
соответствовать политике и интересам США», - продолжил он.
«В случае с Азербайджаном и Арменией, политика правительства
заключается в том, чтобы не участвовать в конфликте путем поставок вооружений,
а оказывать дипломатическое содействие», - добавил Мери.
Другой военный эксперт, Джон Чики, являющийся сотрудником
Национального военного колледжа США, в интервью Turan, более детально осветил
ситуацию.
Вопрос: Азербайджан не доволен, что, имея высокий уровень
партнерства с США в вопросах безопасности, Вашингтон не продает Баку вооружения
и технику. В одном из своих последних заявлений президент Ильхам Алиев
жаловался, что военное сотрудничество США с Азербайджаном носит «формальный »
характер. Когда речь заходит о поставках вертолетов, самолетов, систем ПВО, они
становятся не доступны для Азербайджана. Если тому законодательные ограничения
или какие-то другие причины?
Ответ: Прежде всего, хотел бы отметить, что выражаю свою
собственную позицию по данному вопросу, а не мнение правительства, Пентагона и
моего колледжа.
По большому счету, существует одна причина, почему
Азербайджан не может приобретать вооружения. Это 907-я поправка Конгресса к
Акту в поддержку свободы. Принятая в конце 1992 года, она запретила поставки
Азербайджану вооружений. Это ограничение может быть снято только самим
Конгрессом.
Как известно, в 2002 году 907 поправка была отменена, но с
рядом условий. Так, президент США может обходить 907-ю поправку, в случае если:
это необходимо для поддержки усилий США в борьбе с международным терроризмом;
для поддержки вооруженных сил США или партнеров по коалиции в борьбе с
терроризмом; если это важно для пограничной безопасности Азербайджана; если это
не наносит ущерба переговорам по мирному урегулированию конфликта между
Арменией и Азербайджаном; если это не будет использовано против Армении.
Этот последний пункт ограничивает военное сотрудничество не
только с Азербайджаном, но и с Арменией.
Вопрос: Каковы в принципе критерии для закупок вооружений.
Скажем, если бы Азербайджан имел право закупать, что для этого надо делать?
Ответ: Существуют тысячи законов, регулирующих возможность
продажи или поставок вооружений. За этим следит Бюро Госдепа по
военно-политическим вопросам. Кроме законодательных ограничений есть и другие
факторы, определяющие возможность поставок американского оружия в ту или иную
страну.
К примеру, в стране, где уже используются российские
вооружения, это означает изменение стандартам. Скажем, стрелковое вооружение
имеет другие калибры, и приобретение автоматов требует закупку большого
количества боеприпасов и другого сопутствующего оборудования и обучения
персонала. Поэтому, такие закупки не всегда могут быть выгодны с экономической
точки зрения.
Вопрос: Можно ли сказать, что США имеют приоритет среди
стран Южного Кавказа в вопросе военного сотрудничества? И что вы думаете о том,
что из-за отказа США, Азербайджан закупает вооружения в России и Иране?
Ответ: В принципе, военное сотрудничество США во многом
связано с поддержкой стран, участвующих в миссии НАТО в Афганистане. Все три
южно-кавказские страны имеют там свой контингент. Грузинский контингент самый
большой, поэтому и помощь США этой стране самая большая.
Что касается закупок вооружений Азербайджаном в других
странах, то это суверенная страна и может сама решать какие вооружения и у кого
покупать.
Кстати, приобретая вооружения, Азербайджан должен учитывать
свои ограничения в рамках Договора об обычных вооружениях в Европе.
Вопрос: Как можно расширить военное сотрудничество с учетом
ограничений законодательства?
Ответ: Существуют сферы военного сотрудничества, которые
можно развивать. В последние годы было несколько встреч на высоком уровне на
эту тему. Одним из аспектов двустороннего сотрудничества была помощь США Азербайджану
в достижении целей программы Индивидуального партнерства НАТО (İPAP).
Другая возможность – обучение азербайджанских офицеров в
военных вузах США, Еще одна сфера это сотрудничество в вопросе охраны важнейших
объектов энергетической инфраструктуры Азербайджана. Алекпер Рауфоглу,
casfactor.com
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.