Analitika.at.ua. Три года подряд команда клуба морских исследований
"Айас" примерно из 15 человек бороздила моря и реки на корабле
"Киликия", который был построен ими самими и являлся копией
средневековых армянских торговых судов, ходивших под киликийским флагом. Помнится,
в 2004-2006-ом годах газеты часто давали информацию об этих походах, притом не
всегда доброжелательную. Некоторые намекали и даже прямо писали, что Армения
никогда не была морской страной, никогда не имела флота хотя бы потому, что долгое
время вообще была лишена государственности, а тут некая группа, используя
финансовые ресурсы страны, плавает в свое удовольствие по Средиземноморью,
прикрываясь патриотизмом и необходимостью пропаганды армянского кораблестроения
как щитом. Затем, после третьего по счету плавания, все это было забыто. О
клубе и трех этих плаваниях перестали вспоминать. По крайней мере, часто. И вот
прошло пять лет. О прошлом, настоящем и будущем клуба "Айас" беседа с
секретарем клуба, одним из активных участников экспедиции Кареном Даниеляном.
– Так было государственное финансирование?
– До начала экспедиции финансирования не было, то есть почти
двадцать лет. Ведь клуб был создан в 85-ом группой выпускников и студентов
Политехнического института. Они просто увлекались парусным спортом и историей
Армении. И возникла смелая идея создать морской клуб в горной Армении, что само
по себе было интересно. Поначалу просто занимались парусным спортом, проводили
раскопки в бассейне озера Севан, увлеклись историей армянского мореплавания.
– Такая история тоже есть?
– В том то и дело, что оказалось, что такая история есть. Хотя
все привыкли думать, что мы – не мореплаватели. Было такое белое пятно, мало
исследованное... Но члены клуба начали копать, некоторые даже выучили грабар,
чтобы читать манускрипты в оригинале, и выяснилось много чего интересного. Кроме
того, президент клуба Карен Балаян увлекался историей кораблестроения и
моделированием макетов судов, даже посылал их на разные выставки. К этому
времени "Айас" стал членом нескольких международных сообществ по
морской истории, по подводой археологии. И вот все эти направления как-то
сошлись. В 1991-ом было решено строить корабль.
Киликийская Армения за два с половиной столетия, то есть за XIII,
XIV и половину XV века очень серьезно развивала торговые связи и была одним из
монополистов морской торговли, во всяком случае, в Средиземноморье. Строились
корабли, которые плавали под флагом Киликийского царства. Это были армянские
торговые суда. Сохранились описания в летописях и хрониках, изображения судов
на средневековых миниатюрах. Вся эта информация была проанализирована, и члены
клуба решили построить такой корабль – армянское торговое судно. Тем более, что
до этого и Карен Балаян, и другие строили макеты таких судов. И вот подумали:
почему бы не построить судно в реальных его размерах. Притом тем же способом и
по тем же технологиям, которые использовались в те времена. Исключение сделали
разве что для электродрели, которую использовали вместо коловорота – иначе
строительство затянулось бы не на одиннадцать лет, а на пятьдесят.
– "Киликию" строили 11 лет?!
– Да, и именно потому, что не было финансирования. Все
делалось на голом энтузиазме, по субботам, воскресениям и праздникам. Киль мы
начали обтачивать на берегу Севана. Туда привезли дерево с Северного Кавказа,
помог в этом бывший директор Института прикладных проблем физики Альпик
Мкртчян. И в закупке, и в доставке. Это самый первый наш спонсор, которому мы
до сих пор благодарны. Основное строительство пошло уже у станции Масис, куда
мы вскоре перевезли киль. Там был мебельный цех, и его хозяин предоставил нам
площадку перед этим цехом. Помогали друзья – кто чем мог. Кто доски подкидывал,
кто троллейбусные провода для клепок... Деньгами никто не помогал, хотя приезжало
множество людей, в том числе богачей из спюрка. Они смотрели, восхищались,
обещали помочь сразу или же после того, как мы спустим корабль на воду и он не
утонет. Но все осталось лишь добрыми пожеланиями.
И одна интересная деталь – во время того лихолетья, когда
все деревянное шло на обогрев, корабль стоял без присмотра на открытой
площадке, и любой мог его раскулачить и сжечь. Но никто из жителей Масиса его
не тронул, что совершенно поразительно. В общем, закончили строить корабль, как
я уже сказал, через 11 лет, в 2002 году. В том же году перевезли корабль на
Севан и спустили на воду. Два года "Киликия" проходила на Севане
испытания. Мы продолжали писать письма во всякие инстанции, потому что не имели
понятия – а что дальше? Все было очень неопределенно. У нас даже не было
достаточного количества канатов, когда мы испытывали корабль. Но тут, как
говорится, помог случай. Несколько раз плавающий по Севану корабль видел
тогдашний президент Кочарян, когда ездил на правительственную дачу. Он
заинтересовался, пришел к нам. Спросил, чем нам помочь. Карен сказал, что нужны
канаты, и Кочарян помог нам в их приобретении. И после этого визита отношение к
нам стало меняться, видимо, потому что он проявил заинтересованность. Через
некоторое время к нам приехал и Серж Саргсян, в то время министр обороны. И вот
уже благодаря Саргсяну мы получили финансирование экспедиции. И первое плавание
"Киликии" в 2004 году состоялось благодаря этому финансированию. Как
и второе – в 2005-ом, и третье – в 2006-ом. Ведь приходилось решать множество
вопросов – это и плата за стоянку в портах, а мы побывали в 63 портах 25 стран,
и покупка, и ремонт оборудования, питание, визы, связь. Все очень дорого.
– Так что же получила страна в результате этих трех плаваний
"Киликии"?
– Во-первых, наш флаг побывал в стольких странах, и везде
его встречали радушно. Люди выстраивались в очередь, чтоб попасть на армянский
средневековый корабль. У нас редко выпадали свободные часы даже на сон, мы все
принимали и принимали гостей, рассказывали, показывали, угощали. Причем не
только армян, но и итальянцев, французов, англичан, греков, испанцев и т.д. И
сколько раз мы были свидетелями того, как в армянах, гражданах всех этих
европейских стран, в результате захода "Киликии" в порт просыпалось
чувство настоящей гордости за свой народ. И за свою страну. Наверное, это тоже
немаловажно. Мне самому многие местные армяне признавались, что если раньше они
представлялись другим просто как граждане данной страны, то после визита
"Киликии" они уже говорили: мы армяне.
Интересно, кстати, что нас встречали и дашнаки, и рамкавары,
и гнчаки, а ведь общеизвестный факт: представители этих партий стараются не
ходить на мероприятия, которые организуются не ими, а другими. При наших же
визитах эти противоречия каким-то образом сглаживались.
– А эти порывы патриотизма как-то оплачивались? То есть армянские
общины этих стран вам чем-то помогали?
– Помогали, и существенно. И в организационных вопросах, и в
финансовых. Скажем, в первый год, то есть в 2004-ом, мы вышли из Поти и
добрались до Венеции. Там корабль остался у мхитаристов, на острове Сен-Лазар.
Смотрели они за ним очень трепетно, а мы все вернулись в Армению, потому что
плавать весь год на таких судах нельзя. Армянские купцы в Киликии выходили в
море в мае, торговали в разных портах примерно до октября, зимовали в том
порту, в котором их заставали холода, а в мае следующего года снова пускались в
путь. Так поступили и мы. В мае 2005-го мы вышли уже из Венеции и добрались до
Лондона. А на третьем этапе мы вышли из Лондона, прошли в Балтийское море и по
Ладожскому озеру, по российским рекам, по Волго-Дону спустились в Азовское
море.
Кстати говоря, в наши дни не было еще ни одного судна,
которое по воде обогнуло бы всю Европу и замкнуло бы круг. Может, это никому не
было нужно, поэтому... Не знаю. Но мы это сделали. И вот на всем этом долгом
пути вокруг Европы армянские общины тех стран, где мы побывали, помогали нам. Где-то
община была сильнее и более организованна, и, соответственно, помощь была
действительно существенная, где-то она была не так сильна. Но это не так важно.
Важно было то, что мы всегда были в фокусе внимания. И наше плавание в какой-то
мере действительно помогло сплочению армян.
– А были какие-то экстремальные ситуации? В чужих портах, с
таможенниками и пограничниками, на самом судне? Ведь плавать почти полгода, не
конфликтуя, по-человечески вряд ли возможно... Может, в шторм кто-то падал за
борт, а потом его геройски спасали?
– Если в шторм кто-то упадет за борт, то это чрезвычайная
ситуация. Действительно опасная. Потому что парусник – не маневренное судно, и
его трудно развернуть. Особенно в шторм. Кстати, мы попали в шторм почти сразу
же, в первые дни первого плавания. Было страшно, ведь, по большому счету, никто
из экипажа не оказывался в штормовой ситуации на старинном корабле. Почти
половина экипажа просто лежала пластом и не могла двигаться. Лица зеленые,
рвет, но нет сил подползти к борту. Слава Богу, все обошлось, и за борт никто
не упал. Проблем же с таможенниками и пограничниками не было. Встречали всегда
заинтересованно и даже предоставляли лучшие места для швартовки. Разве что в
Новороссийске нас почти что загнали в карантин. Поначалу не разрешали никуда
выходить, никого, в том числе и местных армян, не пускали к нам. Потом
вмешалась городская мэрия, и ситуацию, довольно неприятную, уладили.
– Да... Для того, чтобы не попадать в экстремальные ситуации, надо
сидеть дома. А это скучно. Какие планы у клуба на будущее?
– Да, поход "Киликии" – уже история, но ведь кроме
"Киликии" клубом восстановлены еще 25 старинных армянских
плавсредств, которые мы уже сегодня можем построить. Нам удалось в последние
годы построить две копии севанских традиционных рыбацких парусных лодок. Они,
кстати, уже несколько лет ходят по Севану. Кроме того, в 2006-2007 гг. наш клуб
совместно с ассоциацией "Анаит" осуществил экспедицию в Карибское
море в поисках затерянного в конце XVII века торгового судна, принадлежавшего
индийским армянам и захваченного известным пиратом Уильямом Киддом. Поход был
успешным – возле острова Доменика почти одновременно с американскими
поисковиками были найдены останки этого судна, носившего название
"Кедахский купец". Кстати, капитаном поисковой яхты, также как и
капитаном "Киликии", был бессменный президент клуба Карен Балаян.
Сегодня готовых к осуществлению проектов у клуба много. Ищем
финансирования. В частности, мы имеем сведения о почти десятке затонувших в
мировом океане судов, принадлежавших армянам, и готовы осуществить экспедицию
по обнаружению их останков. Но это уже отдельная история. Арам Яврумян, express.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.