"ГА" не раз выступал против проведения в Ереване
фестивалей турецких и азербайджанских фильмов, организуемых так называемым
Центром миротворческих инициатив (ЦМИ). И вот на днях редакция получила
приглашение посетить "в полном составе" очередной такой фестиваль. Лучше
один раз увидеть... подумал я и отправился в Бизнес-центр Американского
университета Армении, где проходило официальное открытие и показ фильмов. Описывать
происходившее там я не собирался: все было не так плохо, как я предполагал, все
было гораздо хуже... Однако, ознакомившись с заявлениями руководителя
упомянутого Центра, а заодно и директора фестиваля г-на Ваняна, решил все-таки
поделиться кое-какими своими мыслями и впечатлениями.
Начну с главного. Почему "ГА" (а также, по
свидетельству самого Г.Ваняна, фактически вся Армения) выступает против
проведения в Армении фестиваля турецких (и тем более азербайджанских) фильмов? Сразу
же отмечу, что, вопреки его же спекуляциям, мы отвергаем не саму возможность
показа турецких фильмов в Армении, а лишь фестивалей, проводимых сомнительными
лицами с сомнительными целями и на сомнительных условиях. Подчеркнем, что слово
"сомнительные" здесь употреблено исключительно из вежливости. Мы уже
как-то писали, что приветствовали бы проведение подобного фестиваля,
организованного на паритетных началах в Ереване и Стамбуле соответствующими
компетентными структурами обеих стран (к примеру, министерствами культуры). Как
и полагается в таких случаях, с приездом создателей картин, журналистов и
официальных лиц. Односторонние же сомнительные мероприятия следует
рассматривать как недопустимую пропаганду и к тому же унижающую наше
достоинство.
Г-н Ванян не устает повторять: "Я политическими
вопросами не занимаюсь... У нашего фестиваля никаких политических нюансов
нет..." и т.п. Заверения, рассчитанные, опять же очень мягко говоря, на
простаков. Если сегодня весь политический мир, включая президентов и парламенты
многих стран, разделился на сторонников признания Геноцида армян и ликвидации в
той или иной форме его последствий и сторонников турецкой политики отрицания и
забвения Геноцида и эти позиции непосредственно влияют на проведение их политики
в регионе, а в этой ситуации группа армян-отщепенцев, идя навстречу чаяниям
турок и спонсоров-миротворцев, не только делает вид, будто никакого Геноцида
армян не было, но и постоянно создает поводы для изъявления братских чувств к
туркам, сопровождаемые объятиями и лобзаниями, то что это, если не она самая, к
тому же гнусная политика? Один из участников фестиваля, турецкий режиссер,
побывавший три дня в созданной Ваняном сотоварищи искусственной среде, во время
пресс-конференции по простоте душевной лепетал: "Я уверен, что между двумя
народами никаких проблем нет. Это власти сеют что-то между двумя
народами".
Именно эти слова хотят слышать заинтересованные внешние
силы, финансирующие все эти фестивали и вообще "миротворческую"
деятельность ЦМИ. Силы эти своего участия и не скрывают. Фестиваль открыл посол
Великобритании в Армении Чарльз Лонсдейл (персона, как известно, весьма и
весьма политическая), сказавший несколько приличествующих случаю слов.
В связи с этим повторим не раз сказанное: Англия не имеет никакого
морального права в какой-либо форме вмешиваться в армяно-турецкие отношения до
тех пор, пока не признает Геноцид армян и своей неблаговидной роли в
трагических для армян событиях начала прошлого века. Циничные высказывания
официальных британских политиков последних дней, в очередной раз отвергших
возможность признать Геноцид армян и тем самым хотя бы формально загладить свою
собственную вину, тем более подчеркивают справедливость этого нашего
требования.
Между тем, несмотря даже на присутствие высокого гостя
(точнее - хозяина), вся церемония открытия являла собой довольно жалкое
зрелище. Кучка людей - сам Георгий Ванян, его неизменная соратница по добыванию
и расходованию грантов Луиза Погосян, певец ереванской оперы и гражданин Турции
Погос Егиазарян, неизменный участник подобных мероприятий писатель Ваграм
Мартиросян и еще какие-то люди, воровато озиравшиеся по сторонам, присутствие
большой группы молодежи, видимо, студентов соседних вузов, не понимающей, в
какое сомнительное дело их втянули, - все это создавало впечатление чего-то
нечистоплотного и постыдного.
Не скрасило церемонию и неожиданное появление еще одного
гостя - азербайджанского, как его представили, киноактера и кинотеоретика,
ошарашенно озиравшегося по сторонам, так, видимо, и не понявшего, как и почему
он оказался в Ереване, да к тому же в день своего рождения. Естественно, по
этому поводу объятия, слюни радости, поздравления, подарки организаторов. С
другой стороны, появление азербайджанца можно было предвидеть, ибо только
участие хоть какого завалящего азербайджанца могло обеспечить выполнение
основного условия грантодателей инициативы "Шаг к диалогу: Армения -
Азербайджан - Турция" - непременного участия представителей всех трех
стран.
Еще раз подчеркнем: наше крайне негативное отношение к
британо-армяно-турецко-азербайджанскому мероприятию не имеет никакого отношения
к демонстрировавшимся в тот день турецким фильмам. Фильмы снимались сами по
себе, независимо от фестиваля и г-на Ваняна.
Не будучи профессионалом, трудно не только оценить, но и
просто запомнить 10 фильмов, демонстрировавшихся в течение 75 минут. Между тем,
признаюсь, общее впечатление было хорошим, а в одном случае - очень хорошим. Я
имею в виду фильм "Откос". Фамилию режиссера, к сожалению, не
запомнил.
Дети перед началом уроков произносят обязательное: "Я -
турок..." И дальше - о том, как они счастливы, что они турки и живут в
такой замечательной стране... Одним словом, это именно та церемония, против
участия в которой армянских и других детишек - нетурок - выступал в свое время
Грант Динк, осужденный за свой протест турецким судом. Затем нам показывают,
как один из школьников, приходя домой, беседует с бабушкой, которую просит
говорить по-турецки, бабушка же говорит, насколько я понял, на арабском. На
следующий день учитель предлагает детям прочитать текст в учебнике, а затем
вызывает нашего героя к доске, чтобы пересказать его. Мальчик рассказывает и
вдруг, неожиданно для себя, употребляет какое-то нетурецкое слово. Учитель
жестоко отчитывает его. Сцена эта очень впечатляюща: класс, украшенный
портретом Ататюрка и разнообразной турецкой символикой, учитель - типичный
фашист и перепуганный мальчик, каждое утро повторяющий, что он счастлив тем,
что он турок и живет в Турции. Фильм завершается пронзительным титром: "Посвящается
тем, кто говорит на языке своих бабушек". О фильмах фестиваля - столько,
поскольку наш разговор не о них.
Г-н Ванян не расстается со своей главной мечтой - провести в
Ереване фестиваль азербайджанских фильмов. Он говорит: "В этом вопросе
перед нами закрыли все двери. Но я вам обещаю, что фестиваль состоится..."
Откуда такая наглая самоуверенность? Да все оттуда же: г-н
Ванян уверен, что Британское посольство и другие его могущественные
грантодатели смогут открыть в Армении любые двери. И действительно, нетрудно
представить, какое давление могут оказать эти дипломаты на Министерство
культуры, не говоря уже о более высоких инстанциях. В конце концов им всегда
могут сделать предложение, от которого они не смогут отказаться.
Есть только один способ прекратить все эти антинациональные
фестивали и другие "миротворческие инициативы" - это активное
общественное мнение, которое, если мы не утратили последней капли самоуважения,
действительно закроет перед нашими изгоями и их гостями все двери в Армении.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.