Analitika.at.ua. За проповедническую деятельность в городах Малой Азии
Иоанн Богослов был сослан императором Домициантом на пустынный остров Патмос в
Эгейском море, где ему было дано услышать и записать Откровение Божие - Апокалипсис.
Там сказано: напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Эфес, и
Смирну, и в Перган, и Фиатиру, и в Сардис, и Филадельфию, и в Лаодикию".
Со II в. до н.э., согласно Мовсесу Хоренаци, большинство этих территорий
входило в пределы Великой Армении.
После прихода Спасителя в мир и распространения христианства
Эдесское царство вместе с армянским царем Абгаром восприняло христианское
учение еще в период земной жизни Иисуса Христа. Царь Абгар, узнав о чудесах,
творимых Иисусом Христом, сказал: "Это – возможности не человека, а
Бога". Послание Спасителя Абгару и Его портрет, "который изысканными
красками" написал придворный художник Абгара Анан, подвигли царя к
проповеднической деятельности, которую он через переписку вел с императорами
древнего мира.
Однако в христианской традиции существует и другая версия
происхождения портрета Христа, согласно которой царь Абгар обратился с письмом
к Христу, в котором просил Его прийти в Эдессу и исцелить его от проказы.
Письмо должен был передать художник Анан, который, увидев Спасителя, решил
сделать Его портрет. Христос попросил воды, умылся и вытер свой лик платком, на
котором отпечатался Его образ. Спаситель передал Анану платок и ответное письмо
царю, где говорилось, что Он не может прийти в Эдессу, так как Ему надлежит
исполнить Свою миссию, но обещал послать к Абгару одного из своих учеников.
Получив портрет Спасителя, Абгар почти исцелился, а позднее к нему пришел
апостол Фаддей, который завершил его исцеление. Абгар прикрепил образ Христа
над городской нишей, где прежде находилось изображение идола. Позднее Эдесса
стала местом паломничества христиан всего мира. Во время своего пребывания в
Эдессе апостол Фаддей основал там христианскую церковь, рукоположил несколько
священников и составил правила для управления паствой. После этого, получив от
царя Абгара грамоту, предписывающую "всем внимать Евангелию Христа",
апостол Фаддей продолжил свою миссию на территории всей Великой Армении,
включая Высокий Айк, Цопк, Тарон, Арк.
Первые христианские общины Эдессы и Великой Армении сыграли
важную роль в распространении христианства. Там были сосредоточены христианские
святыни – прижизненное изображение Иисуса Христа, табличка с надписью,
сделанной прокуратором Понтием Пилатом, изображение Богородицы кисти Иоанна, принесенное
апостолом Варфоломеем в храм Океацванк, копье и гвозди, которыми был пригвожден
и пронзен Иисус Христос...
В городах Эллинского мира, в которые направлял послания
Иисус Христос, было услышано Слово Божие, и Свет Евангелия озарил живущих там.
Первое Послание Иисуса обращено к церкви в Эфесе, где в результате гонений со
стороны царей-язычников пострадало много христиан. Там принял мученическую
смерть апостол Тимофей - ученик апостола Павла, который во время языческого
праздника богини Дианы пытался остановить беснующихся нечестивцев. Но поборники
христианства считали за благо смерть во имя Спасителя. Священник Анфима, также
принявший мученическую смерть, писал: "Не устрашишь того, кто сам желает
умереть за Христа".
Сегодня Эфес лежит в руинах. В 60 км от него расположен
город Смирна (Измир). В Своем послании Иисус Христос хвалит жителей Смирны,
много претерпевших за свою веру. Среди них епископ Поликарп – ученик апостола
Иоанна Богослова, который в 86 лет был приговорен к сожжению. Господь предупреждает:
"Будь верен даже до смерти, и дам тебе венец жизни... Побеждающему смерть
вторая не причинит никакого вреда".
Интересные сведения о Смирне приводит в своих "Путевых
заметках" армянский историк Симеон Лехаци, который провел 12 лет в
паломничестве по святым местам. А посетивший Смирну в XVII веке Закарий
Канакерци оставил подробное описание церквей проживающих в Смирне армян, греков
и франков. Он приводит и несколько историй о преданных христианству армянах
Смирны. В их числе история отрока Багдасара, который даже после насильственного
обращения в мусульманство остался верен Христу и, приговоренный пашой к смерти,
шел на казнь, распевая псалмы и повторяя: "Блажен всякий боящийся Господа,
ходящий путями Его". Через 3 года принял мученичество и иерей Акоп,
внушавший мужество отроку Багдасару перед смертью.
Смирна была центром распространения христианской культуры. В
1759г. Маркос Махтеси основал там первую типографию, где издал "Книгу
толкований" Езника Кохбаци. Там было издано 150 наименований армянских
книг, в их числе Библия, Псалмы и другая христианская литература. Вплоть до
1922г. в Смирне действовало около 20 армянских типографий. Однако после
завоевания города армией Кемаля Смирна была переименована в Измир, хотя это
противоречило условиям Севрского договора. То, что творили турки на захваченных
территориях Малой Азии, Византии, Западной Армении, Бессарабии.., можно
передать строками Пушкина, написанными еще в 1830г.:
От Рущука до старой Смирны,
От Трапезунда до Тульчи,
Скликая псов на праздник жирный,
Толпой ходили палачи.
На севере от Смирны лежит древний город Пергам, основанный в
XII в. до н.э. Пергамские христиане не отрекались от веры даже перед лицом
самых тяжелых испытаний. В своем обращении к христианам Пергама Господь
говорит: "Ты твердо держишься имени Моего и не отрекся от веры в
Меня...". В описаниях легата римского императора Плиния Младшего до нас
дошли сведения о волнениях, поднятых среди населения языческими жрецами, и
указах, направленных на подавление христианства. Вместе с тем Плиний в одном из
своих писем императору сообщает, что христиане воздерживаются от воровства,
грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова и отказываются выдать доверенное.
Согласно трудам Тацита и Светония, а также переписке Плиния Младшего, жрецы
подстрекали горожан выдавать христиан, не считаясь с их возрастом.
Император Траян издал указы о подавлении нового Учения. Тех,
кто отказывался называться христианином, отпускали лишь тогда, когда они
"призывали при мне богов, совершали воскурение ладана и возлияние вина
твоему – Траяна изображению… и, кроме того, злословили Христа", пишет
Плиний Младший. Остальных казнили. Император Траян не пощадил даже собственную
дочь Дросиду, принявшую Евангельское Слово. А царь Санатрук предал смерти свою
дочь Сандухт, принявшую Христианство от апостола Фаддея. Но многие предпочли
смерть, чтобы сохранить себя для вечной жизни. Пергамские христиане проявили
стойкость и преданность. Господь предупреждал, что им надлежит сторониться
идолопоклонства, безнравственности, сектантства и отступничества.
Евсевий в Церковной истории отмечает, что преследования
христиан поднимались восставшей чернью, которую настраивали враги христиан, или
те, кому оно наносило материальный ущерб: жрецы языческих культов, торговцы
жертвенными животными, мясники, продававшие жертвенное мясо.
Несмотря на жестокие преследования христиан, Евангельское
Учение продолжало распространяться. В 301 году Христианство провозглашается
государственной религией Армении. Агатангелос пишет: "Разлилось по всей
Армении от края до края, от города Саталы вдоль Халдии, вдоль Каларджии до
исхода пределов маскутов, до ворот Аланских, до границ Каспия – Пайтакарана,
города Армянского царства, и от Амиды, через город Насибин, задевая окраины
Сирии, в странах Норширакан и Кордуена до неприступной страны Мидии, до области
Махкерта, вплоть до Атропатены".
За 500 лет пребывания турок на территории, где находились
"семь светильников " - Церквей, к которым Иисус Христос обратился с
Посланием, многое изменилось. Некогда великолепные города лежат в руинах или
переименованы. Храмы либо разрушены, либо превращены в мечети, но люди, к
которым были обращены Слова Иисуса Христа: "Имеющий ухо да слышит, что Дух
говорит церквам", - выполнили возложенную на них миссию.
Некогда оживленные города – Эфес, Смирна, Пергам, Сарды,
Фиатира, Филадельфия и Лаодикия, где находились Церкви-Светильники и были
принесены огромные жертвы во Имя Божие, - должны превратиться в места
паломничества христиан всего мира. Мэри ЧОЛАКЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.