Несмотря на старания Величко, татарская элита Закавказского
края объективно не могла признать всех преимуществ его перспективного проекта. В
тот период усиливались позиции пантюркизма – интеграционного идеологического
вектора, который, собственно, и пытался расчленить русский черносотенец,
противопоставив ему «адербайджанский дифференциал».
Впрочем, политическая публицистика редактора газеты «Кавказ»
не могла не воодушевлять, в определенном смысле – не направлять, не сплачивать
выходцев из среды закавказских тюрок; она не могла пройти абсолютно бесследно.
Тем более что предоставляла почти что официальный карт-бланш
на минимизацию армянского влияния в регионе, что прекрасно вписывалось в
контекст интересов уже зародившегося пантюркизма. Более того, в известной
степени русский черносотенец дал повод татарской элите поразмыслить над
некоторыми вопросами собственной идентичности.
В начале прошлого столетия важнейшим механизмом консолидации
закавказских мусульман был антиармянский вектор. Синтез интересов русской
реакции и пантюркизма по отдельно взятому армянскому направлению объективно
развязал руки «российским пантюркистам» и предоставил им определенную свободу
действий. Вместе с тем погромы армянского населения Баку (о них в последней
главе) очень скоро преступили допустимые пределы, в какой-то момент даже вышли
из-под контроля царской жандармерии и стали прогрессировать в соответствии с
«альтернативной философией развития».
Об активном участии в бакинских погромах самых широких масс
мусульманского населения вспоминал позднее Лев Троцкий: «Разноплеменный Баку,
насчитывавший уже в начале столетия свыше 100 000 жителей, продолжал быстро
расти, всасывая в нефтяную промышленность массы азербайджанских татар. На
революционное движение 1905г. царские власти не без успеха ответили
натравливанием татар на более передовых армян. Но революция захватила и
отсталых азербайджанцев». (Параллельное употребление Троцким терминов
«азербайджанские татары» и «азербайджанцы» объясняется лишь тем, что над
исследованием «Сталин» – откуда взята цитата – он работал в конце тридцатых
годов. С одной стороны, автор сохранил российскую терминологию, с другой –
использовал уже известный в конце тридцатых годов термин «азербайджанец», под
которым понимал тюркское и мусульманское население этой советской республики.)
Армяно–татарская резня на Кавказе стала одним из первых
сигналов, возвестивших о необходимости изменения позиций самодержавия в
отношении мусульманского населения края. Именно она заставила царских
советников пересмотреть некоторые важные положения кавказской политики, так как
вне зависимости даже от ими же спровоцированного характера бойни осознавалось
главное: закавказские младотурки очень удачно вставили эту провокацию в
контекст своей пантюркистской идеологии.
Несколько позже в секретном докладе канцелярии наместника на
Кавказе уже сообщалось: «Вообще армяно-татарские столкновения сыграли весьма
крупное значение в развитии среди Закавказских мусульман общественного
движения. Печальные события 1904-1905гг. послужили тем решительным толчком,
который заставил инертные до того мусульманские массы зашевелиться, предпринять
шаги к объединению мусульман против других народностей края и, наконец,
формулировать, через посредство своей интеллигенции, в виде более или менее
определенной политической программы пожелания мусульманского населения
Закавказского каря».
Процесс консолидации разрозненных масс сопровождался и
появлением в годы Русской революции 1905-1907гг. тюркских политических
образований в Елисаветпольской и Бакинской губерниях. В частности, с осени
1906г. в Баку уже функционировала партия «Дифаи», руководитель которой Ахмед
бек Агаев был одним из организаторов армянской резни. Это весьма показательный
факт. В числе своих программных приоритетов партия провозгласила «защиту
мусульманского населения от армян» (следует отметить, что тезис об исходящей от
армян опасности – давнишняя и неоднократно апробированная, в преддверии той или
иной армянской резни, турецкая разработка, которая в качестве рычага или
механизма внутреннего сплочения и внешнего давления использовалась и лидерами
закавказских татар. В первые советские годы тот же тезис пытался развить и
переложить на социалистическую почву Карл Радек).
Тогда же в Елисаветполе возникла другая организация –
«Гейрат», чья программа предусматривала отделение некоторых кавказских земель
от России на федеративной основе и образование автономий в районах, где
преобладает мусульманское население. Один из руководителей партии Насиб
Усуббеков десятилетием позже провозгласит Тюркскую партию федералистов, а после
провозглашения в мае 1918г. Азербайджанской Демократической Республики станет
министром финансов, будет руководить также просвещением и делами
вероисповеданий.
Одним из проявлений политической активности в начале прошлого
века стала и полемика по вопросу литературного языка закавказских тюрок.
Такового никогда не существовало, именно поэтому («в поисках завтрашней
литературы») татарская интеллигенция и раскололась на два противоположных
лагеря: «османчилар» – сторонников османского языка как безальтернативного
выразителя тюркского культурного наследия и «азеричиляр» – сторонников
собирания из распространенных в иранских и кавказских провинциях тюркских
диалектов нового литературного языка. В лагере «азеричиляр» выделялся Фиридун
бек Кочарли, издавший в 1903г. труд «Литература адербейджанских татар». Мамед
Расулзаде предложил компромисс: создать очищенный турецкий язык, состоящий
исключительно из тюркских слов. Дело в том, что османский литературный язык был
подвержен сильному влиянию семитского (арабского) и индоевропейского
(иранского) языков, причем количество заимствований (слов, литературных
оборотов, поэтических словосочетаний, разных метафор, крылатых выражений)
временами составляло 80% лексического арсенала.
«Полемика с языком» являлась не столько академическим
диспутом, сколько диктовалась необходимостью внесения идейно-политической
ясности в аморфный мир закавказских татар. В известной степени это был вопрос
самоидентификации, по-видимому, вписывающийся в контекст интересов самодержавия
по дифференциации тюркского ядра. Впрочем, именно в тот период произошло
событие, которое и приостановило «татарские брожения», а «идеологическое
наследие Величко» сдало в архив истории – уж по крайней мере лет на двадцать…
В 1908г. в Османской империи произошла младотурецкая
революция, после которой практически все видные представители татарской
интеллигенции не только вошли в состав младотурецкого ядра, но и стали
активнейшими его членами. Официальный панисламизм Османской империи уступил
свое место менее религиозному, более мистифицированному и откровенно
расистскому пантюркизму. Султан стал лишь декоративным обрамлением
пантюркистской империи.
В декабре 1908г. в Стамбуле под председательством апологета
идеи «Великого Турана» Зии Гекальпа была учреждена организация пропаганды
тюркизма, известная под названием «Тюркский кружок». Ее деятельность
ориентировалась на создание «Империи одной расы», в рамках которой под эгидой
Турции должны были объединиться все тюркские народы.
«В состав "Тюркского кружка” вошли и эмигрировавшие из
России азербайджанские тюрки – Ахмед бек Агаев, Али бек Гусейнзаде, Мамед Эмин
Расулзаде <...> По возвращении домой они принесли с собой четко
оформленные идеи пантюркизма, превратившегося после 1908г. в основное
направление политической мысли закавказских мусульман».
Именно в период младотурецкой революции азербайджанский
татарин Гусейнзаде опубликовал труд «Тюркизация. Исламизация. Модернизация», в
котором последовательно развил пантюркистские тезисы.
Тогда же стартовала новая волна мусульманского миссионерства
– знакомые «хождения в шатер», встречи с кочевниками, основание новых школ,
преподавание тюркского языка, а также «новых версий» тюркской истории. С этого
времени политическая активность закавказских татар уже окончательно сместилась
в сторону нивелирования различий между рассеянными на землях России
родственными народами, народностями, племенами, семьями, шатрами. В годы
Русской революции 1905-1907гг. понятие «тюрок» уже имело вполне конкретный
политический смысл, потому и «отошедшая от татар» кавказская мусульманская
элита уже не могла «приблизиться к азербайджанцам». Ведь это в корне
противоречило бы самой идеологии пантюркизма.
Рубеж первого десятилетия прошлого столетия – период
принципиально иной, нежели начало века. Русская революция 1905-1907гг., а также
поражение в японской кампании, громкие покушения на политиков и жандармов,
погромы в разных регионах империи, в том числе так называемая «армяно-татарская
резня», – все это вкупе не могло не внести коррективы в политику самодержавия. И
не в последнюю очередь – в отношении окраинных закавказских губерний, все
больше и настойчивее тяготевших к Османской империи посредством как раз
активной деятельности, вдохновленной былой реакцией и былым Величко
тюркско-татарской элиты. Катализатором изменения региональных подходов царизма
послужил фактор самой активной вовлеченности кавказских татар в пантюркистском
проекте уже после младотурецкой революции. Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.