Analitika.at.ua. К моменту разбивки на новых землях
первых шатров переселившихся тюркских кочевников понятие «Азарбайджан», равно
как и язык «азари», были известны давно, причем под названием «азарбайджанцы»
подразумевались не тюркские племена, а собирательное население этой области –
преимущественно иранское, отчасти – армянское и, возможно, кавказское.
Выше уже отмечалось, что азербайджанское руководство
предпочитает называть Республику Армения «Западным Азербайджаном». Более
известна такая же собирательная формулировка «Южный Азербайджан», применяемая в
отношении четырех современных иранских провинций (останов): Восточная
Атропатена («Восточный Азербайджан»), Западная Атропатена («Западный
Азербайджан»), Ардебиль и Зенджан (перечисленные останы учредились во второй
половине прошлого века путем разделения (в 1950г.) единой провинции
Азербайджан-Атропатена на западную и восточную административные земли и
образования (в 1993г.) остана «Ардебиль» - на восточных землях провинции
«Восточный Азербайджан» и северных территориях провинции «Гилян»). В этой связи
есть необходимость краткого тезисного представления истории происхождения
самого топонима. В аспекте рассматриваемых в книге вопросов – деталь крайне
важная.
Территория, которую занимает Азербайджанская Республика, в
течение продолжительного отрезка являлась стыком индоевропейского и кавказского
миров. Здесь складывались, развивались и гибли разные политические союзы и
образования (преимущественно – наместничества), однако вне зависимости от
статуса земель местное население вплоть до самого начала II тысячелетия н.э.
представляло именно эти языковые семьи. Индоевропейский пласт проявлялся
главным образом иранским и армянским элементами, кавказский – народами
лезгинской языковой ветви нахско-дагестанской группы.
Век металла отметился на этой территории расцветом
Кура-араксинской археологической культуры. Впрочем, ареал распространения
последней был шире, нежели Закавказское междуречье. Область долгое время не
являлась самостоятельным очагом зарождения суверенных политических объединений:
в большей степени она была периферийной, подверженной преимущественно иранскому,
реже – армянскому и кавказскому воздействию.
В аспекте цивилизационного развития области наибольшим
удельным весом выделялся иранский пласт, основавший в первой половине I
тысячелетия до н.э. ряд политических объединений, влияние которых распространялось
также на Кура-араксинское междуречье. Наиболее сильное из таких государств,
Мидийское царство, сложилось несколько южнее (ядро его становления - земли
современной провинции Хамадан); оно достигло зенита своего могущества
(разрослось в империю) при Киаксаре на рубеже VII-VIвв. до н.э. Монархия,
однако, оказалась не очень долговечной и десятилетиями позже превратилась в
одно из наместничеств (сатрапий) Ахменидской (Ахеменидской) империи – молодого
и еще более могущественного иранского государства.
Название «Азербайджан» (существует несколько параллельных
форм произношения) известно задолго до проникновения в регион первых тюркских
племен. Топоним обязан своим происхождением Атропату (Атурпатаку) – последнему
наместнику (сатрапу) Мидии, который после восточного похода Александра
Македонского и крушения Ахменидской державы провозгласил на ее северо-западных
обломках независимое государство. Имя полководца переводится с древнеиранского
как «огнем защищенный». Именно занимаемым географическим положением и предопределилось
название нового царства; по-древнеперсидски оно звучало «Мад-и-Атурпатакан»
(«Мидия Атропата»), в армянских источниках – «Атрпатакан», в греческой хронике
– «Мидия Атропатена» или «Малая Мидия».
Примерно в тот же период оформилось государство кавказских
албан – племен, упоминавшихся в числе участников знаменитого сражения при
Гавгамелах наряду с войском Атропата. Основное население Албании слагалось из
двух десятков племенных объединений, наиболее влиятельное из которых и дало
(видимо) название царству. Армяне называли страну Алуанк (Агванк), иранцы –
Арран. По сообщениям Страбона, Плиния Старшего, Кассия Диона, античная Албания
занимала левобережье Куры и располагалась между иверийскими землями и
Каспийским морем (иными словами, занимала северо-восточные и отчасти
центральные области современной Азербайджанской Республики).
С начала IIв. до н.э. усиливается уже армянское влияние на
Албанию и Мидию-Атропатену. Страбон сообщает о завоевании армянским монархом
Арташесом I областей Каспиана и Фаунитис в районе нижнего течения реки Аракс и
непосредственно на побережье Каспийского моря. Тогда же была образована
прикаспийская провинция царства «Великая Армения». Армянское воздействие на
регион приобрело большие масштабы в первой половине Iв. до н.э., в период
правления монарха Тиграна II. Атропатена и Албания вошли в орбиту армянского
политического влияния. «Одно время вообще казалось, что именно Армении суждено
взять на себя верховенство над иранскими племенами. С ошеломляющей быстротой и
силой росло и ширилось при Тигране II армянское государство. Казалось, что как
парфянам восток, так армянам должен достаться в наследство запад государства
Селевкидов». Тем не менее политическое лидерство Армении в регионе оказалось
недолговечным, и вскоре Атрпатакан превратился в арену армяно-персидских войн.
Сама область располагалась между Арменией и внутренним
Ираном, посему многие события, имевшие место в «стратегическом приграничье»,
отражены и в армянской хронике. Автор IV-Vвв. Фавстос Бузанд сообщает: «Потом,
когда прекратилась война с персами и армяне с этой стороны были уже обеспечены,
тогда армянский полководец Мушег стал громить тех, кто восстал против царства
Аршакуни. Сперва он отвоевал владения армянского царя в Атрпатакане. Все гавары
атрпатичев он опустошил, много пленных взял у них, остальных покорил и обложил
данью, и взял у них много заложников». В другом месте Бузанд отмечает: «Тогда
персидский царь послал на Армению Гуманда с сорока восьмью тысячами войска,
чтобы он напал и разорил страну. Они прибыли к границе Армении со стороны
Атрпатакана. Армянский полководец Манвел собрал свое войско <..> двадцать
тысяч человек и поспешно выступил против персидского войска, предал мечу все
персидское войско, убил также Гуманда и вернулся, одержав большую победу».
В течение весьма продолжительного исторического отрезка
название «Атрпатакан» часто фигурировало в исторических трудах. «Азарбайджан» –
арабская транскрипция индоевропейского наименования области, ставшей со второй
половины VIIв. частью новообразованного Халифата. Академическое издание
«Всемирная история» объясняет этимологию этого понятия в контексте общепринятых
в международном научном сообществе положений: «Название "Атропатена”,
искаженное арабами, легло в основу современного названия "Азербайджан”».
Известный русский востоковед Василий Бартольд пишет в этой
связи: «Нынешний персидский Азербайджан до Александра Македонского составлял
нераздельную часть Мидии и не имел особого управления. Во время битвы при
Гавгамелах сатрапом Мидии был Атропат. После Александра Атропату была
оставлена, теперь уже в качестве наследственного владения, часть его бывшей
провинции, так называемая "Малая Мидия”, получившая по имени Атропата новое
название, передаваемое греками в форме Атропатена, армянами – в форме
Атрпатакан, отсюда – Азербайджан».
Таким образом, и в поздней арабской хронике область
«Азарбайджан» соответствовала историческому Атрпатакану, располагаясь южнее
нынешней одноименной республики. Центром страны в тот период являлся Ардебиль с
основным персидским населением. Известный арабский автор Xв. ал-Истахрия,
(писавший также под именем ал-Керхия) свидетельствует: «Армению, Арран и
Адербейджан мы соединяем на одной карте и рассматриваем как одну область
<..> Самый большой город в Адербейджане Ардабиль, в нем лагерь войска и
дворец правителя <...> Дабиль (Двин) больше Ардабиля; город этот служит
столицей Армении, и в нем дворец правителя подобно тому, как дворец правителя
Аррана в Бердаа и дворец правителя Адербейджана в Ардабиле <...> Город
постоянно находился в руках знатных христиан, а христиане составляют большую
часть обитателей Армении». Сообщается, что в Ардебиле говорят на персидском, в
Двине – на армянском, в Бердаа (Партав) – на арранском.
Некоторые арабские авторы (Ибн-Хаукаль, Мукаддаси, Масуди,
Якут) при описании области «Азарбайджан» упоминали и язык «азари», на котором
разговаривало население этих земель. Допускается, что он не являлся единым
языком, а объединял группу местных диалектов – потомков мидийского языка.
Считается, что он был близок к среднеперсидскому («пехлеви») и от него
произошли талышский и ныне исчезнувший килитский.
Таким образом, к моменту разбивки на новых землях первых
шатров переселившихся тюркских кочевников понятие «Азарбайджан», равно как и
язык «азари», были известны давно, причем под названием «азарбайджанцы» (или,
как писал раннесредневековый армянский автор Бузанд – «атрпатичи»)
подразумевались не тюркские племена, а собирательное население этой области –
преимущественно иранское, отчасти – армянское и, возможно, кавказское. Вне
зависимости от политического статуса атрпатаканских-азарбайджанских земель
иранский этнокультурный пласт доминировал там в течение почти двадцати
столетий. Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.