Analitika.at.ua. Пока внимание общественности, хотя и несколько искусственным образом, приковано к армяно-турецким отношениям, вокруг урегулирования карабахского конфликта происходят события, весьма показательные в том отношении, что они демонстрируют создавшуюся принципиально новую ситуацию. Речь, в частности, идет о последствиях так называемого «ужесточения позиции» армянской стороны, которые, к разочарованию многих, пока не имеют отрицательного значения для Еревана и Степанакерта. И даже - наоборот.
Неофициальный Ереван в переговорах с Азербайджаном когда-нибудь должен был поменять тон и акценты, что вытекает не только из интересов армянской стороны, но и из самой элементарной логики. Причем в качестве обоснования сказанного выступает ряд факторов, из которых можно выделить два: позицию Азербайджана и новую расстановку силовых центров в регионе вследствие геополитических изменений.
Что позиция этих «силовых центров» в вопросе урегулирования карабахского конфликта начала все больше и больше «притеснять» официальный Баку, можно заключить из того пустозвонства, которым в последний период атакуют Вашингтон и европейские организации политические деятели и политологи, питающиеся из алиевской кормушки. Речь, в частности, идет о небезызвестном Вафе Гулузаде и начальнике отдела внешних связей администрации президента Азербайджана Новрузе Мамедове. Как первый из них, так и второй подвергли бешеной критике новую американскую администрацию, заявив, что Белый дом никак не реагирует на ужесточение позиции армянской стороны в переговорном процессе, что механически означает, что Вашингтон, фактически, постепенно приближается к позиции Еревана.
С чем связана подобная внезапная реакция этих лиц, всегда отличающихся своим осторожным поведением хотя бы в отношении США, не очень понятно, поскольку в процессе урегулирования карабахского конфликта не произошло ничего явного. События происходили больше вокруг армяно-турецких отношений, что, само по себе, не могло стать поводом для подобной критики. Загадка разрешилась, когда оппозиционные азербайджанские СМИ, в частности сайт партии «Ени Мусават», опубликовал некоторые подробности визита в Баку помощника заместителя госсекретаря США Тины Кайденау.
Согласно сайту, 22 октября Кайденау представила властям Азербайджана ультиматум, предупреждая, что если Баку под предлогом «восстановления территориальной целостности страны» попытается урегулировать карабахский конфликт военным путем, то США без колебаний признает независимость Нагорного Карабаха со всеми вытекающими из этого последствиями. Согласно тому же источнику, в распоряжении американской администрации оказались тайные сведения, согласно которым Азербайджан собирается претворить в жизнь угрозы решить вопрос военным путем.
Эта довольно серьезная угроза американского дипломата не могла не вызвать в Баку паники, поскольку она была неожиданной прежде всего потому, что угроза прозвучала не со стороны Москвы (как пытались предположить в Баку), а со стороны Вашингтона, чье доброжелательное отношение в Азербайджане считали само собой разумеющимся. И это в очередной раз доказывает, что Азербайджан не только не готов к объективным действиям в реальном политическом поле, но и что в Баку пока еще и не понимают, что собой представляет это так называемое «реальное политическое поле».
Необходимо отметить, что эта довольно тяжелая пощечина со стороны американской администрации не единственный удар, полученный Баку за последние дни, поскольку к полезному делу воспитания Азербайджана постепенно начинает присоединяться и Россия. Правда, Москва пока еще делает это опосредовано, то есть не на уровне первых лиц государства, однако от этого общая картина особенно не меняется. Проблема в этом случае становится более чем серьезной, поскольку Баку уже на официальном уровне начинают обвинять в поддержке терроризма на территории России, а конкретнее, на территории Северного Кавказа.
В роли обвиняющей стороны пока выступают президенты двух северно-кавказских республик - Чечни и Дагестана. Сначала Рамзан Кадыров (около десяти дней назад), а затем и Юнусбек Евкуров заявили, что действующие в их республиках террористические организации не только вооружаются поступающим из Азербайджана оружием, но и в основном пополняются азербайджанцами. Это чрезвычайно тяжелое обвинение, поскольку в современной России поддержка и содействие терроризму воспринимается, фактически, как военное действие, направленное против самого государства. Следовательно, обращенные к Баку обвинения могут иметь весьма печальные последствия, которые, между прочим, хорошо знакомы соседней Грузии, которая тоже в свое время обвинялась в предоставлении террористам «прохода» через Панкийское и Кодорское ущелья.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что официальный Баку оказался в весьма неблагоприятном положении, поскольку два из трех сопредседательствующих в ОБСЕ государств свели разговор с Азербайджаном к открытым угрозам, что, кстати, может очень дорого стоить Азербайджану. Во всяком случае, власти Азербайджана встали перед чрезвычайно сложным выбором: или прислушаться к голосу разума и занять в процессе урегулирования карабахского конфликта разумную и реалистичную позицию, или же обратиться к радикальным действиям, этим подвергая опасности само существование государства Азербайджан.
Ромик Арутюнян
Источник: azatamtutyun.com |