Понедельник, 25.11.2024, 13:48
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Февраль » 12 » Политика Турции и позиция Европы
Политика Турции и позиция Европы
19:13

Analitika.at.ua. После многих инициатив Турции по отношению к Ирану, включая вопросы «ядерной программы», а также Ближнего Востока, в отношениях между Турцией и Ираном, в действительности, не произошло ничего существенного. Турция попыталась совершить «прорыв» в отношениях с Ираном, предложив включиться в определенные региональные соглашения по поводу экономического развития и даже политические консультации.

 

Консультации по различным политическим вопросам между Турцией и Ираном давно происходят, как и между многими другими государствами. Между тем, Иран, не отказываясь демонстрировать турецко-иранское декларативное сближение, отметил, что не имеет намерений создавать некий альянс с Турцией, и дал ясно понять ей, что не станет участвовать в поддержке инициатив по проблемам Ближнего Востока, которые требуют длительных обсуждений, с участием других государств.

 

Турция уже высказала иранским руководителям свое непонимание позиции Ирана. Например, Турция убедилась, что Иран не поддержит, и только наблюдает за инициативами Турции в Южном Кавказе, в Ливане и в Ираке. В действительности, Иран весьма настороженно и враждебно относится к намерениям Турции в регионах, и, прежде всего, в ближайших для Ирана странах – Сирии, Ливане, Ираке, Южном Кавказе. Иран заметно раздражен попытками Турции усилить свое присутствие и влияние в Ираке, с помощью и с одобрения США. Иран также подозревает Турцию в попытках договориться с Саудовской Аравией по поводу поддержки ее действий в Ираке, что рассматривается Ираном как некий «заговор», направленный против нее.

 

Но более всего Иран обеспокоен «суннитскими играми» Турции, которая пытается договориться с арабами по ряду вопросов в ущерб интересам Ирана. За время турецких инициатив по отношению к Ирану не решен, практически, ни один вопрос, касающийся турецко-иранской конфронтации, в частности, по проблеме поддержки суннитов и шиитов в Ираке и в Ливане, а также не произошло даже отдаленных согласований по проблемам отношений Армении – Азербайджана, по курдской проблеме, а также по проблемам деятельности разведок в отношении друг друга, что вызывает особое беспокойство в отношении друг друга.

 

В настоящее время Иран готов предпринять многие усилия, чтобы провалить инициативы Турции на Ближнем Востоке, хотя остаются аналогичные проблемы в Центральной Азии и в Южном Кавказе. Иран продолжает преследовать цели создания более консолидированного блока, включая Сирию. Ливан, Армению, Таджикистан, а также шиитов Ирака. Иран дает понять государствам региона, что ничего не изменилось в его намерениях, а всего лишь произошли некоторые события в регионе.

 

Политические руководители Сирии уже дали понять Ирану, что их отношения с Турцией никак не отрицают и не умаляют значимости отношений с Ираном. По прогнозам экспертов, в ближайшей перспективе, так или иначе, начнется более конкретизированная конфронтация между Ираном и Турцией за влияние в регионе. Данную конфронтацию сдерживает пока то, что оба государства не хотели бы, чтобы этим противодействием воспользовались некоторые политические круги и правительства арабских государств, прежде всего, Саудовской Аравии и Египет, а также США и Израиль.

 

Представляет интерес, насколько на политику Турции в отношении Ирана оказывают влияние западные государства и каковы оценки французских экспертов в части турецкой политики в иранском направлении. Франция и Германия всегда с недоверием относились к инициативам Турции в отношении Ирана. Великобритания пыталась добиться от Турции более лояльного отношения к Западному сообществу по проблеме Ирана, но это привело к провалу многих надежд на Турцию, которые питали британцы. Франция с самого начала турецких инициатив по Ирану понимала, что в отношениях между Турцией и Ираном не может быть достаточно тесных и взаимовыгодных интересов, и происходит плохо прикрытая игра между традиционными региональными соперниками. По этому вопросу Франция была полностью солидарна с США и Германией, которые понимали, что Турция не в состоянии повлиять на Иран, не собирается это делать, и нужно только подождать и посмотреть, каким образом будет изменяться позиция Турции.

 

В самое последнее время Турция стала более понимать, что ее инициативы в отношении Ирана бессмысленны, так как приводят к утрате ее позиций на Западе, и одновременно не позволяют обрести никаких позиций в регионе в части влияния на Иран. Ни американцы, ни европейцы не собирались придавать Турции большее значение в мировой политике, чем она в действительности имеет. Западное сообщество не хотело закрепить за Турцией никаких заслуг в направлении урегулирования отношений с Ираном в сфере его «ядерной программы». Турции неоднократно давалось понять, что американцы и европейцы не намерены связывать с ее попытками в отношении Ирана свою политику и рассматривают ее инициативы вовсе не как обязывающие. Турция сейчас ощущает себя проигравшей в игре с Ираном и Западом, стремится сформировать новые предложения и более соответствовать западной политике.

 

В Анкаре стали опасаться, что ее положением воспользуются политические круги в США, во Франции и Германии, которые намерены осудить Турцию за осуществление «нового внешнеполитического курса». В Анкаре уже почувствовали такую опасность, но пока не понимают, как выходить из этого положения. Было бы естественным, если Турция стала более солидарной с Западом и заняла бы более критическую позицию в отношении Ирана, но ее руководство, все еще, продолжает спекуляции на иранскую тему.

 

Нужно отметить, что Турция не приобрела ничего позитивного для себя на Ближнем Востоке, стремясь к роли посредника в отношениях между Западом и Ираном. Арабские государства, в основном, не были заинтересованы в урегулировании отношений США и европейских государств с Ираном и вообще в снижении напряженности между ними. «Иранская угроза», прежде всего, в сфере «ядерной программы» обусловливает тесные отношения США с арабскими государствами, которые рассматривают Иран как нежелательного партнера на Ближнем Востоке, и заинтересованы в проведении Западом политики стратегического сдерживания Ирана.

 

Ведущие арабские государства – Египет и Саудовская Аравия, а также другие государства региона – Иордания и страны Персидского залива, совершенно не заинтересованы в усилении роли ни Турции, ни Ирана на Ближнем Востоке, а также в формировании более тесных отношений между Турцией и Ираном. Данные ведущие арабские государства также не заинтересованы в создании некой зоны экономического сотрудничества, включая Турцию, Иран, Сирию, Ирак, Ливан.

 

Таким образом, игры в отношении Ирана ничего не принесли турецкой политике на Ближнем Востоке, а только раздражают арабские страны. Французские эксперты считают, что Турция не заинтересована в развитии «ядерной программы» Ирана, и убедились в том, что ее инициативы, по мнению мирового сообщества, не способствуют ограничению усилий Ирана в этой сфере, то есть, Турция оказывается в весьма сомнительном положении. Турция пытается начать новые переговоры с США и ведущими европейскими государствами по поводу своих инициатив по Ирану. Турция хотела бы определиться со своими инициативами и выяснить, насколько имеет смысл продолжать свои усилия, насколько Запад намерен продолжать воспринимать турецкие инициативы как конструктивные. Выясняется, что Турция оказалась в политическом тупике, и теперь не может просто отказаться от инициатив, а должна выдвинуть новые предложения, иначе она будет выглядеть как государство, которое плохо рассчитывает свою внешнюю политику.

 

Европейские государства и США не уделяют большого внимания и не пытаются расширить санкции в географическом аспекте. Европейские государства, в том числе и Великобритания, считают, что запреты и ограничения во внешней торговле обычными товарами с соседними и другими государствами приведет к ущербу для населения Ирана. Европейские государства не хотели бы осуществлять действия, которые могли бы привести к массовому голоду и другим негативным последствиям для населения Ирана. США и Великобритания не возражают против такой позиции.

 

Вопрос об ирано-армянских отношениях никогда не обсуждался специально, только в части общего обсуждения различных проблем, но, по оценке экспертов, имеется полное взаимопонимание того, что Армения никаким образом не должна пострадать от применения санкций к Ирану, и ее экономические отношения с Ираном не должны ограничиваться. В отношении энергетических проектов санкции не предусматривают никаких ограничений институционального характера, но в сфере планирования и сооружения энергетических коммуникаций межрегионального значения участие Ирана категорически отвергается. Создание региональных энергетических коммуникаций, то есть, развитие отношений Ирана с Турцией, Азербайджаном, Арменией, Туркменистаном, не будут ограничиваться.

 

В этой связи весьма интересны сюжеты, которые наблюдаются на Балканах, в Южном Кавказе и в других регионах Европы, где турецкое присутствие весьма существенно. Карабахская проблема в этом аспекте будет рассмотрена ниже, но необходимо рассмотреть проблемы турецкой политики на Балканах. Европейцы, все еще, пытаются представить политику Турции на Балканах как миротворческую, консолидирующую, и противопоставить ее радикальным исламистским тенденциям. Сотрудники МИД Франции предложили именно такую трактовку, при этом, видимо, выражая официальную точку зрения правительства.

 

Тем не менее, европейцы наблюдают, каким образом Турция успешно распространяет на Балканах практику отношения к конфликтным ситуациям, которую Турция применяет на Кавказе, в Бессарабии, в Крыму и в Ираке. Как известно, в этих регионах, Турция предпочитает позицию односторонней защиты и покровительства тюркоязычных этносов, которые находятся в состоянии конфликтов с другими государствами, этносами и общинами. На Балканах Турция с самого начала конфликтов и до настоящего времени безапелляционно продолжает оказывать одностороннюю помощь боснийцам и албанцам, то есть, мусульманам, которые не очень-то симпатизируют туркам, но, оказавшись в данных ситуациях, вынуждены принять их покровительство. Эта позиция Турции никак не способствует ни урегулированию конфликтов, ни нивелированию исламистских тенденций.

 

В Европе очень хорошо понимают цели и задачи Турции на Балканах, но, видимо, европейцы заинтересованы в вовлечении Турции в эту сложную и опасную региональную игру, в которой, по их замыслам, она добьется не усиления влияния в Европе и занятия желаемого места в Европейском Союзе, а напротив – приобретет статус и положение агрессивного и экспансивного государства.

 

В настоящее время никто и ничто на общеевропейской арене не препятствует усилению Турции на Балканах, и даже сами балканские государства, все еще, не обнаружили партнеров и понимания в Европе в части противостояния турецкой экспансии. Игровая ситуация, так же, как и в других регионах, довольно сложная. США, несомненно, допускают проникновение Турции на Балканы с далеко идущими намерениями. Во-первых, именно в этом регионе имеются наибольшие шансы столкнуть европейцев с турками, вызвать тем самым главный конфликт из тех, в которые США пытаются вовлечь Турцию во многих регионах. Во-вторых, США, Великобритания, а также континентальные европейские державы могут надеяться на столкновение интересов Турции и России на Балканах, по поводу «славянского вопроса». В-третьих, возможны ожидания не только европейско-турецкой конфронтации и столкновения, но и американо-турецкого политического конфликта, на что могут надеяться и сами европейцы, так как именно американцы сконструировали все нынешнюю конфигурацию сосуществования на Балканах, и под угрозу может быть поставлена созданная и утверждения ими система безопасности, которая весьма уязвима.

 

Россия, изрядно обиженная на славянские и православные государства Балкан, также была бы заинтересована в турецком «натиске» на регион, преследуя цель создать внешнюю угрозу для своих потенциальных партнеров в лице Болгарии, Сербии, Македонии, Черногории, Греции, что позволило бы ей маневрировать в регионе. Поэтому, в настоящее время Балканы - этот тот регион, где Турция действует безраздельно и приобретает новые геополитические и геоэкономические позиции. Вместе с тем, Балканы находятся под пристальным наблюдением извне и всегда могут стать ареной совершенно нового геополитического конфликта, в который могут быть вовлечены не только США и государства Европы и Россия, но и ряд государств исламского мира. Игорь Мурадян, lragir.am

 

Читайте новости Analitika.at.ua в социальной сети http://facebook.com/AnalitikaUA.

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1095
Календарь новостей
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru