Главная » 2011 » Январь » 26 » Политолог: Цюрихскими протоколами армяно-турецкий процесс уже невозможно возобновить
Политолог: Цюрихскими протоколами армяно-турецкий процесс уже невозможно возобновить
01:23
Analitika.at.ua. Интервью политолога Александра Маркарова информагентству
АрмИнфо.
Г-н Маркаров, правящая коалиция Армении отказалась голосовать за
резолюцию партии «Наследие» о признании НКР. На Ваш взгляд, в данном случае, на
что может ссылаться армянская дипломатия, убеждая своих партнеров признать НКР,
если сама не признала ее?
Вопрос признания Арменией Нагорного Карабаха является
козырной картой в руках Еревана, и, по всей видимости, данную карту можно будет
разыграть в дальнейшем, на сегодняшний день это преждевременно.
Если мы признаем независимость НКР, то сложно говорить о
том, что это изменит на данном отрезке переговоров. Мы должны исходить из того,
будет ли способствовать признание Нагорного Карабаха урегулированию этого
конфликта, однозначный ответ – нет. Следовательно, в данном случае признание
становится самоцелью, а значит и может навредить делу.
Естественно, основой для признания НКР в качестве субъекта
международного права является с одной стороны де-факто становление и
институционализация данного государства в качестве независимого субъекта, с
другой стороны можно апеллировать к нормам международного права, в рамках
которого Нагорно-Карабахская Республика как вышла из состава Азербайджанской
ССР, так и провозгласила свою независимость. Здесь можно говорить и об
исторической правомерности данного решения, и о моральной правомерности. Можем
совершенно справедливо утверждать, что сегодня Азербайджан не имеет ни
правовых, ни исторических, ни моральных, ни каких-либо основ для признания
Нагорного Карабаха частью своей территории.
На этом фоне, каковы перспективы урегулирования конфликта в текущем
году?
Думаю, что переговорный процесс продолжится в рамках МГ
ОБСЕ, и что очень важно, все другие организации признают данный формат в
качестве наиболее конструктивного для процесса урегулирования.
Однако это не мешает другим организациям, в частности, НАТО выдвигать
резолюции, содержащие формулировки относительно карабахского урегулирования?
Натовскую резолюцию в данном случае можно рассматривать в
определенной мере конструктивной, поскольку Альянс заявил, что не видит своей
роли в процессе карабахского урегулирования, и в рамках того заключения,
которое было принято после Лиссабонского саммита в ноябре прошлого года, было
указано, что для НАТО приемлем формат МГ ОБСЕ.
Другой элемент, на который следует обратить внимание – это
то, что несколько более активной в переговорах по карабахскому урегулированию
выступает Россия, свидетельством тому были несколько встреч президентов Армении
и Азербайджана, которые так скажем, модерировались президентом РФ. Это
своеобразная «побочная» ветвь в переговорном процессе, когда в рамках
трехстороннего формата предпринимаются попытки решить какие-то небольшие, но
вопросы. Одним из них является достигнутая в Астрахани в октябре договоренность
об обмене военнопленными и телами погибших.
Обратимся к не менее важной теме внешней политики – армяно-турецкому
процессу. На Ваш взгляд, продемонстрирует ли Анкара в ближайшие месяцы
готовность продолжить процесс примирения с Арменией с тем, чтобы в очередной
раз избежать употребления слова «геноцид» со стороны президента США?
Как известно, Вашингтонская администрация в лице Рейгана в
свое время уже упоминала слово «геноцид», в том числе и применительно к
Геноциду армян, но как мы знаем, воз и поныне там. Разумеется, Турция будет
предпринимать попытки, направленные на предотвращение нежелательных для себя
сценариев.
С другой стороны говорить о возможном продолжении армяно-турецкого
диалога в ближайшие 3-4 месяца маловероятно. Я не думаю, что Анкара изменит тот
внешнеполитический курс, который она проводила даже тогда, когда были
парафированы армяно-турецкие протоколы, и на сегодняшний день имеет место
приостановление процесса ратификации данных протоколов. Быть может, речь уже
должна идти о подготовке некого нового документа, который должен лежать на
столе переговоров. Хотя я склонен исключать такой вариант, но вместе с тем,
настоящие протоколы уже кажутся устаревшими. Они сыграли свою роль - показали
конструктивизм Армении, готовность пойти на диалог без всяких предусловий, а
также то, что Турция в своей внешней политике является заложницей своих
отношений с Азербайджаном, она не может принимать решения без оглядки на своих союзников.
Недавно президент США в интервью турецкой газете заявил, что отношения
с Турцией важны для Вашингтона как никогда. Это очередная попытка удержать
Анкару в зоне американского влияния после определенного склонения в сторону
исламского мира?
США, несомненно, имеют свои интересы в регионе, и в течение
достаточно длительного периода Турция и Израиль выступают в качестве оплота для
распространения американского влияния в регионе. Безусловно, в данном случае,
когда турецкая внешняя политика принимает некий крен в сторону исламского мира,
получает другие оттенки, США понимают, что их влияние на стратегического
партнера может снизиться, и потому делаются попытки для восстановления
взаимоотношений, а вместе с ними и влияния на Анкару. Америка в определенной
мере нуждается в Турции, но и последняя прекрасно понимает, что нуждается в
американской поддержке отнюдь не меньше. Определенные трения, которые
существуют между этими государствами, продолжатся, но они не коснутся основ
союзнических отношений.
Поговорим о внутренней политике: недавние кадровые перестановки вызвали
широкий общественный резонанс, способны ли они улучшить функционирование данных
ведомств?
Необходимость улучшения работы тех или иных сфер
действительно не вызывает сомнений. А будет ли назначение новых министров
способствовать этому совершенствованию или нет – уже совсем другой вопрос. В
целом, смена руководства, если система в данном случае неэффективна, не может
изменить содержательной части этой кадровой политики.
Вместе с тем шаги, предпринятые до сегодняшнего дня, скорее,
указывают на положительную тенденцию в том смысле, что сменившие действующих
министров лица являются профессионалами в своем деле, и наличие их в качестве
руководителей того или иного направления может и должно положительно сказаться
на функционировании данной системы. Улучшение же системы, как мне кажется, в
определенной мере ослабит оппозицию, поскольку поводов для критики станет
меньше.
А эта критика приводит к реальной конкуренции между ними, тем более что
выборы не за горами?
Конкуренция между правящей коалицией и оппозицией,
несомненно, существует. И этот процесс в течение этого года будет лишь
нарастать. Вместе с тем, мы видим определенные тенденции, которые с одной
стороны, показывают готовность коалиции к позитивным изменениям. С другой
стороны, оппозиция сегодня пытается кристаллизироваться и выступить уже не в
качестве силы, которая функционирует на негативной основе – против кого-то, а
силы, которая хочет сформировать свою какую-то позитивную, конструктивную
программу, предложение обществу.
В поведенческой линии АНК все чаще видны тенденции к дистанцированию от
остальных оппозиционных сил, в частности, «Наследия» и АРФД, которую Конгресс
никогда не считал оппозицией, в чем причина такого «отчуждения»?
По всей вероятности, Армянский национальный конгресс хочет
монополизировать оппозиционную нишу с той подоплекой, что когда он придет к
власти, то станет единственной властью. Я не говорю, что он может прийти к
власти, просто речь идет о том, что естественно, любая оппозиция пытается
позиционировать себя как будущую власть. Соответственно, исходя из этого, АНК
дистанцирует себя от других сил, которые на данный момент выступают в
парламенте в качестве оппозиции, в данном случае, АРФД и «Наследие». Должен
также отметить, сегодня АНК выступает в качестве непарламентской оппозиции и
обладает достаточно большим шансом стать парламентской после очередных выборов.
Дистанцирование призвано, с одной стороны показать тот водораздел, который
существует между парламентской и непарламентской оппозицией, с другой стороны,
продемонстрировать борьбу за электорат между ними. Ашот Сафарян, АрмИнфо
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.