Analitika.at.ua. На Ближнем Востоке возникла совершенно новая,
принципиально новая ситуация, которой не было со времен ухода из региона
Британской империи. По всей вероятности, длительное пребывание армии США в
Ираке подорвало их силы в гораздо большей мере, что это можно было предположить
и оценить сторонними наблюдателями.
США «сдали» Ближний Восток, сбросили с себя преобладающую
часть ответственности за судьбу региона и пытаются осуществить это с
минимальными потерями для себя. Но это можно означать только одно – «сдачу»
Ближнего Востока самим арабским государствам, то есть, по возможности
арабизировать регион и существующие процессы.
Наихудшим вариантом для США стала бы уступка позиций в
регионе Ирану или Турции, поэтому арабские партнеры, которые с большими
надеждами ожидают своей новой роли в мире, при реальных гарантиях безопасности
со стороны США, стали наиболее надежными и верными партнерами американцев, и
быть может, более надежными и искренними, чем партнеры США по НАТО.
Но данные отношения США и арабских государств предполагают
одно из наиболее важных условий – устранение в Сирии от власти алавитского
правящего режима и «суннизацию» политического устройства страны. США, а также
Франция, оказались в довольно затруднительном положении, так как они понимают,
что произойдет с Восточным Средиземноморьем – воротами Запада в Азию, если в
Сирии произойдет данная политическая катастрофа. США и европейским государствам
придется принять более 4 млн. беженцев из Сирии, это полная этно-религиозная
чистка страны, массовая депортация шиитов, христиан и многих других этнических
и религиозных групп населения.
Саудовская Аравия и Турция пытаются убедить США, что
устранение нынешнего правящего режима в Сирии приведет к демократизации страны,
установлению некого гипотетического, а по сути, варварского псевдо-исламского
режима, который будет спонсироваться богатыми арабскими государствами
Персидского залива. В сущности, можно было бы заметить, что относительно
демократические и вестернизированные арабские государства – Алжир, Марокко,
Тунис, Ливан и, по всей вероятности, Египет - совершенно не заинтересованы в
осуществлении данного сценария в отношении Сирии.
Инициаторами являются страны, где сложился довольно
тоталитарный режим, при преобладании салафитской идеологии, которые и стали
наиболее надежными партнерами США (во всяком случае, по представлениям самих
американцев).
Если бы США связывали с Ближним Востоком определенные перспективы
своей политики, они не стали бы столь равнодушно относиться к судьбе нынешнего
режима в Сирии, который устраивает даже Израиль. США сейчас очень важно
привести ситуации к тому, чтобы отвести от себя ответственность за последствия
данного брутального процесса. Несмотря на регулярные заявления, направленные на
осуществление давления на Сирию, американцы постоянно выдают свою неуверенность
и пытаются выдать свою неуверенность за деликатность и умеренность.
Создается впечатление, что жесткая позиция России и Китая в
Совете Безопасности ООН, в определенном смысле устраивает США, так как отводит
от них необходимость применения силовых или иных методов давления в отношении
Сирии. Впрочем, даже если это всего лишь интуитивные обобщения и впечатления,
то можно быть уверенными в одном: американцы находятся в значительной
растерянности по многим причинам, и прежде всего, потому, что не могут вполне
доверять своим псевдо-партнерам – Турции и Саудовской Аравии.
Не исключено, что США предполагают различные версии плана по
развертыванию процессов в Сирии, в том числе, и сохранение правящего режима без
Башара Асада, а когда выяснится, что это невозможно, продолжат свои отношения с
Дамаском на более-менее новых условиях.
Что может измениться в результате смены власти в Вашингтоне?
Изменится ли принципиально политика США на Ближнем Востоке в результате скорого
или не скорого ухода Демократической администрации в Вашингтоне? Продолжится ли
политика «сброса ответственности»?
Скорее всего, понятие «сброс ответственности» - более
серьезная данность, чем предполагается политическими авторами на Востоке и на
Западе. В данных условиях, следовало бы более конкретно представить себе те
условия, в которых предстоит пребывать в ближайшее десятилетие государствам
Ближнего Востока, а также Черноморско-Кавказского регионов. Эта тема,
несомненно, должна получить развитие в серьезных политических и экспертных
кругах. Сейчас особенно предпочтительно вовсе не «обзорное», а «сценарное»
мышление, и политические круги, независимо от умственных и интеллектуальных
способностей, должны представлять и данность и перспективу. Игорь Мурадян,
lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.