Главная » 2011 » Декабрь » 24 » Политолог: Вперед, Франция! Армянский вопрос - как ресурс регионального сдерживания Турции
Политолог: Вперед, Франция! Армянский вопрос - как ресурс регионального сдерживания Турции
01:04
Analitika.at.ua. Вот уже более 10 лет Турция демонстрирует большие успехи
в экономике и на сегодняшний день представляет собой обширный рынок товаров и
инвестиций, привлекая сотни компаний Европы и других регионов. Для европейских
государств, с трудом преодолевающих свои экономические и финансовые проблемы,
турецкий рынок является весьма интересным и привлекательным.
В частности, Великобритания развила на фоне этих тенденций
новые этапы отношений с Турцией, в определенной мере связывая с ней решение
своих экономических проблем. Хотя при этом британская экономика не отличается
широким набором товаров, и ее более интересуют финансовые отношения с Турцией.
Для таких промышленных государств, как Франция и Германия, Турция важна, как
именно товарный рынок, и осложнение отношений с ней, конечно же, может привести
к проблемам для французских или германских производителей. Достаточно
внушительны и финансовые интересы Франции и Германии в Турции.
Тем не менее, Франция проявляет готовность принять закон о
геноциде армян 1915 года, несмотря на мощный шантаж, который организовало
турецкое правительство. Здесь, прежде всего, необходимо отметить, что угрозы
Турции не должны восприниматься однозначно, поскольку они уже однажды
озвучивались в 2001 году, перед принятием решения о признании геноцида армян
1915 года президентом Жаком Шираком.
В реальности, турецкая экономика не столь и успешна, как об
этом принято сейчас говорить. Возможные санкции Турции не могут быть
долговечными, и они нанесут ущерб, прежде всего, самой Турции, причем немалый.
Этот ущерб невозможно будет так просто преодолеть или компенсировать.
Французские компании занимаются в Турции не теми отраслями и сферами, в которых
всегда можно изыскать альтернативного внешнего участника, в особенности, в
период глобального экономического кризиса.
Так или иначе, Франция, видимо, внутренне готова к
определенным потерям и ущербу, демонстрируя настойчивость в указанном
направлении. При этом, скорее всего, в ближайшем будущем к Франции
присоединятся другие европейские государства. Со временем, Великобритания
останется в одиночестве в своей политике тотальной и безапелляционной поддержки
Турции, и позиции британских политических сил, критично рассматривающих
политику Турции, усилятся.
Нынешний период весьма характерен и примечателен для
современных отношений Западного сообщества с Турцией. Следует отметить, что
наступил переломный момент в рассмотрении вопроса о приеме Турции в Европейский
Союз, в том смысле, что Турция близка к полному отказу от своего
"европейского проекта", и ее нужно подтолкнуть к данному решению.
"Проект" этот сильно затянулся и с ним пора разобраться, чтобы не продолжать
ситуацию неопределенности как для самой Турцией, так и между европейскими
странами.
Другой важной необходимостью является "указание"
США и Великобритании их места в европейской политике. Она мотивирована
форсированным урегулированием отношений между англо-саксонскими державами и
Турцией, и их намерением продолжать спекуляции по поводу приема Турции в
Европейский Союз. Кроме того, сближение США и Великобритании с Турцией по
многим направлениям и проблемам может привести к временному
"открытию" для Турции вектора в направлении Ближнего Востока, что не
может с безразличием рассматриваться Францией и ее партнерами в Европе.
Так или иначе, Франция демонстрирует стремление не допустить
региональной экспансии Турции, усиления ее роли, например, в регионах
Средиземного моря, на Балканах, Кавказе и Ближнем Востоке, которые в результате
ослабления присутствия США и Великобритании, ожидают роста европейского
влияния. Таким образом, решения Франции, и несомненно, поддерживающей ее
Германии, носят в данных регионах геополитический характер, и Турция в данном
случае является нежелательным участником политических процессов. При этом, в
Париже хорошо понимают суть американо-турецких отношений именно в этот
актуальный период. Для французов очевидно, что они не носят долгосрочный и вполне
доверительный характер, и Вашингтон не слишком отошел от своей задачи
"сдерживания" региональной экспансии Турции. Поэтому, в сущности, США
и Франция являются во многом партнерами в части "сдерживания"
региональной политики Турции. Армянский же вопрос выступает в качестве важного
фактор, как минимум, дезорганизации и сдерживания турецкой политики, и вовсе не
только в европейском направлении.
Что касается экономических интересов, то сегодня наступил
благоприятный момент для организации обвала турецкой экономики, как это
произошло в 1999 - 2003 годах, когда международные финансовые организации и
ведущие державы Запада практически отказали Турции в помощи, которую она
запрашивала в астрономических объемах.
Политическое руководство Армении должно понимать это, и
участвуя в таком "проекте", ему необходимо получить необходимую
поддержку и помощь от заинтересованных мировых центров силы. Армения
практически вовлечена в геополитическую игру, при довольно высоких рисках, без
каких-либо гарантий безопасности. Хотя и визит Николя Саркози в Ереван был
знаковым и обозначил некоторые контуры политики по "сдерживанию"
региональной экспансии Турции, но этого очень мало для участия небольшой страны
в столь многосложной игре. Вместе с тем, есть ли у Армении выбор, когда не только
Франция, но и США формируют некую политику в отношении Турции по умолчанию -
при несколько различных целях, но, по существу, согласованно?
Турция, убедившись в том, что конфронтация с США, которая
наблюдалась в течение нескольких лет, ведет к фиаско ее региональную политику,
решила снизить уровень этой конфронтации с некоторыми условиями, надеясь на
улучшение своих позиций, прежде всего, на Ближнем Востоке. Между США и Турцией
имеются некоторые договоренности по ряду проблем военно-технического и политического
характера, но, получив поддержку по данным задачам, Турция согласилась на
ограничение своих амбиций в сопредельных регионах. Это, конечно же,
благоприятствует Армении, делает ситуацию в Южном Кавказе более стабильной, но,
тем не менее, все эти процессы происходят совершенно без прямого и даже
опосредованного учета интересов Армении.
Задача внешней политики Армении занять хотя бы очень
скромное место в этой региональной игре, при определенных договоренностях с
заинтересованными странами, и такая возможность, несомненно, имеется.
Совершенно ясно, что США и Франция активно вовлекают Армению в такие сценарии,
в которых не участвуют и никогда не участвовали ни Грузия, ни Азербайджан.
Возможно, это является парадоксальным, но американцев совершенно устраивает
армяно-российское военное партнерство, так как это усиливает позиции Армении в
рамках американской стратегии "сдерживания" Турции. Такая стратегия в
исполнении Вашингтона вмещает многие приемы и подходы, механизмы уступок и
давления, поддержки и давления. Но в итоге США намереваются нивелировать
влияние Турции в регионах и не допустить становления ее в качестве региональной
макродержавы, так как она может в дальнейшем стать весьма нежелательным игроком
в этих регионах.
Россия в политике США, конечно же, рассматривается в
качестве партнера в гораздо более обширном аспекте. В связи с этим, США все
больше заинтересовываются в ОДКБ (Организация договора о коллективной
безопасности), как в партнере НАТО в некоторых региональных направлениях. Но
одним из направлений сотрудничества между США и Россией может стать и Турция,
хотя одновременно Анкару подталкивают к более активной роли в регионах, которые
Россия считает зоной своих стратегических интересов. Эти сюжеты, в данном
случае, и называются игрой. В связи с чем, Армения, возможно, уже не стоит
перед выбором, возможно, ее политическое руководство уже сделало выбор. Игорь
Мурадян, ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.