Главная » 2010 » Февраль » 16 » Поможет ли Казахстан "тюркскому наступлению" в Закавказье?
Поможет ли Казахстан "тюркскому наступлению" в Закавказье?
00:14
Analitika.at.ua. Новый действующий председатель ОБСЕ, государственный
секретарь - министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев посетил
Азербайджан, где провел переговоры с руководством этой страны. В повестку дня
переговоров были включены региональные проблемы, связанные с деятельностью ОБСЕ
в целом, и возможности карабахского урегулирования, в частности. Канат
Саудабаев заявил, что в период председательства Казахстана он будет
непосредственно заниматься региональными проблемами.
Накануне новый председатель ОБСЕ обозначил приоритеты своей
политики Совету Безопасности ООН и провел встречу с генеральным секретарем Пан
Ги Муном. На первое место поставлены проблемы укрепления взаимного доверия
среди государств-участников ОБСЕ для того, "чтобы устранить реликты
разделительных линий времен "холодной войны". В то же время глава МИД
Казахстана подчеркнул, что казахстанское председательство приложит все усилия к
разрешению затянувшихся конфликтов, особенно на территории бывшего Советского
Союза. "Принимая во внимание нашу общую историю и ментальную близость, мы
надеемся придать импульс усилиям наших партнеров, вовлеченных в этот сложный
процесс", - подчеркнул он.
Теоретически предложенная формула - идти от решения общих
проблем к частным - выглядит убедительно. Но практически для ее решения одного
срока даже очень успешного и "исторического" для всех постсоветских
стран председательства Казахстана в ОБСЕ вряд ли хватит, поскольку придется
переформатировать складывавшуюся десятилетиями политико-дипломатическую
панораму Европы. Вряд ли у ОБСЕ хватит для этого ресурсов. Это - во-первых.
Во-вторых, ставка Каната Саудабаева на "общую историю и ментальную
близость" бывших советских республик, которые находятся в зонах
регионального противостояния - Приднестровье, Карабах - может явиться как раз
тем самым грузом, который необходимо будет "сбросить с корабля" в
момент возможной бури. Достаточно хотя бы вспомнить итоги визита в сентября
1991 года в Карабах президента Казахстана Нурсултан Назарбаева с его российским
коллегой Борисом Ельциным. Тогда в Железноводске была подписано вместе с
руководителями Армении и Азербайджана так называемое "коммюнике
стабилизации", которое предусматривало и возвращение депортированного
населения к местам своего проживания, освобождение заложников, размещение в зоне
конфликта информационных групп. Ничего из этой затеи не вышло.
Поэтому Астане необходимо искать другие возможности для
политического самоутверждения на политической сцене Европы. Неслучайно с
моментом вступления в председательство в ОБСЕ Казахстана совпал визит президента
Нурсултана Назарбаева в Москву и его переговоры Дмитрием Медведевым. Астана
выдвинула инициативу о проведении в Казахстане саммита ОБСЕ в 2010 году.
Любопытно, что в некотором смысле такая инициатива совпадает
с заявлением министра иностранных дел Турции Ахмет Давудоглу, побывавшим на
днях в Казахстане. Он заявил, что Анкара ждет от Астаны "принятия важных
шагов, в том числе и в направлении решения карабахской проблемы". При этом
Турция имеет в виду и возможности широкого "тюркского наступления" и
по другим направлениям, учитывая то, что также недавно президентом ПАСЕ стал
турецкий дипломат Мевлют Чавушоглу. В этой связи Генеральный секретарь Совета
Европы Турбьерн Ягланд в своем выступлении в университете Билькента в Анкаре
"тонко" намекнул, в каким направлениях нужно будет действовать:
"В Европе ценят роль Турции на Ближнем Востоке и Кавказе".
Чего же конкретно могут добиться на кавказском направлении
дипломаты Канат Саудабаев и Мевлют Чавушоглу? Многолетняя деятельность Минской
группы ОБСЕ сохраняла баланс сил в регионе. В конечном счете, США, Россия и
Европа вышли на обновленные Мадридские принципы урегулирования карабахской
проблемы. После саммита в Сочи Медведев-Алиев-Саргсян было принято решение
подготовить новую редакцию этих принципов и представить их на рассмотрение
Минской группы ОБСЕ "в течение двух недель". Однако, как заявил
сопредседатель Минской Группы ОБСЕ от России Юрий Мерзляков, конфликтующие
стороны не спешат вложиться в отведенный график. Так что по факту Минская группа
выведена из "игры". Канату Саудабаеву придется либо принимать к
руководству позицию Минской группы ОБСЕ, либо начинать все с "чистого
листа". В аналогичной ситуации находится и ПАСЕ, где вообще нет
собственного сценария карабахского урегулирования.
Тем не менее, тест на большую политику ОБСЕ и ПАСЕ придется
пройти в ближайшее время. 5 февраля 2010 года президент Нагорно-Карабахской
Республики Бако Саакян подписал указ о назначении парламентских выборов на 23
мая нынешнего года. "Выборы в Нагорном Карабахе международное сообщество
не признает, и этот процесс не будет воспринят всерьез", - заявил в этой
связи официальный представитель МИД Азербайджана Эльхан Полухов. Возможно, так
оно и будет. Но это будет означать дальнейшую парализацию деятельности
авторитетных европейских институтов в направлении карабахского урегулирования.
Поэтому нельзя исключать, что на выборах в Карабахе могут появиться наблюдатели
от ОБСЕ и ПАСЕ.
В остальном инициатива прорыва - если только она будет
предпринята - решается "индивидуально". Не исключено, что в ходе
своего визита в Москву Нурсултан Назарбаев, помимо идеи о созыве саммита ОБСЕ,
"обкатывал" с Дмитрием Медведевым какую-либо новую кавказскую
инициативу. Например, провести такой же саммит всех лидеров закавказских государств,
с участием Турции, Ирана и некоторых государств Европы, и начать таким образом
процесс российско-грузинского сближения. При наличии доброй воли всех сторон
такое возможно. Но пока реально обозначен только один коридор: ратификация
армяно-турецких цюрихских протоколов.
Выступая в Центре стратегических исследований при президенте
Азербайджана в Баку, руководитель Международного центра стратегических
исследований Турции Джем Огуз открыто заявил, что на Турцию оказывает мощнейшее
давление Запад. По его мнению, речь идет о таких факторах, как обсуждения в
Конгрессе вопроса "геноцида" армян, а также действиях со стороны
высокопоставленных европейских чиновников, которые "постоянно намекают
турецкой стороне, что вступление Анкары в Европейский Союз будет затруднено
из-за закрытых границ с Арменией". Поэтому сражаться в одиночку Турции
становится с каждым днем все труднее и выход из сложной ситуации она начинает
связывать с возможными инициативами ОБСЕ и ПАСЕ на Кавказе. Кстати, полагаем,
что неслучайно в турецких СМИ со ссылкой на "дипломатические
источники" уже был осуществлен "вброс" информации о том, что
"Анкара не исключает возможности признания независимости Абхазии".
Точно также и то, что ближайшие планы зарубежных визитов эмиссаров ОБСЕ и ПАСЕ
связаны именно с Закавказьем. На 6-7 марта запланированы поездки председателя
Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Жоао Соареша и специального представителя
организации по армяно-азербайджанскому, нагорно-карабахскому конфликту Горана
Ленмаркера. Так что новая "игра" только начинается.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.