Главная » 2011»Май»20 » Поможет ли ОДКБ Армении в случае новой войны в Карабахе: позиция Таджикистана
Поможет ли ОДКБ Армении в случае новой войны в Карабахе: позиция Таджикистана
14:29
Analitika.at.ua. Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) и
другие структуры на пространстве бывшего СССР не должны допустить нагнетания
ситуации в отношениях между Арменией и Азербайджаном. Об этом в интервью ИА
REGNUM 20 мая заявил секретарь Совета безопасности Таджикистана Амиркул Азимов,
комментируя выступление министра обороны Армении Сейрана Оганяна, который
заявил, что в случае возобновления Азербайджаном боевых действий против
Нагорно-Карабахской Республики, Армения, учитывая членство республики в ОДКБ,
"вправе рассчитывать на соответствующую реакцию и поддержку своих
союзников по Организации".
Секретарь Совета безопасности Таджикистана считает, что
боевые действия между Арменией и Азербайджаном фактически невозможны.
"Уверен, что руководители стран, входящих в ОДКБ, не допустят нагнетания
ситуации между двумя странами. Продолжаются двухсторонние и трехсторонние
переговоры по урегулированию Нагорно-Карабахской проблемы, которые должны дать
свои положительные результаты. В любом случае, ухудшение ситуации, а тем более,
начало боевых действий будет не в пользу ОДКБ и всех стран, входящих в
СНГ", - отметил Азимов.
Он также напомнил, что и Армения, и Азербайджан являются
дружественными странами по отношению Таджикистана. "В возгорании нового
конфликта между двумя этими странами не заинтересована ни одна из стран СНГ или
ОДКБ. В конфликте в этом регионе заинтересованы определенные страны", -
считает секретарь Совета безопасности Таджикистана.
Между тем, независимый таджикский политолог Парвиз
Муллоджанов в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил, что согласно уставу
ОДКБ, агрессия против одной из стран, входящих в эту организацию, расценивается
как агрессия против всех. "В таком случае, с точки зрения международного
права, Таджикистан несет обязательства по ОДКБ и должен поддержать в этом
конфликте Армению. Но, думаю, что Таджикистан в большей степени делегирует свои
обязательства России, как гаранта мирного процесса Нагорно-Карабахского конфликта.
Таджикистан объявит о своей поддержке Армении, но это будет иметь больше
декларативный характер. Таджикские власти будут выступать за мирное решение
этого конфликта. С другой стороны, Таджикистан не будет оказывать прямой
военной помощи Армении. Прежде всего, это связано и с техническими и
экономическими вопросами. Кроме того, Армения расположена достаточно далеко от
Таджикистана. Но, по большому счету, такой помощи и не понадобится. Так как,
все вопросы оказания прямой военной помощи будут возложены на Россию", -
считает эксперт.
Отвечая на вопрос о том, как такая, даже
"декларативная" поддержка Армении отразится на взаимоотношениях
Таджикистана с Азербайджаном, Парвиз Муллоджонов заявил, что это не столь
важно. "Да, Таджикистан и Азербайджан входят в ряд региональных
организаций, таких как СНГ и Организации исламская конференция. Но это не имеет
существенной роли, так как для Таджикистана членство в ОДКБ с учетом имеющихся
угроз в южном направлении, гораздо важнее", - считает политолог.
Отметим, что в ОДКБ входят помимо Армении и Таджикистана,
Россия, Белоруссия, Киргизия, Казахстан и Узбекистан.
Нагорно-карабахский
конфликт. В 1923 году, без учета мнения населения жителей Нагорного
Карабаха, решением Кавказского бюро РКП(б) в составе Азербайджанской ССР была
образована Нагорно-Карабахская автономная область.
Спустя 65 лет, в Нагорном Карабахе начинается народное
движение за воссоединение с Арменией, которое не находит поддержки со стороны
властей СССР. Второго сентября 1991 года, на совместной сессии
Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных
депутатов, было провозглашено образование Нагорно-Карабахской Республики в
составе СССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области и Шаумяновского
района, на 92% населенного армянами. Десятого декабря 1991 года проводится
референдум о независимости Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах). 28
декабря 1991 года были проведены парламентские выборы, по результатам которого
формируется первое правительство.
Осенью 1991 года, Азербайджан начинает военные действия, в
ходе которых устанавливает контроль над Шаумяновским районом и оккупирует
большую часть Мартакертского, Гадрутского и Мартунинского районов
Нагорно-Карабахской Республики. С середины 1993 года в ходе ответных военных
операций, НКР восстанавливает контроль практически над всей своей территорией. Под
контролем Нагорно-Карабахской Республики, после подписания в мае 1994 года
соглашения о прекращении огня, остаются также занятые в ходе конфликта
Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джебраильский, Зангеланский и части
Агдамского и Физулинского районов Азербайджана. Это реинтегрированные в НКР
районы, до 1918 года населенные преимущественно армянами.
Впоследствии, в статье 142 Конституции Нагорно-Карабахской
Республики было указано, что до восстановления целостности государственной
территории Нагорно-Карабахской Республики и уточнения границ, публичная власть
осуществляется на территории, фактически находящейся под юрисдикцией
Нагорно-Карабахской Республики.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.