Analitika.at.ua. На Южном Кавказе происходят подозрительные события.
Грузия и Армения при разных акцентах вступили в фазу разносторонней ориентации,
что вызвано не амбициями и даже не групповыми интересами, а насущными
проблемами безопасности и развития. Азербайджан не нуждается в ориентации, так
как он уже стал "мировой державой" и претендует на то, чтобы многие
(если не все) ориентировались на него. Евро-Атлантическое сообщество и Россия
хотели бы получить все и сразу, но выясняется, что ни один из существующих
мировых центров силы не в состоянии предложить и огласить своим партнерам весь
список услуг и преференций.
Грузия пришла к необходимости диверсифицировать свои
внешнеполитические отношения с достаточно сложных стартовых позиций, находясь в
состоянии острой конфронтации с Россией, хотя ее нынешняя позиция выстрадана
еще режимом М.Саакашвили. Армения многое вынесла из сотрудничества с Россией,
хотя и эти позитивные результаты были получены не сразу, а по разрешении многих
проблем в отношениях с ней, и выяснила, что дальнейшее одностороннее развитие
отношений с Россией приводит к ограничению не только внешней политики, но и
суверенитета. Трудно представить, к примеру, что США и Франция поставляют
вооружения государству, находящемуся в состоянии войны со страной-членом НАТО.
При этом возникает вопрос, неужели размещение систем противовоздушной обороны в
Армении не имеет отношения к обеспечению национальной безопасности России?
К настоящему времени политика России в части реализации
интересов блока ОДКБ привела к военной изоляции Нагорно-Карабахской Республики
от взаимных обязательств Армении с Россией и ОДКБ. Следует также напомнить,
насколько сложен был путь Армении к достижению даже таких весьма скромных
результатов. Хотя слово "напомнить" бессмысленно, так как те, кто
произносит банкетные тосты, представления не имеют, при каких сложностях
Армения получала вооружения от России, даже самый завалявшийся хлам. Но было бы
грубой ошибкой приводить сложности в армянско-российских отношениях в качестве
причин стремления Армении к сближению с НАТО и Европейским Союзом. Конечно,
Евро-Атлантическое сообщество весьма охотно продемонстрировало бы России
"сомнения" ее наиболее лояльного партнера, но НАТО и Европейский
Союз, а также США вовсе не стремятся к чрезмерному дистанцированию Армении от
России, и российско-армянские отношения рассматривают как приоритетный фактор
стабильности и безопасности не только на Южном Кавказе, а в более обширном
регионе.
В условиях возникновения и развертывания региональной
экспансии Турции, с которой все более ассоциируется Азербайджан, а также при
различных играх России с этими двумя сторонами, Армения не может позволить себе
оказаться в международной изоляции. Западное сообщество также заинтересовано в
разнообразии ситуации на Южном Кавказе, но без ухудшения отношений Грузии и
Армении с Россией. Какие бы домыслы и пропагандистские декларации не возникали
на Западе по отношению к ОДКБ, государства НАТО и Евросоюза все более
заинтересованы в развитии сотрудничества с этим пророссийским
военно-политическим блоком, пытаясь удержать его в рамках статуса
регионального.
Нужно сказать, игра не очень чистая, но где же найти чистую?
Нынешний период, а вернее, момент в американо-турецких и европейско-турецких
отношениях, отличается беспрецедентной зависимостью и подконтрольностью Турции
со стороны США и их европейских партнеров. Но, во-первых, вряд ли Турция
извлекала уроки из опыта провала своей доктрины неоосманизма и, во-вторых,
дело, конечно, не в ситуационных проблемах и поворотах, а в разработках
долговременных практически стратегических планов по "сдерживанию"
Турции, которая перестала быть полноценным и надежным партнером НАТО и США.
Нельзя утверждать, что Турция занимает важнейшее место во внешней политике США,
но в части американской региональной политики планы по гашению турецкой экспансии,
несомненно, существуют. Поэтому США необходимы партнеры по осуществлению этой
политики, не говоря о других также интересных намерениях. Американцы и
европейцы поняли, что Грузия находится в слишком уязвимом положении в регионе и
испытывает более чем серьезные проблемы в части своей национальной
безопасности, при этом угрозы возникают уже не со стороны России, а Турции.
"Грузия - это хорошо, но одна Грузия - это очень мало". Перед Западом
не стоит проблема проведения разделительной линии между Турцией и Россией, так
как все на Западе и Востоке убедились, что большего сближения между ними, чем
нынешнее, не произойдет. Это также важный фактор в конструировании
геополитической стратегии.
Следует понимать, что сценариев возможной войны на Южном
Кавказе в НАТО нет, и ничто подобное не рассматривается, но нельзя исключать
вооруженный конфликт, который может возникнуть, видимо, исключительно исходя из
развития внутренней ситуации. В этом случае ситуация и действия Турции станут
более непредсказуемыми. Государства-члены НАТО имеют в странах Южного Кавказа
свои посольства и информационные службы и получают определенную информацию, в
том числе и оперативного значения, поэтому, по мнению специалистов, НАТО
обладает необходимыми информацией и представлениями о реальном положении дел в
зоне армяно-азербайджанского конфликта, в Грузии и об отношениях между
Азербайджаном и Ираном. Может ли Армения позволить себе игнорировать роль НАТО
и США в "сдерживании" Турции прежде всего в направлении Южного
Кавказа? Может ли Россия, которая дистанцировалась от карабахского конфликта,
самостоятельно сдерживать возможные намерения Турции?
В этой ситуации возникает подозрение, что раздражение России
(конечно, принимая во внимание неудачливость Евразийского проекта) связано,
скорее, не с намерениями Армении участвовать в планах Евро-Атлантического
сообщества, а с отсутствием самой России в этих задачах. Данные обстоятельства
могут продемонстрировать ненадежность, уязвимость и институциональную
неполноценность как российско-армянских договоров, так и ОДКБ. В 2012 году
Армения подписала договор в рамках ОДКБ по вопросам размещения военных объектов
"третьих стран". Такие договоры суверенное государство не
подписывает, тем не менее договор состоялся, что говорит о высокой лояльности и
адекватности Армении имеющимся обязательствам. Кстати, оценки, которые дают
Армении в НАТО в части ее способности выполнять функции стратегического
партнера и дисциплинированного участника военных планов, получены в результате
рассмотрения ее сотрудничества с Россией и ОДКБ. Одновременно существование в
Армении военных объектов России вполне отвечает интересам США и НАТО. Времена
нарочито политизированной и используемой в сфере пропаганды конфронтации между
США и Россией по региональным проблемам прошли, особенно с уходом в отставку
государственного секретаря Х.Клинтон. Западу сейчас необходимо выстроить свои
новые позиции на Южном Кавказе перед угрозами, с которыми предстоит столкнуться
в результате вывода войск коалиции из Афганистана и весьма неопределенной
перспективы в Центральной Азии. В свое время Россия сама продемонстрировала
готовность сотрудничать с США и НАТО в направлении центральных регионов
Евразии, в том числе предоставила воздушный коридор для обеспечения нужд войск
коалиции в Афганистане. Совершенно понятно, что Россия стремится как минимум
координировать деятельность в отношении Центральной Азии с НАТО. ОДКБ также
заявляла в самое последнее время, что готова сотрудничать с НАТО. Так в чем же
дело? В том, что только Россия от имени ОДКБ имеет право общаться с НАТО?
НАТО с возрастающим интересом рассматривает возможность
сотрудничества с ОДКБ. В НАТО хотели бы принимать определенные предложения ОДКБ
не только от России, но и от других членов ОДКБ. Пока ОДКБ представляет в
международных отношениях только Россия, что не совсем устраивает НАТО. Армения
могла бы играть важную роль в диалоге между ОДКБ и НАТО, в любом случае
инициативы Армении могли бы стать важными шагами в развитии сотрудничества
между этими двумя военными блоками. Программы сотрудничества НАТО с
государствами Восточной Европы и Евразии не противоречат интересам России и
ОДКБ.
Безусловно, избрав путь сближения с НАТО и Европейским
Союзом, Армения не упростила, а напротив – усложнила задачи своей внешней
политики и безопасности. Но нужно понимать, что данная "упрощенность"
- это на поверку означает сворачивание суверенитета, внешнеполитического
маневра и возможностей выбора, когда Россия и Турция задумают разделить сферу
своего влияния в очередной раз. Возникает другой вопрос – способна ли армянская
элита довести задуманное к успеху или на каком-то этапе ей покажется, что
задача уже решена? Скоро президентские выборы, "последний парад
наступает". Но об этом уже в новом году. Игорь МУРАДЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.