Понедельник, 25.11.2024, 19:30
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июнь » 17 » Посол Польши: Армения открывает двери на Кавказ
Посол Польши: Армения открывает двери на Кавказ
01:57

Analitika.at.ua. Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Польши в Армении Здзислава Рачиньского агентству АрмИнфо.

 

Г-н Рачиньски, одним из инициаторов Восточного партнерства является Польша, какие цели преследует ваша страна в рамках этой программы?

 

Восточное партнерство - программа всего Европейского союза, хотя, действительно, Польша и Швеция были ее инициаторами. Еще в 2001 г., не будучи членом ЕС, Польша разработала и представила европейским партнерам на обсуждение программу под названием "Восточное измерение внешней политики ЕС", предусматривающую расширенное сотрудничество ЕС с соседними странами. Мы исходили из того, что после расширения ЕС окажется в качественно новой ситуации, связанной с возникновением новых восточных соседей. К этому времени у ЕС был богатый и в целом удачный опыт сотрудничества с южными соседями. Мы считаем, что к странам, граничащим с ЕС на востоке, т. е. к 6 странам, включенным в программу Восточного партнерства, должны быть особенное отношение, так как это страны теснейшим образом связанные географией, своей историей и культурой с Европой. ЕС небезразличен к тому, будет ли в непосредственной близости от него укрепляться стабильность, развиваться экономика и свободный рынок, углубляться демократия. Евросоюз хочет видеть своих восточных соседей преуспевающими в строительстве независимых, правовых государств, и, наоборот, не желает, чтобы процессы развернулись в менее благоприятном для граждан этих стран - и тем самым, для ЕС - направлении. Программа имеет целью максимальное сближение участников к ЕС, вместе с ассоциированным членством, так, чтобы экономические правила, политические режимы, юридические системы, все нормы и стандарты были как можно близки к тем, которые существуют в Евросоюзе. При этом, вопрос формального членства этих стран в ЕС пока не стоит на повестке дня, поскольку на сегодняшний день реальных основ для этого нет. ЕС не ставит перед странами-участницами Восточного партнерства дилемму - либо вы с нами, либо с кем-то другим. Мы предлагаем сделать попытку сблизиться с нами, так как считаем, что те стандарты, нормы, которые у нас функционируют, являются правильными. И насыщение конкретными сотрудничества проектами зависит от этих стран. К примеру, если данная страна считает, что у нее есть проблемы с функционированием юридической системы, независимостью судов, и они желают кое-что исправить, то ЕС готов оказать содействие. Для ЕС сегодня очень важно развивать также тесные экономические отношения с этими государствами, в чем существенную роль играет также фактор стабильности и безопасности

 

А как насчет отношения России к программе Восточного партнерства?

 

Россия вначале проявила к этой идее определенную настороженность, так как считала, что программа нацелена на то, чтобы отдалять эти страны от нее. Это просто было недоразумением. Мы сегодня также приглашаем Россию, как и другие крупные страны, присоединиться к группе друзей Восточного партнерства - своими усилиями, финансовыми возможностями содействовать реализации некоторых проектов. Если сказать упрощенно, то программа Восточного партнерства - это приглашение и предложение взаимодействия. В какой степени и каким образом - зависит от самих участников.

 

В программу Восточного партнерства включены враждующие Армения и Азербайджан. Насколько этот конфликт препятствует, предусмотренным программой интеграционным процессам в регионе?

 

В плане развития политических, экономических отношений, Армения, Грузия и Азербайджан рассматриваются нами как один регион, одно целое. И большой бизнес, большие инвестиции не придут сюда без стабильности и хотя бы минимального взаимодействия между тремя странами. Очень сложно, скажем, убедить того или иного инвестора, что существующая в одной стране Южного Кавказа проблема не касается другой. У Европы существует обобщающее видение относительно этого региона. Любое напряжение, любая нестабильность между этими странами, конечно, мешает интеграционным процессам. Нынешний формат урегулирования карабахского конфликта, с учетом наработок сделанных Минской Группой ОБСЕ а также всех нюансов относительно проблемы, можно считать наиболее оптимальным, но я думаю, что существующий у ЕС потенциал мог бы придать новый импульс переговорному процессу, а особенно в посткризисном урегулировании. Хотя множество формальных посредников может только помешать урегулированию. Окончательное разрешение нагорно-карабахского конфликта, в первую очередь, является делом двух народов. Третьи страны могут помочь, но пока не созреет сильное убеждение у сторон конфликта, что проблему надо как-то решить, пока не будет достаточно сильной политической воли у обеих сторон, влиянием извне будет невозможным приблизить урегулирование.

 

Вписывается ли в этот контекст недавний визит в регион премьер-министра Польши Дональда Туска?

 

Это был первый визит главы польского правительства в Армению. У нас, как Вы знаете, парламентская система правления, а соответственно и реальная власть сосредоточена в руках премьера. Он приезжал сюда с коммюнике, суть которого заключается в том, что Польша как член ЕС заинтересована в стабильности на Южном Кавказе. Она выступает за решение всех существующих здесь проблем исключительно мирным путем. Наша позиция в карабахском конфликте является нейтральной, поскольку мы видим всю сложность проблемы. Другой составляющей его политического коммюнике является поддержка процесса нормализации армяно-турецких отношений. И Армения, и Турция являются нашими друзьями, с Арменией у нас исторически сложились очень специфические отношения, существует определенная общность судеб наших народов. С Турцией же мы находимся в одном военном союзе. Хочу также отметить, что визитом г-на Туска была сделана попытка найти точки опоры для развития двусторонних экономических отношений, потому что именно экономическое сотрудничество вносит стабильность в политическое взаимодействие между странами.

 

Есть ли реальная почва для экономического сотрудничества?

 

Безусловно, есть. К примеру, Армения добывает и экспортирует медную руду. У нее нет финансовых возможностей и, следовательно, соответствующих технологий для того, чтобы перерабатывать эту руду. В Польше есть комбинат KGHM Polska Miedz по переработке меди, который является 5-ым в мире по величине. Он покупает руду в Канаде, в ряде стран Африки. В этом контексте, я думаю, что можно вложить инвестиции и в Армении, построить здесь завод по выплавке меди. На данном же этапе анализируются условия для этих инвестиций.

 

А намечаются ли определенные сроки инвестирования?

 

Каких либо временных рамок нет. Речь идет о сумме в более чем 250 млн. долларов, и все элементы этой программы должны быть тщательно изучены, и проанализированы все детали. Польская сторона рассматривает также возможность вложения инвестиций, направленных на модернизацию завода "Наирит". Но как я понимаю, стороны еще не пришли к полному согласованию своих позиций в этом вопросе, в частности, относительно гарантий армянской стороны для этих инвестиций. Вообще мне кажется, что каждая из сторон недооценила возможности другой. Безусловно, Армения - это сравнительно небольшой рынок, но она открывает двери на Кавказ и, возможно, в Иран. Я также надеюсь, что, в конце концов, будет открыта и армяно-турецкая граница. Есть существенный потенциал для сотрудничества в сфере сельского хозяйства. Хотя доля сельхозпродуктов в экспорте Польши является небольшой, тем не менее, мы достаточно конкурентоспособны в этой области.

 

В ходе недавнего визита в Армению министра национальной обороны Польши Богдана Клиха обсуждались вопросы развития военно-технического сотрудничества. О каких конкретных направлениях идет речь?

 

Польша не экспортирует наступательных вооружений в этот регион, с учетом того, что ситуация здесь очень взрывоопасная. С Азербайджаном у нас нет сотрудничества в этой области, мы не можем действовать с одной из сторон конфликта в ущерб интересам другой. На сегодня есть определенные возможности поставки средств, скорее, предназначенных для применения в чрезвычайных ситуациях, к примеру, мобильных станций, очищающих загрязненную воду. У нас есть хороший опыт взаимодействия наших армянских и польских военных в ходе миротворческой операции в Ираке. Этот факт также повышает уровень взаимного доверия друг ко другу. В контексте сотрудничества следует также рассматривать вопрос обучения армянских военных в польских вузах. Вообще наличие контактов на уровне ведомств двух стран очень важно. У Армении свое видение ситуации в регионе и мире в целом, у Польши - свое. Но благодаря таким контактам, стороны как бы получают возможность шире, глубже смотреть на проблемы глобальной и региональной безопасности.

 

Как известно, отношения между армянским и польским народами имеют глубокие корни, учитывая, что первые армянские колонии были основаны, в том числе и в Польше. А какова сегодня роль, место армянской общины в общественно-политической, экономической жизни Вашей страны?

 

Армянская община в Польше небольшая - от 20 до 25 тыс. человек. Тем не менее, она имеет официальный статус меньшинства. Это значит, что она получает поддержку со стороны государства для реализации культурных, образовательных программ. Существуют две волны миграции армян в нашу страну. Первая волна - это как раз таки средние века и основание упомянутых Вами колоний. Вторая волна - конец прошлого века. На мой взгляд, хотя армянам очень легко адаптироваться к новым условиям проживания, они быстро усваивают язык, культуру, обычаи, но жизнь мигранта в любой стране первоначально не сулит больших успехов. И в этом плане, "новым армянам" еще предстоит интегрироваться в общество нашей страны. Если честно признаться, то сегодня армянская диаспора в Польше не имеет влияния на происходящие в стране процессы, но исторический вклад армян в нашу культуру является очень большим. И, конечно, не исключено, что в дальнейшем наши потомки засвидетельствуют о той же самой роли и месте сегодняшних мигрантов в жизни Польши. Армянам нетрудно вписаться в польское общество. Принадлежность к одной религии, общность исторических судеб, историческая память - все это создает благоприятный фон для тесных контактов между нашими народами.

 

Ашот Сафарян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 748
Календарь новостей
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru