Главная » 2010»Июнь»17 » Посол Польши: Армения открывает двери на Кавказ
Посол Польши: Армения открывает двери на Кавказ
01:57
Analitika.at.ua. Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Польши в
Армении Здзислава Рачиньского агентству АрмИнфо.
Г-н Рачиньски, одним из инициаторов Восточного партнерства является
Польша, какие цели преследует ваша страна в рамках этой программы?
Восточное партнерство - программа всего Европейского союза,
хотя, действительно, Польша и Швеция были ее инициаторами. Еще в 2001 г., не будучи членом
ЕС, Польша разработала и представила европейским партнерам на обсуждение
программу под названием "Восточное измерение внешней политики ЕС",
предусматривающую расширенное сотрудничество ЕС с соседними странами. Мы
исходили из того, что после расширения ЕС окажется в качественно новой
ситуации, связанной с возникновением новых восточных соседей. К этому времени у
ЕС был богатый и в целом удачный опыт сотрудничества с южными соседями. Мы
считаем, что к странам, граничащим с ЕС на востоке, т. е. к 6 странам,
включенным в программу Восточного партнерства, должны быть особенное отношение,
так как это страны теснейшим образом связанные географией, своей историей и
культурой с Европой. ЕС небезразличен к тому, будет ли в непосредственной
близости от него укрепляться стабильность, развиваться экономика и свободный
рынок, углубляться демократия. Евросоюз хочет видеть своих восточных соседей
преуспевающими в строительстве независимых, правовых государств, и, наоборот,
не желает, чтобы процессы развернулись в менее благоприятном для граждан этих
стран - и тем самым, для ЕС - направлении. Программа имеет целью максимальное
сближение участников к ЕС, вместе с ассоциированным членством, так, чтобы
экономические правила, политические режимы, юридические системы, все нормы и
стандарты были как можно близки к тем, которые существуют в Евросоюзе. При
этом, вопрос формального членства этих стран в ЕС пока не стоит на повестке
дня, поскольку на сегодняшний день реальных основ для этого нет. ЕС не ставит
перед странами-участницами Восточного партнерства дилемму - либо вы с нами,
либо с кем-то другим. Мы предлагаем сделать попытку сблизиться с нами, так как
считаем, что те стандарты, нормы, которые у нас функционируют, являются
правильными. И насыщение конкретными сотрудничества проектами зависит от этих
стран. К примеру, если данная страна считает, что у нее есть проблемы с
функционированием юридической системы, независимостью судов, и они желают
кое-что исправить, то ЕС готов оказать содействие. Для ЕС сегодня очень важно
развивать также тесные экономические отношения с этими государствами, в чем
существенную роль играет также фактор стабильности и безопасности
А как насчет отношения России к программе Восточного партнерства?
Россия вначале проявила к этой идее определенную
настороженность, так как считала, что программа нацелена на то, чтобы отдалять
эти страны от нее. Это просто было недоразумением. Мы сегодня также приглашаем
Россию, как и другие крупные страны, присоединиться к группе друзей Восточного
партнерства - своими усилиями, финансовыми возможностями содействовать
реализации некоторых проектов. Если сказать упрощенно, то программа Восточного
партнерства - это приглашение и предложение взаимодействия. В какой степени и
каким образом - зависит от самих участников.
В программу Восточного партнерства включены враждующие Армения и
Азербайджан. Насколько этот конфликт препятствует, предусмотренным программой
интеграционным процессам в регионе?
В плане развития политических, экономических отношений,
Армения, Грузия и Азербайджан рассматриваются нами как один регион, одно целое.
И большой бизнес, большие инвестиции не придут сюда без стабильности и хотя бы
минимального взаимодействия между тремя странами. Очень сложно, скажем, убедить
того или иного инвестора, что существующая в одной стране Южного Кавказа
проблема не касается другой. У Европы существует обобщающее видение
относительно этого региона. Любое напряжение, любая нестабильность между этими
странами, конечно, мешает интеграционным процессам. Нынешний формат
урегулирования карабахского конфликта, с учетом наработок сделанных Минской
Группой ОБСЕ а также всех нюансов относительно проблемы, можно считать наиболее
оптимальным, но я думаю, что существующий у ЕС потенциал мог бы придать новый
импульс переговорному процессу, а особенно в посткризисном урегулировании. Хотя
множество формальных посредников может только помешать урегулированию. Окончательное
разрешение нагорно-карабахского конфликта, в первую очередь, является делом
двух народов. Третьи страны могут помочь, но пока не созреет сильное убеждение
у сторон конфликта, что проблему надо как-то решить, пока не будет достаточно
сильной политической воли у обеих сторон, влиянием извне будет невозможным
приблизить урегулирование.
Вписывается ли в этот контекст недавний визит в регион премьер-министра
Польши Дональда Туска?
Это был первый визит главы польского правительства в
Армению. У нас, как Вы знаете, парламентская система правления, а
соответственно и реальная власть сосредоточена в руках премьера. Он приезжал
сюда с коммюнике, суть которого заключается в том, что Польша как член ЕС
заинтересована в стабильности на Южном Кавказе. Она выступает за решение всех
существующих здесь проблем исключительно мирным путем. Наша позиция в
карабахском конфликте является нейтральной, поскольку мы видим всю сложность
проблемы. Другой составляющей его политического коммюнике является поддержка
процесса нормализации армяно-турецких отношений. И Армения, и Турция являются
нашими друзьями, с Арменией у нас исторически сложились очень специфические
отношения, существует определенная общность судеб наших народов. С Турцией же
мы находимся в одном военном союзе. Хочу также отметить, что визитом г-на Туска
была сделана попытка найти точки опоры для развития двусторонних экономических
отношений, потому что именно экономическое сотрудничество вносит стабильность в
политическое взаимодействие между странами.
Есть ли реальная почва для экономического сотрудничества?
Безусловно, есть. К примеру, Армения добывает и экспортирует
медную руду. У нее нет финансовых возможностей и, следовательно,
соответствующих технологий для того, чтобы перерабатывать эту руду. В Польше есть
комбинат KGHM Polska Miedz по переработке меди, который является 5-ым в мире по
величине. Он покупает руду в Канаде, в ряде стран Африки. В этом контексте, я
думаю, что можно вложить инвестиции и в Армении, построить здесь завод по
выплавке меди. На данном же этапе анализируются условия для этих инвестиций.
А намечаются ли определенные сроки инвестирования?
Каких либо временных рамок нет. Речь идет о сумме в более
чем 250 млн. долларов, и все элементы этой программы должны быть тщательно
изучены, и проанализированы все детали. Польская сторона рассматривает также
возможность вложения инвестиций, направленных на модернизацию завода
"Наирит". Но как я понимаю, стороны еще не пришли к полному
согласованию своих позиций в этом вопросе, в частности, относительно гарантий
армянской стороны для этих инвестиций. Вообще мне кажется, что каждая из сторон
недооценила возможности другой. Безусловно, Армения - это сравнительно
небольшой рынок, но она открывает двери на Кавказ и, возможно, в Иран. Я также
надеюсь, что, в конце концов, будет открыта и армяно-турецкая граница. Есть
существенный потенциал для сотрудничества в сфере сельского хозяйства. Хотя
доля сельхозпродуктов в экспорте Польши является небольшой, тем не менее, мы
достаточно конкурентоспособны в этой области.
В ходе недавнего визита в Армению министра национальной обороны Польши
Богдана Клиха обсуждались вопросы развития военно-технического сотрудничества.
О каких конкретных направлениях идет речь?
Польша не экспортирует наступательных вооружений в этот
регион, с учетом того, что ситуация здесь очень взрывоопасная. С Азербайджаном
у нас нет сотрудничества в этой области, мы не можем действовать с одной из
сторон конфликта в ущерб интересам другой. На сегодня есть определенные
возможности поставки средств, скорее, предназначенных для применения в
чрезвычайных ситуациях, к примеру, мобильных станций, очищающих загрязненную
воду. У нас есть хороший опыт взаимодействия наших армянских и польских военных
в ходе миротворческой операции в Ираке. Этот факт также повышает уровень
взаимного доверия друг ко другу. В контексте сотрудничества следует также
рассматривать вопрос обучения армянских военных в польских вузах. Вообще
наличие контактов на уровне ведомств двух стран очень важно. У Армении свое
видение ситуации в регионе и мире в целом, у Польши - свое. Но благодаря таким
контактам, стороны как бы получают возможность шире, глубже смотреть на
проблемы глобальной и региональной безопасности.
Как известно, отношения между армянским и польским народами имеют глубокие
корни, учитывая, что первые армянские колонии были основаны, в том числе и в
Польше. А какова сегодня роль, место армянской общины в
общественно-политической, экономической жизни Вашей страны?
Армянская община в Польше небольшая - от 20 до 25 тыс.
человек. Тем не менее, она имеет официальный статус меньшинства. Это значит,
что она получает поддержку со стороны государства для реализации культурных,
образовательных программ. Существуют две волны миграции армян в нашу страну.
Первая волна - это как раз таки средние века и основание упомянутых Вами
колоний. Вторая волна - конец прошлого века. На мой взгляд, хотя армянам очень
легко адаптироваться к новым условиям проживания, они быстро усваивают язык,
культуру, обычаи, но жизнь мигранта в любой стране первоначально не сулит
больших успехов. И в этом плане, "новым армянам" еще предстоит
интегрироваться в общество нашей страны. Если честно признаться, то сегодня
армянская диаспора в Польше не имеет влияния на происходящие в стране процессы,
но исторический вклад армян в нашу культуру является очень большим. И, конечно,
не исключено, что в дальнейшем наши потомки засвидетельствуют о той же самой
роли и месте сегодняшних мигрантов в жизни Польши. Армянам нетрудно вписаться в
польское общество. Принадлежность к одной религии, общность исторических судеб,
историческая память - все это создает благоприятный фон для тесных контактов
между нашими народами.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.