Четверг, 28.03.2024, 23:22
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Октябрь » 10 » Постижение Арарата
Постижение Арарата
00:05

Analitika.at.ua. Летом 2008 года десять армян в возрасте от 20-ти до 50-ти лет, почти незнакомые друг другу, из Еревана, Москвы и Лос-Анджелеса собрались в захолустном турецком Игдыре, чтобы в сопровождении курдских проводников подняться на вершину горы Арарат. Это путешествие, два года спустя, легло в основу документальной кино-поэмы "К Арарату” известного режиссера Тиграна Хзмаляна - одного из участников того восхождения. На прошлой неделе в гостеприимном зале организации "Интерньюз” состоялся премьерный пресс-показ этого фильма, снятого благодаря финансовой поддержке Ереванского коньячного завода.

 

День, на который была назначена премьера, выдался мрачным и дождливым, а ближе к часу показа небо и вовсе разверзлось ливнем, достойным вселенского потопа. Пробираясь на премьеру через бурлящие по улицам потоки, едва ли не по колено в воде, я не раз пожалела, что где-то рядом не оказалось Ноева Ковчега. Впрочем, наверно, в этом была своя символика - путь к Арарату не мог быть простым…

 

Не многие из приглашенных решились преодолеть погодные трудности, но те, кто все-таки проявили стойкость, были вознаграждены сторицей. Сидя в полупустом зале, в насквозь промокшей от дождя одежде, мы смотрели на экран, и кадр за кадром, ведомые гидом-режиссером, будто и сами, шаг за шагом, восходили на вершину священной горы.

 

"К Арарату” - это фильм-медитация, в каком-то смысле, может, и фильм-исповедь. Рассказывать про него или писать на него рецензию бессмысленно. Такие фильмы каждый зритель видит и воспринимает по-своему, вероятно, так же, как у каждого из нас есть свое, очень личностное и неповторимое видение и восприятие Арарата. А потому, чтобы те, кому не посчастливилось побывать на премьере, смогли без посредников составить собственное, хотя бы частичное, впечатление, мы решили просто предложить читателям несколько отрывков из литературного сценария к фильму, любезно предоставленные редакции автором Тиграном ХЗМАЛЯНОМ.

 

Увидеть Арарат с другой, обратной стороны для армян моего поколения было, пожалуй, труднее, чем увидеть обратную сторону Луны. Снимки Луны с середины ХХ века были уже доступны благодаря полетам советских спутников и американских астронавтов. Но и полвека спустя мы ехали к горе, скрывая свою национальность, на машине с турецкими номерами и пряча под одеждой взятые с собой армянские флаги.

 

Мы ехали к своей святыне, на паломничество, прячась, как разлученные любовники, пробирающиеся на тайное свидание; мы ехали к себе домой, к колыбели своей цивилизации, как воры или контрабандисты, ночью, крадучись и скрываясь от солдат на турецких заставах, колючей проволокой и штыками отделяющих нас от нашей горы...

 

Может быть, годы спустя, те, кто посмотрит этот фильм, не поверят в наши страхи и страсти; действительно, не странно ли в сегодняшнем мире добираться тайком и делать крюк в полтысячи километров, чтоб подойти к горе, которая стоит всего-то километрах в 50-ти от Еревана, по ту сторону армяно-турецкой границы. Я буду счастлив, если какой-нибудь армянский юноша в будущем посмеется надо мной. Значит границы будут уже открыты, и его уже никто не разлучит с Матерью-Горой. Но тогда, в 2008-м, это будущее еще не наступило. У нас тогда было только наше общее прошлое и наше, свое, настоящее. И была цель - вершина.

 

Неожиданностью стало для нас то, что Арарат, который мы всю жизнь считали двуглавой вершиной, на самом деле состоит из двух совершенно отдельных гор. Но поразмыслив, понимаешь, что ошибки здесь нет. С самого начала человеческой истории, со времен всемирного потопа, название Арарат относилось к обеим вершинам армянской святыни. Вот эти строки из Библии: "И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских…”

 

Но у каждой из вершин есть и свое собственное имя. Главная, большая гора по-армянски называется Масис, что, собственно, и означает "большая”, "огромная”. Корень этого слова понятен в любом из индо-европейских языков, в созвучии со словами "массивный”, "масса”, "величина”. Став главной горой человеческой истории, Масис словно символизирует собою силу и мощь, отцовское, мужское начало природы.

 

Малая же гора с той же древней простотой и прозрачностью называется Сис - что связано с женским, материнским началом и означает на всех европейских языках женскую грудь. Нежный женственный конус Сиса издали и похож более всего на грудь, полную молока.

 

Так, объединяя в себе мужское и женское, силу и нежность, мужество и красоту, Масис и Сис стоят посреди мира, между пятью морями и тремя озерами, двуглавой вершиной Арарата, спасителем и колыбелью человечества. Нужно ли объяснять, почему армяне, пять тысяч лет прожившие у подножья этой горы, считают ее своей святыней и символом? Нужно ли объяснять, почему мы при первой же возможности не жалеем ни сил, ни времени, ни денег, чтобы добраться до своей горы и начать восхождение к ее и к своим вершинам?

 

Арарат похож на родильный дом матери Земли. Здесь, на полпути к небу, повсюду лежат камни, извергнутые из самого центра Земли, из ее нутра и утробы. Они застыли здесь как вывороченные внутренности планеты, окаменевшие со времени этих великих родов.

 

Черный цвет царит здесь - он в цвете скал и растений, животных и птиц. Даже стекающие с горы ручьи оставляют после себя черный след. Черный - один из четырех главных цветов на Арарате. Остальные три - это белый цвет снега на вершине Масиса; синий цвет близкого неба; и желтый цвет выгоревшей на солнце травы. Даже цветы, изредка попадающиеся тут, повторяют оттенки этих четырех цветов.

 

Но цветы преподали мне еще один урок. Я заметил, что цветы на Арарате растут всегда на овечьих тропах и часто - из кучи навоза. И это естественно - в такой каменистой пустыне лошади и овцы охотно поедают цветы, затем их семена попадают с навозом на новое место и вновь вырастают на тропе. Цветы - самое прекрасное и возвышенное - вдруг оказываются неразрывно связаны с навозом - чем-то низменным и постыдным. И вдруг понимаешь, что и в жизни, как в природе, возвышенное и низменное суть едины и не могут существовать друг без друга. И это одна из простых и великих тайн бытия...

 

Арарат - потухший вулкан, окаменевший взрыв лавы, распадающейся на куски туфовой щебенки при каждом камнепаде, таянии снегов, дожде и просто при ходьбе по нему. Поэтому каждый шаг по горе вызывает ее разрушение. Глухой ропот камней, постоянно осыпающихся из-под ног, похож на сдавленный стон боли, издаваемый горой, словно сказочным гигантом. И потому нельзя ходить на Арарат, тем более подниматься к его вершине праздным туристом, не понимая, куда ты пришел и чего ему стоит каждый твой шаг - если ты это делаешь без цели, без смысла, без любви, без робости, без боли. Ибо покорение горы не может быть целью. Арарат вообще невозможно покорить. Ему можно только покориться. К полудню вдали послышался страшный грохот. Это был не стук падающих камней, к которому мы уже привыкли за два дня пути, а нарастающий рев, превратившийся вскоре в безумный поток воды, вперемешку с камнями и песком, обрушившийся с соседней скалы. Это было еще одно из чудес Арарата - дневной водопад, который образовывался из тающих под солнцем льдов вершины и к часу пополудни достигал размеров настоящей горной реки. К вечеру снега остывали, и в полночь водопад иссякал, чтобы назавтра в полдень вновь сорваться с вершины бурным потоком. Нигде и никогда в жизни я не пил такой живой и сильной воды, снимающей с души усталость и страх и наполняющей тело счастьем.

 

Привычные нам несмертные грехи становятся здесь порой смертельно опасными. Гора учит всему заново. Например, тому, что нельзя много есть и пить - и не только потому, что еды и питья здесь немного. Излишества просто опасны для жизни на этой Горе, на границе трех стран, на линии вечных снегов, между землей и небом.

 

На Горе нет места пустым словам и глупым поступкам. Подавленные окружающей красотой, тишиною и вечностью, мы постепенно учились у Горы молчать и слушать ее, а не болтать, не хвастаться, не спорить. К тому же Гора учит правильно дышать - здесь ведь нет лишнего воздуха, а дышать лучше молча. Еще Гора заново учит ходить. Я думал, что хоть это я умею, как и все. Но Гора учит ходить так, как только и можно ходить на Горе - думая над каждым шагом, словно в шахматной игре; ища, куда и как поставить ногу, ибо неверный шаг вызывает поток мелких камней, падающий на людей, идущих за тобой, и постепенно увлекающий все более крупные камни, валуны и глыбы, и образуя целый обвал, с грохотом заполняющий все пространство вокруг, пока не затихнет в ближайшей пропасти.

 

Зачем люди ходят в горы? Гора - это ближайшее место к небу на земле; кратчайший путь от земной жизни к безжизненности космоса; возможно, поэтому вечная тяга человека к горам объясняется его зачарованностью тайной жизни и смерти. Поднимаясь в гору, человек за день успевает пройти всю свою жизнь - от теплой долины рожденья до смертельного холода ледяной вершины. В сущности, тайный смысл восхождения в горы - в коротком счастье возвращения - назад - от смерти к жизни. Это не тщеславие, а смертельное стремление смертного испытать смерть при жизни - и остаться живым.

 

Но все это не объясняет особой армянской тяги к Арарату. Мы идем туда, неся с собой весь груз тысячелетий своей истории, всю боль прошлого и все надежды на будущее. Арарат для армян - это место, где исполняются все желания. Но на вершине ты словно достигаешь просветления и понимаешь - больше желаний нет. И нет желания больше, чем то, что исполнилось здесь и сейчас. Ты - здесь. Отсюда все твои дороги ведут только вниз. Это высшая точка - если и не в географии мира, то уж наверняка в твоей личной биографии. Вершина твоей жизни и судьбы.

 

Конец пути оказался началом. На вершине Арарата я упал и заплакал, как новорожденный младенец - от боли и счастья, от страха и свободы, от усталости и одиночества. В этот момент я родился. Елена КУРДИЯН, RA.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 794
Календарь новостей
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru