Главная » 2010»Апрель»16 » Поведение Эрдогана в течение последних месяцев является крайне проблематичным
Поведение Эрдогана в течение последних месяцев является крайне проблематичным
00:06
Analitika.at.ua. Интервью председателя организации «Европейская
интеграция» Карена Бекаряна агентству АрмИнфо
Г-н Бекарян, что добивается Турция в процессе нормализации отношений с
Арменией и желает ли она его логического завершения?
Действительно, поведение Турции в течение последних месяцев
дает повод задуматься над тем, намерена ли вообще Анкара продолжить процесс
нормализации отношений с Арменией. Если да, то возникает необходимость
уточнить, что она подразумевает под этим понятием. После уяснения позиции
Анкары, шаги и возможные дипломатические инструменты, которые могут быть
применимы к Турции со стороны Армении и стран-посредников, станут более
отчетливыми.
Будет ли Анкара использовать Вашингтонскую встречу для избежания
нежелательного для себя сценария 24 апреля?
Я думаю, что сегодняшняя активизация Турции обусловлена не
только или не столько датой 24 апреля, сколько ужесточением позиции США и ЕС. И
это ужесточение можно заметить в потере доверия к Турции. Возможность
манипулировать мнением международного сообщества для Анкары исчезла. Запад
высказал четкую позицию – ратифицировать протоколы в разумных сроках и без
предусловий. Необходимость в фиксации разумных сроков обусловлена также
подходом армянской стороны, т.е. мы четко дали понять, что нельзя все время
затягивать утверждение протоколов. Армения не может допустить, чтобы Турция
бесконечно заигрывала с процессом нормализации, пытаясь извлечь для себя
дивиденды.
А почему не фиксируются конкретные сроки ратификации?
Не фиксируются по той причине, что каждая страна имеет свои
внутригосударственные регламенты ратификации межгосударственных соглашений и
вступления их в силу, установленные законодательством. Если ты ставишь жесткие
сроки, то это уже содержит в себе недоверие и отсутствие доброй воли.
Естественное течение переговоров предполагает ратификацию и вступление в силу
подписанного соглашения. Вся проблема армяно-турецкого процесса состоит в том,
что стороны не подпадают под естественный ход событий. И если до подписания
протоколов в Цюрихе никто из посредников и не пытался указывать конкретную дату
ратификации, то сегодня уже опыт показывает, что это необходимо в силу
заигрывания Турцией с переговорами.
Может ли армяно-турецкий процесс разделить судьбу карабахского
урегулирования в плане затягивания сроков?
Я так не считаю, потому что в карабахском процессе, как бы
стороны время от времени не ужесточали свою позицию, особенно это касается
Азербайджана, все же каждая из сторон переговоров осознает, что процесс, в
конце концов, должен дать свои результаты. Армяно-турецкий процесс с этой точки
зрения специфичен. Зависание переговоров выгодно только одной из сторон –
Турции. И я думаю, что Армения отнюдь не допустит подобного состояния дел. И
уже сегодня армянская сторона рассматривает возможность выхода из процесса
посредством отзыва своей подписи под протоколами. Следовательно, я не считаю,
что армяно-турецкий процесс станет своеобразным аналогом карабахского
урегулирования. Армяно-турецкий процесс предполагает два возможных исхода –
либо ратификация и логическое продолжение, либо отказ от процесса через
определенное время. Однако, если учесть внутренние проблемы Турции, в
частности, ожидаемое напряжение внутри страны в канун парламентских выборов в
следующем году, то перспектива затягивания процесса ратификации становится
более реальной.
Учитывая также негативное отношение турецкого общества к протоколам?
В вопросе есть одна проблема: я не уверен, что общество
отрицательно относится к протоколам. У меня нет каких-либо оснований для того,
чтобы верить различным соцопросам. Действительно, турецкие власти очень часто
утверждают, что, мол, наше общество выступает против ратификации документов. Но
не знаю, где здесь блеф, а где правда. Я до сих пор не видел результатов
соцопросов, внушающих доверие, которые дали бы полную картину отношения к
документам. И Турция – не та страна, в реальность демократических процессов
которой можно было не сомневаться. Я уже не говорю о существующих
внутриполитических, межнациональных проблемах в Турции, которые также влияют на
внешнеполитический курс этой страны. Теперь, попытается ли Анкара
манипулировать процессом ратификации, пользуясь парламентскими выборами?
Однозначно, да. Но в любом случае, эти попытки могут иметь негативное влияние
на репутацию правящей партии «Справедливости и развития». В случае ратификации,
оппозиция будет критиковать власть за предательство интересов «братского
Азербайджана», провал же ратификации приведет к усилению давления извне, в чем
опять таки будут обвинять партию Эрдогана, ссылаясь на недальновидность и
непоследовательность проводимой им политики. Как видим, турецкие власти сегодня
очутились в положении «меж двух огней». Оба сценария, связанных с ратификацией
протоколов, могут привести к внутриполитической напряженности в Турции.
Какой должна быть реакция официального Еревана на заявления Эрдогана,
направленные против Диаспоры?
Я до сих пор не видел адекватной реакции с армянской стороны
на подобные заявления турецкого премьера. По крайней мере, надеюсь, что жесткая
реакция Армении проявится на дипломатической плоскости, я не уверен, но хочется
надеяться. Но, в конечном счете, нужно, чтобы все это происходило на
общественном уровне. Вообще поведение Эрдогана в течение последних месяцев
является крайне проблематичным, не подобающим одному из первых лиц страны. Его
заявления насыщены популизмом, и, что интересно, чувством незащищенности, как
внутри страны, так и за ее пределами. Этот факт опять таки обусловлен
внутриполитической нестабильностью нашего западного соседа. Однако, это не
снимает ответственности с Анкары быть предсказуемым и серьезным партнером на
международной арене.
Что даст миру подписание Россией и США в Праге нового Договора о
сокращении стратегических наступательных вооружений, и повлияет ли оно на
расстановку сил в нашем регионе?
Во всяком случае, подписание нового договора между Россией и
США внесет значительную разрядку во всем мире, и не только на Южном Кавказе.
Такого обострения между двумя ядерными державами, какое имело место при
Буше-младшем, не было после окончания «холодной войны». Мир был на пороге
нового разделения на два противоположных блока, и сегодня мы становимся
очевидцами ослабления этой напряженности, свидетельством чему и является
договор по СНВ-3. Но говорить о том, что он приводит к изменению соотношения
сил, не приходится. Каждая из сторон договора имеет свои сферы влияния. С этой
точки зрения, ничего не изменится.
Чем можно объяснить отсутствие Ильхама Алиева на саммите по ядерной
безопасности в Вашингтоне?
Причиной неучастия азербайджанского президента является
демонстрация всему миру того факта, что процессы нормализации армяно-турецких
отношений и урегулирования нагорно-карабахского конфликта никоим образом не
связаны друг с другом. И что неприемлемыми являются любые попытки ставить их в
одну корзину. Следовательно, присутствие Алиева могло создать определенную
имитацию стыковки указанных проблем.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.