Главная » 2012 » Октябрь » 2 » Позиция Баку: Туркменский газ в обмен на Карабах
Позиция Баку: Туркменский газ в обмен на Карабах
08:18
Analitika.at.ua. Александр Крылов: В средствах массовой информации проект TANAP
продолжают трактовать не как экономически выгодный проект, а как очередную
попытку обойти территорию России.
28-29 сентября 2012 г. в Стамбуле состоялась Международная
конференция «Газопровод Транс-Анатолия: Вызовы и перспективы для стран
Черноморского Бассейна и Балкан». В ней приняли участие парламентарии,
дипломаты, бизнесмены и эксперты из многих стран, в том числе США, ЕС, России,
Украины, Турции, Армении, Азербайджана и Грузии. Целью конференции было
обсуждение нового проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP).
Соглашение между Азербайджаном и Турцией о реализации
проекта TANAP было подписано в июне 2012 г. Протяженность газопровода с востока
на запад Турции составит около 2 тысяч километров, планируется, что в
дальнейшем он будет присоединен к газопроводам, ведущим в Центральную Европу
или в Италию. Соглашения предусматривают, что первоначальная мощность TANAP
составит 16 миллиардов кубометров в год с перспективой ее дальнейшего
наращивания до 25 млрд. кубометров. При этом 6 млрд. куб.м. будут поставляться
в Турцию, остальной газ должен поставляться на европейский рынок. Начало работы
газопровода запланировано на 2017 г. Согласно предварительным подсчетам,
стоимость трубопровода может составить от 7 до более 10 млрд. евро.
На конференции, которую проводил возглавляемый Сабитом
Багировым Фонд содействия развитию предпринимательства и рыночной экономики
Азербайджана при поддержке ГНКАР и ряда других организаций, были представлены
три возможных варианта практической реализации проекта TANAP.
Первый из них представляет собой вариант, который был
зафиксирован в соглашениях между Азербайджаном и Турцией, подписанных в этом
году. Второй вариант предполагает возможность ввода 2 и 3 очереди TANAP путем
строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря и доведения
мощности TANAP за счет туркменского газа до 60 млрд. куб м. в год.
Сторонники третьего варианта высказываются за подключение к TANAP
не только Туркмении и Казахстана, но и Ирака, Ирана и Сирии. По их мнению этот
вариант станет возможным уже в скором будущем: после того, как в Сирии и Иране
победит «арабская революция» и обстановка в регионе нормализуется. В данном
случае фактически речь идет о намерении осуществить проект Nabucco, который, по
словам одного из участников конференции «ныне сдан в архив, но как идеология,
как замысел доставки газа в Европу сохранил свою актуальность».
По мнению сторонников третьего варианта, газопроводы TANAP и
Баку-Эрзерум представляют собой не самостоятельные проекты, а лишь фрагменты
глобального энергетического проекта. Целью этого проекта является решение
целого комплекса экономических и политических задач: лишение России возможности
использовать энергетический фактор в политических целях, ликвидация зависимости
ЕС от монополии Газпрома, укрепление единства тюркских государств, ограничение
влияния России и Китая и укрепление позиций Турции, ЕС и США в Центральной Азии
и на Южном Кавказе и т.п.
Как свидетельствует дискуссия на конференции, сторонники
первого варианта (преимущественно из Азербайджана) считают принципиально
неверным объединять TANAP и Транскаспийский газопровод, так как это совершенно
разные проекты. У них вызывает опасения тот факт, что Турция даже после
подписания соглашения о TANAP и получения азербайджанских гарантий о наполнении
нового трубопровода продолжает поиск все новых источников газа в Туркмении,
Ираке и Иране. В результате возникает опасность политизации TANAP, которая
может помешать осуществлению проекта.
Как подчеркивалось на конференции, времена холодной войны
давно прошли, но в средствах массовой информации проект TANAP продолжают
трактовать не как экономически выгодный проект, а как очередную попытку обойти
территорию России. Правда, учитывая рассматривавшиеся на конференции второй и
третий варианты развития TANAP, подобные оценки СМИ представляются вполне
закономерными.
После 2025 г. в Азербайджане планируется добывать 15 млрд.
газа для собственного потребления и 35-40 млрд. для экспорта, из них 32 млрд. -
в ЕС. По мнению сторонников первого варианта не следует рассчитывать на закачку
в TANAP туркменского газа: переговоры о его поставках в Европу через
Азербайджан идут давно, туркмены обещали поставлять 30 млрд. куб. м газа для
Европы, но потом все разговоры по многим причинам так и оставались разговорами.
Как подчеркивают сторонники первого варианта, необходимо
реализовать TANAP в максимально короткие сроки, иначе российский газ будет, как
и прежде, идти в Европу, а азербайджанский - нет. Вместе с тем, сторонники
первого варианта TANAP не отрицают возможности превращения Азербайджана в
транзитную страну для газа из Центральной Азии, однако лишь в отдаленной
перспективе, которая не должна мешать скорейшему осуществлению TANAP.
Перспектива претворения в жизнь проекта TANAP в его первом,
зафиксированном соглашениями между Азербайджаном и Турцией варианте,
представляется вполне вероятной. Изначально проект получил поддержку на
государственном уровне со стороны инициаторов проекта Азербайджана и Турции,
при этом у Азербайджана имеется возможность самому профинансировать его осуществление.
Позднее интерес к проекту проявили и крупнейшие европейские компании. Очевидно,
что проекту не грозит опасность по примеру Nabucco быть похороненным из-за
отсутствия средств или под грузом бесконечных споров слишком многочисленных
участников и заинтересованных сторон.
Потенциальной опасностью для TANAP является экономический и
политический кризис в странах Европы, который может привести к падению спроса
на газ. Однако в случае выхода Европы из кризиса (а этот вариант представляется
пока более вероятным, чем предсказываемые апокалипсические сценарии) ее
потребности во всех видах энергии автоматически возрастут, что приведет к росту
энергопотребления и еще большей степени востребованности проекта TANAP.
В пользу проекта TANAP играют и проблемы в атомной
энергетике Европы, оказавшейся в весьма сложном положении после аварии на
станции Фукусима в Японии, прогрессирующая нестабильность в Северной Африке, на
Ближнем и Среднем Востоке, которая уменьшает число надежных поставщиков
энергоносителей на европейский рынок. И, наконец, в пользу проекта TANAP играет
политика США и стремление Евросоюза уменьшить свою энергетическую зависимость
от России.
Может ли TANAP привести к негативным для России последствиям
на европейском рынке? В настоящее время Россия поставляет 25% потребляемого
Европой углеводородного сырья, при этом она удовлетворяет 42% потребностей
Европы в газе. Для России поставки нефти и газа на европейский рынок имеют
жизненно важное значение уже в силу того, что этот рынок до последнего времени
продолжал оставаться для нее наиболее надежным и емким.
Активное продвижение российских энергоносителей на азиатские
рынки отнюдь не означает, что Россия намерена отказаться от роли главного
поставщика энергоресурсов на европейский рынок. Наоборот, российское
руководство и энергетические компании проявляют большую настойчивость в
продвижении новых энергетических проектов в Европе.
Согласно имеющимся прогнозам, годовое потребление газа в
странах ЕС к 2015 г. составит по минимальным оценкам 500-550 млрд. куб. м, а по
максимальным 610–640 млрд. куб. м, почти половина этого объема будет
обеспечиваться импортом из России. Очевидно, что на столь емком рынке
максимальные объемы прокачки газа в Европу, предусмотренные проектом TANAP в
его первоначальном варианте не представляют серьезной угрозы для российских
поставщиков.
В отличие от Набукко проект TANAP в своем первоначальном
варианте не затрагивал такой чувствительной проблемы, как статус Каспия. Поэтому
он не вызывал возражений со стороны России и Ирана. Однако попытка превратить TANAP
в Nabucco вызовет вполне предсказуемую реакцию со стороны России, Ирана, а
также Китая, неуклонно укрепляющего свои позиции в Центральной Азии и имеющего
собственные виды на расположенные здесь запасы нефти и газа.
Состоявшаяся на конференции дискуссия по проблемам
безопасности новых трубопроводов продемонстрировала, что эксперты прекрасно
сознают возможные негативные последствия для Каспийско-Черноморского региона в
случае принятия второго и третьего вариантов TANAP. Для части из них возможные
риски показались вполне приемлемыми на фоне ожидаемых глобальных выгод. Но
согласятся ли в этой точкой зрения власти Азербайджана, которому предстоит
нести основное бремя финансирования проекта и брать на себя большинство
потенциальных рисков?
Судя по выступлениям азербайджанских экспертов, такой
вариант возможен только при получении твердых гарантий безопасности
Азербайджана со стороны США и ЕС от всех потенциальных угроз. Другим условием
является наращивание военного потенциала и нейтрализация «угрозы терроризма со
стороны Армении» путем восстановления территориальной целостности Азербайджана.
Таким образом, старая, не получившая реализации азербайджанская формула «нефть
в обмен на Карабах» может трансформироваться в формулу «туркменский газ в обмен
на Карабах».
Судя по развернувшейся вокруг проекта TANAP дипломатической
активности, уже ближайшее будущее покажет, смогут ли американские и европейские
приверженцы Набукко добиться от Баку согласия на использование TANAP для
реанимации своего глобального проекта. Александр Крылов,PanARMENIAN.Net
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.