Analitika.at.ua. Вот уже длительное время, как грузинские пресса,
политические деятели и, к сожалению, многие представители интеллигенции
впряглись в дело антиармянской пропаганды. В ход идет все: навешивание ярлыков
на наш народ, охаивание государства Армения, присваивание армянских культурных
ценностей, публикация провокационных материалов. В переводе с грузинского
представляем читателям яркий пример такой галиматьи, поскольку считаем, нельзя
обходить молчанием такого рода явления: общественность Армении должна знать,
что на самом деле думают о нас соседи и куда может довести их болезненное
воображение. Может быть, ознакомившись с нижеприведенными «мыслями»,
задумаются, наконец, и вечно разглагольствующие о братстве наши государственные
мужи.
Какой участок морского побережья купит Армения, какой
торговый флот создаст в Аджарии?
Как недавно стало известно, Армения посредством проходящей
через Джавахети новой дороги свяжется с Аджарией. Кроме того, активно
обсуждается тема замены в международных проектах Грузии Арменией,
свидетельством чего является попытка нормализации армяно-турецких отношений.
Пока неизвестно, какую позицию займет Азербайджан, имеющий с Арменией
территориальный спор, но уже очевидно, что единственным слабым звеном на Южном
Кавказе является Грузия. Какой ущерб может причинить Грузии будущая
автомагистраль Ереван-Батуми? На эту и другие темы мы побеседовали с политологом
Рамазом КЛИМИАШВИЛИ.
- Когда начались обсуждения вопроса строительства этой автомагистрали,
и почему общественность узнала об этом так поздно?
- Это история 15-летней давности. Давайте вспомним один
исторический эпизод: как известно, после Первой мировой войны, когда Российская
империя рухнула, на Южном Кавказе возникли новые государства - Грузия, Армения
и Азербайджан. В те времена армяне вспомнили, что они 10 веков назад утратили
государственность и что для того, чтобы походить на государство, им нужен выход
к морю. Когда Грузия объявила независимость, армяне в какой-то степени
обиделись: мол, «ведь Тифлис - армянский город, там самая большая армянская
больница…» Всем известно, что когда ага Махмадхан разорил Тифлис, грузины уже
не захотели там жить, и город превратился в небольшое село. К счастью,
впоследствии грузинские князья и знать вспомнили, что у них есть столица, хотя
в Тифлисе жили в основном армяне. Под гнетом местной власти крестьяне вынуждены
были покидать свои села и переселяться в город. Благодаря именно этому Тифлис
спасся от опасности арменизации. Сбежавшие от своих хозяев слуги поселялись и в
Джавахети. К сожалению, они вынуждены были регистрироваться как армяне,
поскольку в этом крае действовала только просветительская церковь. Большая
часть населения являлась этническими грузинами. А поскольку несколько поколений
посещали армянскую церковь, то они, естественно, арменизировались. Как
известно, вся Южная Грузия находилась в составе Османской империи, а Россия и
Турция претендовали на главенство в Кавказском регионе, из-за чего постоянно
воевали друг с другом. Во время очередной войны 1828-29 гг. русский генерал
Паскевич отобрал у Турции Ахалцихский пашалык, который 3 века подряд был в
составе Турции. Область эта была включена в Тифлисскую губернию, но…
исламизированных грузин депортировали и изгнали в глубины Турции (их потомки и
сегодня считают себя грузинами), а на их месте «поселили» эрзерумских армян.
Так что армяне там появились в 1829 году, а не в далеком прошлом. А если
попытаться выяснить генеалогию тех, кто считает себя в Джавахети армянами, то,
вероятно, окажется, что они грузины.
- В 1990-х годах в Грузии в массовом порядке были
восстановлены арменизированные фамилии грузин.
- Да, в последней четверти XIX века армяне прибрали к своим
рукам все в Тифлисе, из-за чего и предъявляют претензии на город. Еще больше
было у них поползновений на Батуми. Кстати, Батуми построили англичане (город,
нефтеперерабатывающий завод и т. д.). Впоследствии, когда в России завершилась
гражданская война, большевики вторглись в Афганистан, откуда намеревались
пройти в Индию. Англичане вздрогнули от страха: Индия была их самой крупной
колонией. Поэтому они уступили Грузию и ушли. Это был тот период, когда армяне
решили создать государство и нагло заявили в Лиге Наций: «Мы хотим выход к
морю!» Хотя у них не было никакого соответствующего документа, который
подтвердил бы, что Батуми принадлежит им.
- И теперь они хотят добиться своего с помощью автомагистрали?
- В советские времена в Батуми проживало довольно много
армян - столько же, сколько в Абхазии. Но когда СССР распался, возникли новые
государства, однако армяне продолжают мечтать о выходе к морю. Если не
ошибаюсь, эта тема затрагивалась в 1994 году, когда Аслану Абашидзе предложили
присоединить Самцхе-Джавахети к Аджарии. Но, слава Абашидзе: он отказался от
этой идеи, и, можно сказать, она была временно забыта. Потом, когда на Южном
Кавказе начали осуществлять международные проекты, Армения осталась вне игры:
особенно неприемлемым для нее был проект строительства железной дороги
Карс-Ахалкалак, поскольку Армения превращалась в остров. Хотя под влиянием
мощного армянского лобби Америка лишь на некоторое время приостановила этот
проект (финансируемый Азербайджаном). Если б нефтепровод Баку-Джейхан прошел
через Армению, он был бы короче и дешевле, но ведь после распада СССР железная
дорога Армения-Турция закрылась. Ситуацию изменила российско-грузинская война:
оказалось, что Грузия - нестабильная страна. Под вопросом оказалось
осуществление международного проекта, хотя нефтепровод Баку-Джейхан на
территории Грузии не повреждается. (Случившееся - дело рук проживающих на
территории Турции курдов, причем интересно - почему он был проложен через
населенные курдами территории? Курды находятся в хороших отношениях с армянами,
есть также сведения, что на территории Армении готовят курдские
террористические группы. Кстати, курды - единственное национальное меньшинство,
проживающее в моноэтнической Армении.)
Короче говоря, после августовских событий армяне серьезно
активизировались. Активизировались и турки: им не понравилось, что на
территории Южного Кавказа снова появились русские со своими танками. Турецкая
сторона немедленно прибыла в Баку и предложила новый проект для Южного Кавказа.
После длительного перерыва армяне впервые получили возможность «пофлиртовать» с
Турцией: было предложено провести газопровод «Набукко» через Армению, однако
азербайджанская сторона выступила против, поскольку проблема Карабаха не
урегулирована. А когда Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии,
Серж Саргсян немедленно отправился в Сочи и попросил, чтобы Россия признала и
независимость Карабаха. Однако Путин отказался, Саргсян вернулся в Армению
обиженный и начал вести новую дипломатию. Как видно, тайная дипломатия начала
действовать: он неожиданно прибыл в Тбилиси и подписал со своим грузинским
коллегой договор о строительстве автомагистрали Ереван-Батуми. Это довольно
дорогой проект, но зато армяне получат выход к морю. Армяне очень красиво
прокомментировали цель этого проекта: «Мы очень любим отдыхать в Аджарии и этой
дорогой легко доберемся до места».
- Но разве есть у армян что-то больше денег? Пусть летают в Аджарию
самолетами!
- Как известно, прямого авиарейса нет даже между Ереваном и
Тбилиси.
- А не проще было бы открыть прямой авиарейс, нежели строить
автомагистраль?
- Когда началась российская агрессия, Аджария была
переполнена армянскими отдыхающими, прибывшими на джипах. Кстати, они добрались
сюда именно по той плохой дороге, вместо которой собираются построить новую
автомагистраль. Армяне пытаются даже подольститься к нам: «По этой дороге в
Аджарию направятся бесчисленные армянские туристы, и именно на эти деньги
станет процветать край!» И это было сказано в то время, когда казахские
инвесторы после последней войны забрали обратно свой капитал и ушли из Аджарии.
Новая автомагистраль может породить ряд опасностей: если армяне начнут в
массовом порядке обживаться в Аджарии, то демографическая картина края
изменится. Не будем забывать, что Карсcкий договор все еще остается в силе, и
Турция имеет право входить в Аджарию. Я узнал также, что армяне намереваются
вернуть Карабах Азербайджану. Это, что и говорить, произойдет под влиянием
Турции.
- Карабах - Азербайджану, а армянам, в качестве компенсации,- Аджарию?
- Такой план существует, но не знаю, насколько он
реалистичен. Я имею федерализацию грузинского региона. Турки говорят, что
сначала следует восстановить автономию Аджарии, поскольку она автономна только
на словах. Следует создать также полноценную автономию Карабаха в составе
Азербайджана, а кроме того, поговаривают также насчет автономии Квемо Картли.
Вообще-то речь идет о федерализации региона, возможно - всего Южного Кавказа:
такого рода попытка была сделана в 1918 году (это длилось всего 2 месяца). Сегодня
XXI век, время маленьких и закрытых государств прошло. Когда в Баку заговорили
на эту тему, была упомянута и Абхазия - как полностью независимая страна в
составе Грузии. Азербайджан будет не против, если армянам отдадут Джавахети…
Очень многое еще неясно: в грузинской прессе ходят слухи о том, что турки
подарят Батуми армянам, но это исключено, Батуми «уступают» армянам лишь для
того, чтобы успокоить их. Распространяются также слухи, что армяне, возможно,
постараются любой ценой получить кусок морского побережья, чтобы превратить его
в порт. Если казахи купили все побережье Аджарии, то неужели армянам будет
трудно купить хотя бы небольшую бухточку?
- Но ведь казахи не утверждают, что Грузия - это историческая
территория Казахстана!
- Что и говорить, казахи пришли и ушли, а деньги были
российские.
- Как только русские восстановили Абхазскую железную дорогу, они тут же
перегнали по ней и передали сепаратистам свою тяжелую технику - бронетехнику и
т. д. Нет ли опасности, что по строящейся автодороге русские доставят в Аджарию
оружие и войска?
- Если русские захотят войти в Аджарию, то они вполне смогут
использовать Карсский договор.
- На чьи средства будет построена эта автодорога?
- Только на армянские, хотя я и не представляю, откуда они
смогут достать столько денег… Кроме того, осуществление этого проекта потребует
много времени. Если руководство будет продолжать действовать так и дальше, то
Грузия утратит новые территории.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.