Среда, 18.09.2024, 01:35
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Сентябрь » 8 » Предупреждение Пушкина Азербаши
Предупреждение Пушкина Азербаши
10:59

Analitika.at.ua. Азербайджанская пропаганда вот уже много лет к месту и не к месту цитирует две строки Пушкина из поэмы Тазит. И чем больше мы стараемся «защитить» героя поэмы от бессмысленных нападок азербайджанских пропагандистов, тем чаще они «вспоминают» эти строки. Между тем, как хорошо известно тем, кто читал поэму, Пушкин восхищается армянами и приводит их в пример диким и кровожадным горцам, способным ограбить беззащитного купца, торговать людьми, убить раненого и безоружного. На подобные «подвиги» Тазит не способен, и Пушкин сравнивает своего сильного духом и любимого героя с благородным армянином. Однако все это азербайджанцам не интересно, им достаточно двух вырванных из текста поэмы строк, которыми они обильно заполняют пространство интернет.

 

Между тем, гений отличается от рядового человека еще и тем, что умеет предвидеть, заглядывать в будущее. Известно, что великий русский поэт в 1829 году побывал в Армении, а свои впечатления о поездке изложил в знаменитой статье «Путешествие в Арзрум». В статье Пушкин пишет немало лестных слов об армянском народе, к которому относился с искренней симпатией и любовью. Но речь сейчас не об этом прославленном произведении.

 

Во время путешествия Пушкин на некоторое время остановился в лагере русских войск на берегу восточного притока Евфрата – Арацани, где познакомился со знатным закавказским турком – Фаргат-беком. О чем была беседа великого русского поэта с Фархадом, мы уже никогда не узнаем, но, видимо, этот Фархад поделился с Пушкиным мечтой о покорении армянского населения Арцаха, альпийские луга Арцаха не давали покоя кочевникам туркам с тех самых пор, как они в середине ХVIII века впервые увидели их.

 

В результате этого знакомства родилось небольшое стихотворение Пушкина, первоначально озаглавленное «Шеер Фаргат-беку» (Шеер – перс., - стихотворение. – ред.), в котором гениальный поэт предупреждал своего нового знакомого, а в его лице всех закавказских турок, от тщетных попыток захватить Арцах силой оружия.

 

Не пленяйся бранной славой,

О красавец молодой!

Не бросайся в бой кровавый

С карабахскою толпой!

Знаю, смерть тебя не встретит:

Азраил, среди мечей,

Красоту твою заметит —

И пощада будет ей!

Но боюсь: среди сражений

Ты утратишь навсегда

Скромность робкую движений,

Прелесть неги и стыда!

 

Стоит обратить внимание на то, как Пушкин предупреждает Фаргата о неминуемой гибели в случае нападения на Карабах: «Ты утратишь навсегда… Прелесть неги и стыда». В этих строках, кроме предупреждения о потере Фаргатом славы и имущества, явственно видно отражение русской пословицы – Мертвые сраму не имут. В то же время Пушкин напоминает о бессмертии души, что признают как христианская, так и исламская религии. Азраил, забирающий на небеса души умерших, не способен причинить вреда самой душе. То есть напавшего на Арцах ждет физическая смерть. Говоря современным языком, он будет уничтожен.

 

Со временем Пушкин, видимо, решил, что его предупреждение спесивому Фаргат-беку может не возыметь должного действия, по причине чего он гениально изменил стихотворение. Даже не само стихотворение, а его название, заменив для печати в сборнике «Шеер Фаргат-беку» на «Из Гафиза». Гафиз (Хафиз) Ширази – великий персидский поэт ХIV века, очень почитаемый во времена Пушкина. И хотя стихотворение Пушкина написано в духе произведений персидского поэта, у самого Гафиза такого стихотворения нет!

 

Почему же Пушкин назвал мнимый источник своего оригинального стихотворения. Думается, это было сделано с намеком, причем, для того времени, совершенно прозрачным.

Во времена А.С. Пушкина в русской армии служило немало генералов-армян, выходцев из Арцаха. Имена Валериана Мадатова, Арзаса Тер-Гукасова, Лазаря Серебрякова, Дмитрия Ахшарумова покрыли неувядаемой воинской славой как русский, так и армянский народы. Всего этого не мог не знать А.С. Пушкин, как и большинство русских дворян, живо интересовавшийся военным делом. Однако, как представляется, Пушкина вдохновил не личный героизм отдельных армянских военачальников и генералов, а массовый подвиг армянского народа в годы нашествия иранского правителя тюркского происхождения Ага-Мухаммед-шаха Каджара на Закавказье.

 

Жестокий и кровожадный (однажды он приказал ослепить сразу 20 тысяч человек и доставить ему 40 тысяч глаз), Ага-Мухаммед-шах Каджар овладел практически всем Закавказьем, проявив особую жестокость в населенных христианами поселениях. О вторжении жестокого тирана с многочисленной армией, усиленной французской артиллерией, в Закавказье много говорилось и писалось в России и Европе. Были захвачены Ереван, Тбилиси, Шемаха… Однако Ага-Мухаммед-шаху Каджару так и не удалось захватить Арцах. Четыре месяца продолжалась осада Шуши, четыре месяца город беспрерывно обстреливался из артиллерийских орудий, но завоевателю так и не удалось войти в столицу Арцаха. Более того, массовое партизанское движение армян Арцаха привело к огромным потерям среди армии Каджара. Шах, осознавший, что дальнейшие его попытки завоевать Карабах приведут к полному уничтожению его же войска, вынужден был покинуть армянские горы Арцаха.

 

Воинская победа арцахцев была с ликованием воспринята не только в Арцахе, и не только среди армянского народа. О мужестве и непобедимости арцахцев говорили и писали по всей Европе, но особенно в России. Эта победа арцахцских армян стала одним из поводов для Персидского похода русской армии в 1796 году, а уже сам этот поход – поводом для закончившейся Гюлистанским миром русско-персидской войны 1804-1813 годов.

 

Как видим, героизм арцахцев был хорошо известен в России, и предупреждение Пушкина своему знакомому зиждилось не только на знании истории, но и героизм «карабахской толпы». Именно по этой причине Пушкин изменил название своего стихотворения, напоминая закавказскому турку о трагической, но закономерной участи вторгшейся в Арцах персидской армии.

 

Пророчество гениального Пушкина актуально и сегодня. Стихотворение «Из Гафиза» стоит почитать современным Фаргат-бекам, которым не терпится в очередной раз потерпеть фиаско, невольно вновь напомнив миру о славе и непобедимости Арцаха. Навсегда потеряв при этом «прелесть неги» жизни султана в Азербайджане. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, voskanapat.info

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 793
Календарь новостей
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru