Analitika.at.ua. В начале июля Грузию с однодневным
визитом посетила госсекретарь США Хиллари Клинтон. Грузинскими СМИ визит назван
«историческим», поскольку из уст третьего лица в руководстве основного спонсора
грузинского государства наконец-то прозвучало долгожданное слово «оккупация» в
оценке присутствия российских войск в мятежных республиках. Заветное слово было
произнесено госпожой Клинтон на пресс-конференции по итогам визита в
президентском дворце на Авлабаре. И все бы хорошо, если бы не одно
обстоятельство – все время телетрансляции за спинами госсекретаря США и
президента Грузии на фоне великолепного вида древнего Тбилиси молчаливым укором
маячил закопченный во время пожара голубой купол христианского храма Сурб Ншан.
Президент Грузии Михаил Саакашвили еще в бытность
председателем городского сакребуло (городского парламента) озвучил программу
реабилитации Старого города, пребывавшего тогда в более чем печальном
состоянии. Сегодня воспетый великими русскими поэтами древний город буквально
восстал из руин и вновь радует многочисленных гостей своим неповторимым
обликом. Это мнение разделила и госпожа Клинтон во время пешей прогулки по
старому Мейдану, где на одном пятачке на протяжении веков мирно соседствуют
грузинский кафедральный храм Сиони, армянский Сурб Геворк, еврейская хоральная
синагога и шиитская мечеть. Партия власти - «Единое национальное движение» шла
на недавно состоявшиеся муниципальные выборы под лозунгом «Еще многое предстоит
сделать!» И делают. В этом году намечено завершить генеральную реставрацию
одного из центральных и любимых тбилисцами проспектов, по старинке называемого
Плехановским. Близится к завершению первый этап реставрационных работ на
Мейдане. На очереди полное восстановление исторического центра столицы Грузии –
европейских кварталов Сололака и Мтацминды.
Ежегодно в городе на пожертвования граждан и меценатов
строится по несколько православных церквей и базилик. И на фоне всего этого
великолепия буквально вопиют в центре Старого города обрушенные купола Сурб
Кармир Аветарана и Сурб Геворк Мугни, обезглавленный коммунистами Сурб Минас,
наглухо запертый для прихожан Норашен, сожженный и брошенный Сурб Ншан...
Длящаяся десятилетиями и доходящая до полного абсурда
полемика о конфессиональной принадлежности этих церквей, похоже, имеет одну
цель – дождаться окончательного разрушения христианских святынь, а затем на
освободившейся и стремительно дорожающей площади отстроить очередной торговый
центр или найт-клуб. «НК» периодически в своих публикациях возвращается к
судьбе армянских церквей в единоверной Грузии. В апрельской публикации мы
обратились к армянской общественности Тбилиси с призывом очистить Сурб Ншан от
последствий пожара и были услышаны. 10 июля, когда в Тбилиси был установлен
абсолютный температурный рекорд аномально жаркого лета, два десятка активистов
приняли участие в субботнике по очищению храма от многометровых спекшихся
залежей макулатуры, под склад которой и был отдан храм еще с коммунистических
времен.
Важно отметить, что руководство района прислало в помощь
активистам несколько мусоровозов, что можно квалифицировать, как первый
прецедент достижения некоего консенсуса между властью и общиной в решении
проблемы спасения церквей и избавления их от поругания. Согласитесь, звучит
дико – «спасение церквей и избавление их от поругания» в стране древнейших
христианских традиций, где православие возведено в ранг государственной
религии. Тем более нелепо объяснять факт поругания армянских храмов
теологическими расхождениями между нашими Церквями относительно преобладания
или паритета человеческого и божественного начал в природе Учителя. По правде
сказать, среди моих многочисленных друзей и знакомых-грузин я не встретил ни
одного, кто мог бы мне объяснить суть разногласий между Армянской Апостольской
и Грузинской Православной Церквями, которые на протяжении четырехсот лет вплоть
до начала седьмого века совместно противостояли догме Греческой Церкви.
Возвращаясь к субботнику по уборке Сурб Ншана, следует отметить, что среди его
участников преобладали члены Ассамблеи армян Тбилиси во главе с ее
координатором Арнольдом Степаняном. Можно предположить, что так (и не совсем
удачно) называемая ассамблея возникла на развалинах печальной памяти «Союза
армян Грузии», общеизвестные руководители которого, поочередно побывавшие в
депутатах парламента Грузии и прозванные в народе за безмолвное просиживание
штанов – Муму, окончательно дискредитировав себя, по решению хозяев закрыли
проект. Таким образом возникла свободная ниша-трамплин, из которой возможен,
исходя из примера ее недавних обитателей, прыжок во власть ради власти. Исходя
из истины – «активистов много, а местов мало», от ассамблеи отделилась группа
несогласных, провозгласив себя ни много ни мало «Национальным конгрессом армян
Грузии». В запасе остался разве что курултай. Есть еще Армянский центр
сотрудничества, который в отличие от ассамблеи и конгресса имеет свой офис и
телефон. Правда, и офис и телефон для желающих сотрудничать пока закрыты.
Очевидно, из опасения, что желающих может оказаться слишком много, «а местов
мало».
К великому сожалению, ни о каком объединении речь не идет.
Осуществленная несколько лет тому назад попытка создания координационного
совета армянских общественных организаций была загублена при активном участии
нынешних руководителей ассамблей и конгрессов и иже с ними. Теперь они
занимаются переделом сфер влияния. Помнится, в свое время «Союз армян Грузии»
застолбил для себя «Пантеон известных армянских деятелей», «освоив» на его
реконструкции более чем значительную сумму в у.е. Причем с таким качеством, что
правительству Армении пришлось через несколько лет потратить вдвое большую
сумму на «реабилитацию» Пантеона. «Конгресс армян» выбрал Верийское кладбище -
место упокоения большого числа армянских общественных деятелей и меценатов.
В начале этого века группа армянских энтузиастов в составе
академика Генриха Арабяна, художника Юрия Шагиняна, краеведа Саркиса Дарчиняна
произвела опись всех оставшихся к тому времени 179 армянских могил и нанесла их
на карту. На сегодняшний день значительная часть из них исчезла, в том числе не
без помощи армянских кураторов. И это притом, что стоимость одного места на
этом закрытом кладбище доходит до десятка тысяч долларов. Ну а если к стоимости
земли присовокупить стоимость памятника работы итальянских мастеров и литых
чугунных оград? Так что активистам конгресса надо быть готовыми к преодолению
соблазна продажи нашей памяти оптом и в розницу.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.