Analitika.at.ua. Молодой турок по имени Толга Эрен, родившийся в семье офицеров турецкой армии и воспитанный в духе почтения к родине и ее истории, самостоятельно обнаружил то, что противоречило официальной версии о народах, некогда населявших его родину. Ознакомившись с достоверными источниками, он испытал невероятный эмоциональный стресс и в результате написал очерк под названием "Призрак бродит по Анатолии" - разговор совести с сердцем, своего рода очищение и покаяние. Это - просьба о прощении от имени всех турок, которые не могут в силу совершенного на заре ХХ века чудовищного преступления стать членом цивилизованного сообщества. Приводим с сокращениями очерк Толга Эрена.
Мы были еще детьми, когда отец собирал нас вокруг себя и рассказывал. То обычно была история о призраках. Отец мой в качестве офицера получил назначение в село Богазлыян, что в Йозгате (губерния Анкара или Энгюри. - ред.). Он служил в правительственном доме и по ночам дежурил в совершенном одиночестве в этом старом и унылом здании. С первых же дней до слуха его стали доходить разные толки. Вначале ему показалось, что это делается с целью напустить на него страху. Будто бы служивший до него здесь офицер потерял умственное равновесие. Отец рассказывал, что всем известно было, что в 1915-м здесь была осуществлена резня армян. Подвал правительственного дома полностью был завален землей, и, по слухам, именно здесь были погребены армяне. Странные вещи происходили в здании. К примеру, в комнате стол и стулья оставляли на ночь в полном порядке, утром же обнаруживались в разбросанном виде. Железная дверь, которая с трудом поддавалась усилиям 10 солдат, ночью с огромным шумом самостоятельно открывалась и захлопывалась. Однажды отец, сидя ночью один в комнате, слышит вдруг, как кто-то с шумом поднимается по лестнице, ведущей в его комнату. Достает пистолет, подходит к двери и спрашивает: "Кто там?’’ Судя по голосам, поднявшиеся по лестнице должны были находиться прямо за дверью. Держа пистолет наготове, отец молча прислушивается к шумной возне за дверью, однако, открыв дверь, никого там не обнаруживает.
Вот такие истории рассказывал нам отец. Говорят, сейчас на месте того дома парк разбит. Помню свои детские страхи. Кто такие эти армяне? Призраки какие-то? Что-то мистическое кружилось вокруг их имени. Странная атмосфера возникала, когда речь заходила о них. Что-то нереальное: когда-то они жили здесь, а теперь их не было. Инопланетяне какие-то. Так, вследствие слухов о резне армян и возник интерес мой к этой теме. Вновь вспомнил я об этой истории, когда Чиллер (бывшая премьер-министр Турции - ред.) воскликнула: "Все мы каймакамы Кемал беи из Богазлыяна" (один из тех, кто за резню армян был осужден и приговорен к виселице - ред.). А еще тогда, когда члены Эргенекона (криминальная организация, готовившая государственный переворот. - ред.), которые впоследствии были арестованы, организовывали "шествия Кемал бея". Да, "я невиновен", говорил Кемал бей. Он и в самом деле с определенной точки зрения был невиновен, поскольку всего лишь выполнял приказы, исходящие из центра. Однако известны также каймакамы (уездный начальник), которые были наказаны за уклонение от подобных приказов. Интересно, что повсюду на ухо пересказываются подобные истории. Люди помнят о том, что произошло, в общественном подсознании хранится память о происшедшем: армян вырезали и бросили в высохшее русло этой реки или же - армян задушили в этой пещере, или же – армян в этом колодце утопили и т.д. и т.д. В действительности, если задать вслух вопрос, то даже горы и ущелья будут вопить о погромах.
О да, по Анатолии бродит призрак. И этот призрак дает о себе знать повсюду: от Йозгата до Мараша, от Урфы до Токата, от Диарбекира до Трапизона, от Аданы до Битлиса, от Муша до Эрзрума, от Сваса до Самсуна – везде и повсюду. Это печальное присутствие, энергетику истребленных людей можно почувствовать везде. В какой-нибудь вымершей деревне, разрушенной церкви, в резьбе на камне, в разбитом хачкаре. Вдруг до слуха доносится мелодия, распеваемая родными сыновьями Анатолии, жившими когда-то в этих краях, внезапно слышится веселый смех, доносится плач новорожденного - и все это так отчетливо. Такой же, как мы, народ дышит, живет на наших глазах, смуглый, небольшого роста, совсем, как мы, как ты, как я, со всеми своими заботами, печалями и радостями, голоса их звучат в поднебесье, следы их не стираются, сколько ни пытайся. Не исчезают. Это кровоточащая рана Анатолии. И опоздали уже с остановкой крови.
Наша интеллигенция предприняла чрезвычайно достойную акцию (речь идет о сборе подписей под "просьбой прощения у армян", начатой в декабре 2008 года - ред.). И эта просьба о прощении, быть может, как-то успокоит лишенные покоя души. Без сомнения, в Анатолии не только армяне подверглись геноциду. Нельзя предать забвению также понтийских греков, эгейских греков, ассирийцев, езидов и курдов. По сути истреблены коренные народы Анатолии, уничтожена культура тысячелетий Анатолии. Иначе говоря, есть еще много чего, за что это государство должно просить прощения. После армянского, понтийского, ассирийского погромов последовали погромы Кочкири, Зилана, Дерсима, налог на имущество и события 6-7 сентября, Каграманмараш, хунта 12 сентября, бесчеловечные события в тюрьме Диарбекира и Сваса…
Конечно, эта акция извинения тотчас вызвала мощную реакцию. Стали говорить о том, что эта интеллигенция-"лжеинтеллигенция" и может навредить Турции. У говорящих так один лишь страх присутствует, действительность же их вовсе не интересует. А между тем интеллигент – это совесть общества, а совесть призвана прежде всего держать ответ перед самим собой. Единственный интерес для интеллигента представляет действительность. Однако есть и такие, которые озабочены тем, чтобы вдруг не пострадали их интересы. Что если потребуют возмещения?
Друзья, разве не вы так часто употребляете выражение "палец, отрезанный правосудием, не болит" (старая османских времен поговорка, где прежде вместо слова "правосудие" употребляли слово "шариат" - ред.)? Если ты сделал так, что исчез целый народ, похитил все его имущество и таким способом создал свою национальную буржуазию, то, конечно, за все это должно последовать возмещение. Разумеется, ты обязан заплатить. Чтобы очиститься от этого греха, занять достойное место в семье человеческого рода, ты, без сомнения, должен это сделать. Разве не сделала то же Германия? Разве не сделали того же многие другие страны? Не попросили прощения? Не возместили? А если землю потребуют? Вот где кроется источник самого большого страха, фобии.
Мы себя приговорили к таким табу, что свободная мысль никогда не пробьется в этих краях. Допустим, чисто символично отдашь Ани или Арарат, что ты от этого потеряешь? В условиях, когда даже Израиль ценой проклятия новоселов покидает высоты Голана, ты не можешь позволить себе этот жест? Нет уверенности в себе? Ты боишься даже отдать им камешек с горы Арарат, который они хотят поместить в основании Эчмиадзинского храма, ты боишься даже этого. Неужели во имя мира один камешек - это так много? Нет, во имя мира все можно совершить, но тебе далеко до этого, поскольку культуры мира никогда у тебя не существовало. Ты всегда благословлял и возвышал войну. "Землю войной завоевывают". Верно, поскольку у тебя нет ни одной пяди земли, которую взял бы без войны. Никогда у тебя не было ни одного города, который ты сам бы основал. Быть может, ты винишь армян за то, что они не смогли в достаточной степени защитить свою родину? Быть может, подобно китайцам, они должны были большую стену воздвигнуть? У тебя никогда не возникало желания ознакомиться с учением Христа. Кое-кто у нас говорит, почему мы, пусть они просят прощения? Совесть имейте! С одной стороны, обессиленный, застрявший в истории, не примирившийся с потерей своей тысячелетней родины, травмированный, разбросанный по всему свету народ, а с другой - сильная, богатая, процветающая Турция. Так кто из нас должен первый шаг сделать? Кто эту боль несет в себе и будет вечно нести - вы или они?
…После искажений и видоизменений, каким подвергается история, как можно питать уважение к историческим диссертациям турок? Как можно им верить? Короче, как можно историю оставить туркам? Почему Ататюрк во время одной лекции в Адане сказал: "Армяне никаких прав не имеют по отношению к этой родине"? Как могут эти земли вынести столько лжи? Сколько может продержаться страна, основанная на лжи, как может страна продолжать свое существование, основываясь на великой лжи? Если не просить об отпущении грехов, как может страна очиститься, найти верный путь? Как иначе освободиться от этого сумасшествия, умственной болезни? Отвечу, что иначе нельзя.
Есть такое поверье: когда ты начинаешь сам себя обманывать, то отворяешь двери сумасшествию. Вот в каком положении наша страна, которая вот уже 90 лет страдает параноидальной шизофренией, с сомнением относясь ко всем, чувствуя себя с четырех сторон окруженной врагами, обрекая себя на одиночество, изоляцию от всего остального мира и не имея возможности стать частью человечества.
Всему причиной преступление, совершенное против человечности, которое засело в нашем подсознании и в котором мы не в состоянии признаться и поэтому загоняем его еще глубже. Сегодня в официальных государственных справочниках утверждают, что армяне составляли меньшинство, а я заявляю: "Нет, они не являлись меньшинством". Можно было где-нибудь на востоке дать армянам автономию и, собрав на этой территории греков, ассирийцев и других христиан, не потерять эти народы. Другой выбор был противоестественным, страшных последствий которого невозможно было избежать. Только путем геноцида. Геноцида, организованного до мельчайших подробностей и осуществленного государством…
Да, я прошу прощения, от души прошу прощения. За своих предков- кочевников, которые прибыли с востока на эти земли, изгнали местных жителей и поселились в их деревнях, и овладели их имуществом. За то, что после их исчезновения эти земли потеряли свою душу и стали бесплодными. За то, что их церкви взорвали, монастыри разрушили и попытались стереть все их следы.
В то время как сегодня 10% населения Египта составляют христиане, а это означает 7,5 миллиона человек, в Сирии опять же 10% христиане, и это 2 миллиона человек, в этой стране христиане составляют 0,01%, за что я прошу прощения, как и за дальнейшие попытки изгнания их из страны.
По Анатолии бродит призрак, и это призрак невинных, подвергшихся геноциду, это вопль безгласного большинства Анатолии. Это предки не только тех, кто живет в Армении. Грек, курд, ассириец, келдани, настори, езид, кзлбаш – все они проживали тут, и это они в действительности представляют собой Анатолию. За упокой их душ я преклоняю колени. Прошу прощения, чтоб снять проклятия с этих земель и чтобы мир тут воцарился. Но не удовлетворяюсь только извинением: рассеянных по всему свету не имеющих иной родины, кроме Анатолии, истинных ее сыновей - армян, греков, ассирийцев я заключаю в свои объятия и приглашаю их на свою родину. Я это делаю во имя человеколюбия. Это мой священный долг. Потому что недостаточно только просить прощения. Нужно сделать гораздо больше.
Подготовила Цовинар СИМОНЯН-ЛОКМАГЕЗЯН.
Источник: Голос Армении |