Главная » 2012»Май»31 » Про регион, про персов и евреев и про "первую декларацию прав человека"
Про регион, про персов и евреев и про "первую декларацию прав человека"
00:12
Analitika.at.ua. Наш
регион никогда не отличался особой стабильностью. С древнейших времен он
являлся средоточием глобальных противоречий, и эта неспокойная традиция
поддерживается до наших дней. На фоне постоянных анонсов возможных
бомбардировок территории Ирана со стороны Израиля некоторые аналитики, историки
и политологи пытаются сегодня рассматривать все противоречия в историческом
контексте. В некоторых случаях говорится о том, что своими бомбардировками
Израиль нанесет непоправимый вред отношениям между еврейским и иранским
народами. Отношениям, которым более двух с половиной тысяч лет.
Находящийся в изгнании сын последнего шаха Ирана принц Реза
Пехлеви заявил в эфире Al Arabiya: "Если Израиль сейчас развяжет войну
против Ирана, это приведет к такого рода напряженности в отношениях с еврейским
народом, какой не бывало со времен Кира Великого". Далее проводятся
аналогии.
СТОЛЕТИЕ МЕЖДУ СЕРЕДИНАМИ VII и VI ВВ. ДО Н. Э. - ЭТО ПЕРИОД
БОЛЬШИХ ОЖИДАНИЙ. Уход с политической арены мира столь серьезных игроков региональной
жизни, какими являлись Ассирия и Урарту, ознаменовал старт процесса очередного
передела территорий и предначертал перспективу формирования новых
государственных образований. На этнополитическом пространстве Переднего Востока
происходили великие брожения, хотя даже самые амбициозные из учрежденных в то
время государств прожили "не выходя за рамки" столетия. Спустя 40 лет
после гибели Урарту канула и Мидия, хотя на рубеже веков она была империей.
Из традиционных игроков региональной сцены свое место под
солнцем отстоял Вавилон, где Набопаласар провозгласил царство
(Ново-вавилонское). Впрочем, и здесь есть свои оговорки: во-первых, страной
правила халдейская династия, во-вторых, и эта династия продержалась менее века.
Оставался еще и Египет, правители которого (фараоны XXVI династии - Нехо II,
Псамметих II, Априй и Амасис II) воевали против Ново-вавилонского царства и,
пытаясь грамотно сориентироваться в региональных противоречиях, стремились
превратить страну в несомненного гегемона эпохи Лихолетья. Передняя Азия
действительно находилась в преддверии великих потрясений - совсем как сегодня.
Ощущение близости потрясений определило сюжет "нового
времени". После взятия Иерусалима (в 80-х гг. VI в. до н.э.) сыном
Набопаласара - Навуходоносором II (город был сожжен, храм Соломона разрушен,
жители угнаны в плен) современник событий пророк Иеремия предсказал крах
Вавилона под ударами Мидии, Урарту, Манны и Ишкузи: "Пожирал меня и грыз
Навуходоносор, царь Вавилона <...> Поднимите знамя на земле, вооружите
против него народы, созовите на него царства Мидийские, Араратские, Минийские и
Аскеназские".
Разрушение Иерусалима и крушение Иудейского царства
происходило одновременно с разрушением ереванского Тейшебаини и крушением
Араратского царства, а поэтому ожидания пророка на предмет возможного участия
Урарту (как, впрочем, и других царств) в порабощении Вавилона были не совсем
обоснованными. Силой, призванной направить хаотичные процессы в более
упорядоченное политическое русло и тем самым покончить с региональной
неопределенностью, должна была стать Персия – молодая монархия, правитель
которой Кир II вознамерится все ближневосточные ссоры превратить в единый
региональный сор, чтобы потом начать "подметать регион" метлой
собственных амбиций и полководческого таланта.
В течение двадцати лет ему удалось подчинить Мидию, Вавилон,
Лидию, Армению… Таким образом, Кир II Ахеменид, отнюдь не случайно прозванный
"Великим", дал старт процессу формирования обширной Персидской
империи - первой державы, границы которой простирались от песков Сахары до
льдов Гиндукуша.
ОТНОШЕНИЕ КИРА ВЕЛИКОГО К ПОКОРЕННЫМ СТРАНАМ И НАРОДАМ
ОТЛИЧАЛОСЬ ПОДЧЕРКНУТОЙ ДЕЛИКАТНОСТЬЮ. Кир претендовал на роль
царя-освободителя, и он выполнил обещания, данные покорившимся его власти
народам. Стремясь к мировому владычеству, он предметно осознавал, что при
помощи одного персидского войска невозможно достичь этой цели. Кир понимал
также, что страны древней цивилизации, ставшие объектом завоеваний, поражены
смертельным недугом и готовы видеть в нем своего спасителя и исцелителя. Он
умело использовал это обстоятельство, чем в немалой степени и объясняются его
военные успехи, равно как и репутация "отца-освободителя", которая
закрепилась за ним в памяти не только персов, но и покоренных народов - вавилонян,
армян, греков и иудеев.
Например, армянская традиция представляет Кира как
избавителя армян от мидийского порабощения, причем традиция эта оказалась
настолько жизнестойкой, что спустя целое тысячелетие Мовсес Хоренаци писал о
дружеских узах, связывающих армянского царя Тиграна I (не путать с императором
Тиграном II Великим) и персидского Кира. Согласно армянскому преданию,
Мидийское царство было разгромлено армянским царем Тиграном в союзе с Киром и
при его помощи.
Персидская традиция передана древнегреческим историком,
полководцем и политиком Ксенофонтом. Представляя сцену суда Кира над армянским
царем, он сообщает: "Старший сын армянского царя Тигран вернулся из
дальних мест. Некогда он бывал вместе с Киром на охоте. Узнав о том, что
произошло, он тотчас же отправился к Киру. Когда Тигран увидел отца, мать,
братьев и собственную жену в плену, он попросил разрешения выступить от лица
пленников. Кир еще в те времена, когда они вместе охотились, знал, что Тигран
проводил много времени в обществе какого-то мудреца, которым он особенно
восхищался. Поэтому Кир загорелся желанием услышать, что он может сказать, и с
готовностью разрешил Тиграну говорить все, что он сочтет нужным".
Сохранилась также еврейская традиция. Иудеи всегда называли
Кира "помазанником Иеговы", так как после завоевания Вавилона именно
он огласил специальное повеление, разрешившее иудеям вернуться на родину и
восстановить Иерусалимский храм, разрушенный вавилонским царем Навуходоносором.
Иудейская традиция почитает его как "Избавителя".
Известен и "манифест Кира" - глиняный цилиндр, на
котором Кир II повелел выбить список своих побед, но особенно - милостивых
поступков (цилиндр получил широкую известность после того, как шах Ирана
Мохаммед Реза Пехлеви в 1960-е гг. провозгласил этот текст "первой в
истории декларацией прав человека"). «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.