Главная » 2011 » Октябрь » 3 » Проблемы истории армян-халкедонитов на страницах грузинской печати
Проблемы истории армян-халкедонитов на страницах грузинской печати
22:03
Analitika.at.ua. Разные аспекты предмета исследования всесторонне
представлены на страницах грузинской периодической печати (грузиноязычной и
русскоязычной).
Эта ставшая актуальной проблема находится в центре внимания
грузинской политической и духовной элиты. Проблема заключается еще и в том, что
эта тема со значительной продуктивностью циркулирует в грузинских (и не только)
политических и геополитических программах.
В основе подобной деятельности – задача проведения
действенной пропаганды и четкое положение, предполагающее «промывание» мозгов
общественности. Для обычного грузина Тайк и Кхарджк (по грузински – Тао и
Кларджети или Кларджиа) стали уже заветными и святыми понятиями. Кстати,
подобный подход является не только антинаучным, но и довольно примитивным и
провинциальным. Проблема заключается в том, что Тайк – одна из областей, а
Кхарджк-Кларджети – один из уездов Гугаркской провинции Великой Армении. Еще
одно важное обстоятельство – подобная политическая концепция пунктуальным
образом гармонизируется с международными политическими программами. Речь идет о
стратегических связях с глобализационным центром. Не будем забывать однако, что
глобалисты имеют определенные темные целевые сценарии, которые при удобном
случае должны быть применены в нашем регионе.
Итак, обратимся к ряду публикаций в периодической печати.
Министерство культуры, охраны памятников и спорта Грузии серьезнейшим образом
занимается работами по реконструкции «грузинских» памятников этого района. Уже
разработан, составлен проект восстановления одного из расположенных в
Тао-Кларджети уникальных памятников – монастыря Ошк. Эти работы начаты летом.
Ошк является монастырским комплексом и включает церковь (50-60 гг. X века),
трапезную, часовню и семинарии. Главная церковь сооружена из желто-красного
тесаного камня. Несмотря на значительные повреждения, памятник, тем не менее, и
сегодня вызывает
удивление своей величественностью и архитектурной
неповторимостью. На стенах церкви сохранились надписи на грузинском. Из выбитых
на южной стене надписей узнаем, что сооружение возведено владетелями Тао –
владетельными князьями Багратом и Давидом Великими Курапалатами Багратиони
(читай: Багратуни, – Р.Н.). Строительство возглавлял Григол Ошкели (читай:
Григор Ошкеци, – Р.Н.). Горельеф последнего изображен на одной из колонн южной
террасы сооружения. Сооружение завершено в 95 8-961 гг. Церковь возведена в
стиле, присущем крестово-купольным и трехнефным базиликам.
Во внутренней части церкви в некоторой мере сохранились
фрески, датированные 1036 г. На внешних стенах высечены многочисленные надписи
на старогрузинском языке, значительная часть которых повреждена, прочитываются
только 15 надписей. Ошк являлся древнегрузинским культурно-просветительским
центром в Тао. Здесь были созданы многочисленные рукописи, например, Ошкское
Евангелие (978 г.).
Наиболее характерным мотивом внешнего вида Ошка является
повторяющаяся композиция из 5 украшенных узорами арок на восточном, южном и
северном фасадах, а в арки вписаны по два треугольных алтаря. Подобный
архитектурный стиль применялся как типичная композиция в восточных фасадах
многочисленных купольных церквей, построенных в XI-XII веках. В целом, церковь
очень богата разнообразными барельефами и орнаментом. Впечатляющую гармонию
создает также внутренний интерьер церкви. Этот ценный памятник следует
сохранить любой ценой. Отметим, что в 2006 г. исчез горельеф на юго-восточном
фасаде. Церковь зарегистрирована в реестре памятников мирового культурного
наследия ЮНЕСКО (конечно же, как грузинская).
Вызывает сомнение тот нелепый факт, что исторический плагиат
и создание истории представляются как нечто обычное и будничное. Самый весомый
аргумент относительно того, что церковь является грузинской, заключается в том,
что надписи высечены на грузинском, – это и является «бесспорным»
доказательством грузинской принадлежности памятника. Это, однако, еще ничего не
означает: ее строители по своему генотипу и духу были армянами – ну и что, что
они говорили на грузинском и были православными? Следует четко осознавать
общеизвестную истину: в Армянских халкедонских церквях принято было делать
надписи на греческом, ассирийском или грузинском языках. Армяне-халкедониты очень
часто подчеркивали, что они являются армянами, а иногда и подписывались
по-армянски. Тем более, что самостоятельной грузинской архитектуры, фрески и
искусства письма не существует: все это просто подражание армянскому или
византийскому искусству. Такова единственная и неопровержимая историческая
реальность. Проблема, однако, в том, что эти церкви официально зарегистрированы
в качестве грузинских. И об этом следует серьезно подумать. Это существенная
стратегическая ошибка, которая может привести к весьма печальным последствиям.
Естественно, соображения грузинских ученых относительно
культурного наследия Тайка неоднозначно воспринимаются и опровергаются
армянскими специалистами. Общеизвестной истиной является то, что Тайк или
Внутренняя Армения – одна из провинций Великой Армении. Однако грузины
проявляют непреклонность и даже агрессивность, так как не получают отпора.
В связи с этим свою точку зрения выразил профессор
Тбилисского государственного университета, доктор исторических наук Валерий
Силогава. По его мнению, верно, что в период раннего христианства в
Тао-Кларджети проживали армяне, однако это еще не означает, что церковь Ошка
построили армяне, существуют якобы многочисленные документы о ее грузинском
происхождении. Кроме периода правления Тиграна, эта область составляла часть
Грузинского царства. К тому же, на этой территории в древние времена жили
грузинские племена, указанная территория полна грузинскими памятниками, и там
нет никаких армянских следов. Силогава считает, что возникновение топонимов также
доказывает, что это грузинская территория. Тао само по себе грузинское
название, а Ошкским монастырь по-армянски стали называть с XVIII века
(Ошкаванк). В Ошке было написано древнее грузинское Евангелие. Его принес в дар
Торнике Эристави, который в своем завещании указал Ошкскую церковь, а не
Ошкский монастырь (Ошкаванк). На этой территории армяне проживали с XIV века.
Следовательно, этот памятник является грузинским.
Вот такие вот «глубокомысленные» и «логические» рассуждения.
Что же касается вопроса Грузинского царства, то отметим, что это государство
было основано армянами. Не вызывает сомнения тот факт, что Багратиды являются
чистокровными армянами, и французская форма «Багратуан», которая превратилась в
грузинскую «Багратион», еще не является доказательством их грузинском
происхождении. В лучшем случае, мы можем говорить о союзническом государстве
(созданном армянскими Багратидами и родственными им Захарянами). А данное
Захарянам грузинское наименование Мхаргрдзели также не означает грузинскую идентичность,
а это всего лишь перевод названия рода Всемогущих (Долгоруких).
В начале XX века Эквтимия Такаишвили провела исследование
памятников Тайка как образцов грузинского культурного наследия. Однако это
явилось проявлением предвзятой и прогрузинской точки зрения, лишенной научного
основания. То есть, мы имеем дело чисто с исследованием, а не с
первоисточником. Отметим также, что все первоисточники свидетельствуют о
населении всего Армянского нагорья именно армянскими племенами. Жители Тайка
также были армянами. На этих территориях мы проживали тысячелетиями, а не с XIV
века. Более того, Армянское нагорье, согласно последним научным исследованиям,
рассматривается как колыбель сотворения человечества и цивилизации.
Г. Казбеги считает, что Шавшети было населено грузинами и
армянами. Последние, по свидетельству местных жителей, пришли из Армении (из
Аниси, читай: Ани, – Р.Н.) 600 лет назад. Одной из знаменитых в Шавшети
является церковь Тбети, более величественная, чем Кафедральный собор
Светицховели в Мцхете. Церковь сооружена из красноватого камня, привезенного
довольно издалека. Примечателен тот факт, что грузинские специалисты постоянно
настаивают, что армяне являются пришлым народом. Это делается для того, чтобы
скрыть свою собственную пришлость и оправдать искажения истории. Важным
является постулат о том, что армяне в Грузии являются автохтонным и
государствообразующим народом. Бросаются в глаза также топологические
искажения. Ани никогда не был Аниси, а это является плодом безудержного
грузинского воображения. Все это не имеет абсолютно никакой связи с правдивой
наукой.
Существует определенное турецко-грузинское соглашение
относительно проблемы «грузинских» памятников Тайка (и не только Тайка). Так,
когда в начале декабря 2007 г. обрушилась внутренняя часть купола церкви
Хандзта, этот факт вызвал большое волнение среди грузинских и турецких
специалистов. Ведь этот памятник очень дорог им. Последний является
архитектурным шедевром, и его следует восстановить и представить
общественности. Для ее восстановления необходимы воля и серьезные усилия Турции
и Грузии. Отметим также, что в мае 2010 г. здесь размещены новые вывески с
картами и надписями с одним общим заглавием для всего региона: «Грузинские
церкви и крепости». Добавим также, что в международных туристических проспектах
вся горная страна на север от Эрзрума (исторический Карин) до Артвина именуется
«Грузинские долины», которые составляли часть грузинского государства.
В настоящее время проходят активные переговоры относительно
спасения и восстановления этого памятника. Турецкая сторона проявляет в этом
вопросе особую заинтересованность и разумность, что является наилучшим
доказательством добрососедских отношений. В связи с этим редакция журнала
обратилась к проживающему в Анкаре доктору искусствоведения, члену Британского
института археологии Анкары и Американского исследовательского института
Турции, наилучшему эксперту архитектуры Тао-Кларджети Ирине Гивишвили.
Последняя представила исторические данные о церкви. Она
находится в Кларджети, в высокогорном селении, которое сегодня называется
Фирнал. Комплекс впервые исследовал Нико Чубинишвили в 1845 г., а в 1902 г. Н.
Марр организовал научную экспедицию в Хандзта, изучал документы в Иерусалиме и
опубликовал свою работу в 1911 г. Затем Гивишвили рассказывает, что церковь
построил Григол Хандзтели (читай: Григор Хандзтеци, – Р.Н.) приблизительно в
782 г. Церковь не сохранилась, вместо нее было возведено главное сооружение
комплекса – купольная церковь Св. Георгия. Из ранних
сооружений сохранились возведенные во времена Григора
большая трапезная из камня (на месте прежнего деревянного строения), часть
крепостной стены, следы комнат при трапезной, а также небольшая однонефная
церковь, отличающаяся старинными формами и сооруженная из крупных каменных блоков.
Здесь также проводились археологические раскопки.
В Грузии сооружение колоколен началось с XIII века.
Колокольня церкви Хандзта – одна из первых. Главная церковь возведена в первой
половине X века – в 910-920 гг. Она возвышается над своим окружением, является
высоким сооружением значительного размера. Сооружение отличается хорошо
обработанной облицовкой и красивым куполом. Архитектура Кларджети вообще
отличается от архитектуры Тао: если памятники Кларджети не покрыты узорами и
отличаются сдержанным стилем, то памятники Тао богаты орнаментом и горельефами.
В стиле Хандзта была заложена основа элемента открытого конуса, их которого
создается зигзагообразное изображение. Таким же образом построена и церковь
Опизы (945-954 гг.). Зигзагообразный покров имеет также южный притвор церкви.
Согласованными действиями министерств культуры Турции и
Грузии решено восстановить монастырские комплексы Хандзта, Ошка, Ишхана, Отхта
(читай: Чордванк – Р.Н.). Организованы совместные научные экспедиции,
произведены обмеры памятников комплекса Хандзта. На наших глазах уничтожаются
фрески церкви Мамацминда, которые являются ценнейшими произведениями искусства.
Добавим также, что в ноябре 2009 г. произведены дополнительные обмеры с
использованием современных технических средств (с применением лазерной
технологии).
В марте 2008 г. одна из экспедиций грузинских ученых провела
исследования в Тао-Кларджети. Результаты проведенных работ приводит доктор
филологических наук Дареджан Менабде. Согласно наблюдениям последнего город,
Ардвин возведен на скалах, 1/3 его населения – грузины. Они владеют грузинским
языком, осведомлены о своем происхождении и корнях. В Ардвинском вилайете в
селении Амамло находится церковь Долишхане. Как в свое время указывал Н. Марр,
эта церковь была превращена в мечеть, однако внешне не была изменена. В
настоящее время она нуждается в уходе. Вблизи действует вновь возведенная
мечеть.
Впоследствии они побывали в церкви Тбети того же вилайета, в
исторической Шавшети. Она находится в селении Джевизли. Тбети была центром
епископства. В 960-970 гг. здесь возведена восьмикрыльная церковь, которая в X
веке была превращена в крестово-купольное строение. В этом месте развернули
свою деятельность Давид и Абусеридзе Тбели (читай: Тбетци, – Р.Н.). В одно
время церковь Тбети действовала в качестве мечети. Она наполовину разрушена,
особенно ее восточный фасад, стерлись фрески, орнамент, сравнительно хорошо
сохранился южный фасад. Вокруг церкви разбросаны камни кладки, окрестные жители
используют их в качестве строительного материала. Когда же вследствие этого
люди начали умирать, хищение камней прекратилось.
Следующим пунктом путешествия стала церковь Опизы в
Кларджети, которая была расположена в долине реки Шавшети Цхали (читай: река
Шавшети, – Р.Н.). Церковь Ованнеса Мкртича (Цминда Иоанне Натлисмцемели), по
всей видимости, возведена в V веке. Восстановлена в VIII веке. Сегодня церковь
наполовину разрушена, остались ее южная и северная стены. Между ними проходит
дорога в селение. Селение называется Багджилар. В 60-е годы XX века церковь
была взорвана.
Следующее сооружение – церковь в Пархали, которая находится
в Тао. Ее построил Давид Курапалат в 937 г. Здесь проходит дорога, ведущая к
трем грузинским селениям (Балхи, Большой и Малый Евек), которые используются
как дачные. Церковь находится в центре населенного пункта. В окрестностях бьют
холодные и целебные источники. В трехнефной базилике ныне действует мечеть.
Сохранились старые грузинские надписи, литографии на северном фасаде относятся
к XV-XVI векам. Согласно традиции, церковь в Пархали (читай: Пархар – Р.Н.)
являлась собственностью Католикоса Грузии.
Следующее сооружение – церковь Отхта (читай: Чордванк –
Р.Н.), возведенная в честь четырех евангелистов. Она построена в 961-965 гг. К
настоящему времени сохранилась и малая церковь. Сохранились здание трапезной и
развалины семинарии. В молельне церкви сохранились фрески X века. Крыша церкви
повреждена.
Ученые побывали также в церкви Ишхана, которая находится в
селении Дагиолу. Церковь расположена в центре селения. Согласно историческим
документам, это строение возведено армянским епископом Нерсесом в 30-е годы VII
века. Церковь и селение разорили арабы. В начале IX века селение было
безлюдным. С этого периода свою деятельность вел Саба Ишхнели (читай: Ишханци –
Р.Н.). До конца XVIII века здесь действовало епископство. План церкви Ишхан –
крестообразный. Крыша обвалилась, однако внутри сохранился полукруглый абсид,
купол церкви опирается на 4 колонны. Фасад церкви растрескался. В западной
части церкви в одно время была мечеть, которая сегодня повреждена.
Примечательно также, что неожиданным образом церковь Ишхан посетил Верховный
патриарх Грузии Илиа Второй и отслужил литургию. Таким образом, на этой святой
земле вновь прозвучали грузинская речь и молитва на грузинском.
Хахули (читай: монастырь Хаху, – Р.Н.) в настоящее время
полностью превращен в мечеть, хотя и внутри остались христианские фрески.
Церковь построил царь Давид Второй Курапалат во второй половине X века.
На левом берегу реки Тортумис Цхали (читай: река Тортум –
Р.Н.) на высокой горе расположена церковь Ошкё (читай: Ошкский монастырь, –
Р.Н.), которая является самым большим сооружением Тао-Кларджети. Селение
называется Джамли Ямач Кои. Недалеко от церкви действует мечеть. Архитектором
церкви являлся Григол Ошкели (читай: Григор Ошкеци, – Р.Н.), горельеф которого
сохранился на одной из колонн южной террасы. До нас дошли трапезная, две
базиликовидные церкви. Отметим, что Ошк являлся известным очагом
просветительства и письменности своего времени. Фрески относятся к 30-м годам
XI века.
По мнению Менабде, местные жители были весьма обрадованы
приездом грузинских специалистов. Они не владели грузинским языком, однако в
них «сохранилось что-то грузинское». Один из сельчан даже упрекнул ученых –
почему не следят за памятниками и не предотвращают их разрушение?
Последним пунктом маршрута стал Банайс-кий храм (читай:
Банакский, – Р.Н.), который находится на дороге в Ардаган, в селении Пенек
(читай: Банак, – Р.Н.) провинции Ардвин. Из исследователей это место в 1843 г.
посетил немецкий ботаник Карл Кох. В 1902 – 1907 годах Банак посетил
Такаишвили, в это время памятник был уже разорен. Храм возведен в середине VII
века. Банак являлся известным центром княжества.
Со второй половины XII века Банак переходит в руки врагов, а
в XVI-XVII веках утратил свое значение. Позднее, в 1853-1856 гг. и в 1877-1878
гг. превратили его в крепость, вследствие чего памятнику причинен значительный
ущерб. Пософ (читай: Поцхов, – Р.Н.) находился в пределах пограничных
исторических владений князей Самцхе Джагели (читай: Джагеци, – Р.Н.), в XVI
веке эти земли также были захвачены Турцией.
Грузинские специалисты раздумывают о том, чтобы создать
всеобъемлющий труд об истории Тао-Кларджети. Они убеждены в том, что Чорохское
ущелье в глубокой древности являлось исторической грузинской территорией,
которая была населена грузинскими племенами. В Южную Грузию входили
Тао-Кларджети и Шавшети.
Кларждети (читай: уезд Кгарчк Гугаркской провинции, – Р.Н.)
берет начало вверх от Ардвина, от истока реки Чорох. Значительная часть региона
была включена в состав княжества Кларджети. Вначале его центром был Хертвис, а
затем, во время царствования Вахтанга Горгасала (читай: Хосровян, – Р.Н.) он
был переведен в Артануджи (читай: Артанудж – Р.Н.). Эта область несколько раз
входила в состав Армянского государства. Грузинам удалось освободить ее и
присоединить к Грузии. В Артануджском районе сегодня почти полностью забыт
грузинский язык, в настоящее время здесь проживают в основном армяне. В IX-XI
веках Кларджети являлась мощным очагом грузинской культуры и просвещения. На
всей территории Чороха в верхнем течении Куры и Евфрата были сооружены
великолепные грузинские архитектурные памятники (Бана, Хахули, Ошки, Ишхани,
Тбети, Хандзта, Анчи и другие).
Область Кларджети в древних грузинских источниках
упоминается под названием «Сина Грузии». В XI-XIII веках политический и
культурный центр Грузии переместился в долину Куры – Месхет-Джавахетию (читай:
Джавахк – Р.Н.). С XII века регион управлялся атабеками Самцхе-Саатабаго (читай:
армянскими айришханами – Р.Н.). В начале XV века Грузия оказалась под турецким
игом, во 2-й половине XV века турки захватили Самцхе-Джавахетию. Уже в XVI веке
Тао-Кларджети также утратила независимость. Начался процесс массовой
исламизации. В настоящее время в Тао и Шавшети проживает мало грузин и турок,
вместо этого там проживают многочисленные курды.
В местных населенных пунктах проживают, в основном,
амшенские армяне-магометане, которые в большинстве говорят на турецком языке,
иногда примешивая к речи грузинские слова. Среди них есть и армяноязычные,
которые говорят на диалекте Амшена. Их значительная часть осведомлена, что
имеет армянское происхождение. Даже среди молодежи замечается бурный интерес к
своим корням, идентичности и истории.
В настоящее время на этих территориях действует Черноморская
и Тао-Кларджетская грузинская епархия, в состав которой входят церкви Аджарии и
Тао-Кларджети. Глава епархии не имеет специальной резиденции и осуществляет
свое духовное служение посредством разъездов. Думаю, что это также продумано –
такой образ действий более гибок и динамичен.
Примечательный дипломатический скандал произошел между
Грузией и Турцией в июне 2008 г. Дело в том, что Генеральный консул Турции в
Грузии Казим Чавушоглу в своем интервью выразил определенное недовольство
грузинской стороне по вопросу грузинских магометан, проживающих в Тао-Кларджети
и Аджарии. Он, в частности, отмечает, что грузины неверно озвучивают название
области. Далее турецкое должностное лицо выражает свое неудовлетворение в связи
с тем, что попираются права его местных единоверцев. Так, их вводят в
заблуждение, говоря, что их предки были грузинами и теперь они должны вернуться
к своим корням. Нарушаются также принципы религиозных обрядов: до начала
молитвы не читают Арзан (призыв моллы к молитве). Ставится вопрос о
восстановлении имеющихся мечетей и медресе, строительстве новых. В частности,
ставится задача относительно ремонта мечети Отхта, построенной в Батуми в 1866
г., и четырехэтажной мечети Джума в Тбилиси. Средства для этого предоставляют
Саудовская Аравия, Управление по делам религии Турции и исламские фонды.
Картина слишком тревожна и вызывает озабоченность. Необходим
адекватный и систематизированный ответ. Представляя проблему, мы должны
одновременно решать сложные психологические и дипломатические вопросы.
Необходимо создать универсальную концепцию относительно этой сложной проблемы
армян-халкедонитов. Следует основать департамент по исследованию проблем
истории грузинских армян, который сможет рассматривать проблемы с точки зрения
Армянской цивилизации и всесторонне. Рубен НААТАКЯН, bs-kavkaz.org
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.