Суббота, 20.04.2024, 09:34
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Август » 27 » Продление сроков аренды российской военной базы в Гюмри укрепляет безопасность Армении и НКР
Продление сроков аренды российской военной базы в Гюмри укрепляет безопасность Армении и НКР
00:17

Analitika.at.ua. Интервью директора научно-образовательного фонда «Нораванк» Гагика Арутюняна.

 

Гакик Ашотович, сегодня в Армении мнения о целесообразности продления сроков пребывания российских военных на нашей территории разделились. Насколько новые договоренности соответствуют национальным интересам Армении по Вашему мнению?

 

В подобных вопросах придерживаются двух понятий: стратегии и тактики. Договор о пролонгации сроков пребывания 102-й российской военной базы между Арменией и Россией относится к понятиям стратегического толка и требует определенной временной перспективы. В этом плане в пролонгировании договора нет ничего удивительного, учитывая, что нечто аналогичное случилось и в случае российской базы в Севастополе. В тех геополитических участках пространства, в которых Россия считает свое присутствие насущной необходимостью, происходят процессы, способствующие увеличению влияния Москвы. Россия крепко утвердилась на Южном Кавказе посредством Армении, играет активную роль в этом регионе с долговременной перспективе, очередным подтверждением чего и стали армяно-российские договоренности. При этом, немаловажно, что речь идет не только о пролонгации, но и об изменении контента договора. Речь идет о том, что безопасность Армении будет обеспечиваться наряду с безопасностью России, а также о том, что согласно новым договоренностям Москва будет поставлять Еревану новые виды вооружений. Это обусловлено и однозначно соответствует национальным интересам Армении, ввиду наличия у нас под боком Турции, являющейся непосредственным участником карабахского конфликта.

 

От Турции все еще исходит угроза?

 

Исходит и исходила. Достаточно вспомнить 1992 год, когда вооруженные силы Карабаха освободили Лачинский коридор и ситуация на фронтах стала круто изменяться в нашу пользу. Тогда Турция сосредоточила на границах с Арменией огромную воинскую группировку в виде третьей турецкой полевой армии. По самым скромным подсчетам концентрация войск достигала несколько тысяч человек, более тысячи танков, БТРов, нескольких десятков вертолетов и т.д. В Армении в этой связи была объявлена готовность номер один, и это наступление непременно произошло бы, а, учитывая несопоставимость вооруженных сил Армении и Турции о последствиях было даже страшно думать. Лишь благодаря вмешательству России в лице начальника Генштаба Объединенных войск СНГ маршала Шапошникова, сделавшего в ереванском аэропорту очень жесткое заявление, согласно которому вмешательство третьей стороны в карабахский конфликт будет означать начало Третьей мировой войны. Тем самым Россия остановила турецкий авантюризм. Аналогичная попытка имела место и в 1993 году, когда Турция, используя неразбериху в Москве, я имею в виду бунт под предводительством Руцкого и Хасбулатова, вновь решила вторгнуться в Армению и опять таки благодаря вмешательству российского Генштаба, после того как Ельцин выправил ситуацию, турецкая агрессия была предотвращена. Угроза турецкого вторжения нависала над Арменией всегда, и представители турецкого истеблишмента всегда намекали на это. Турция является стратегическим противником Армении, имея почти полумиллионную армию, поэтом российское присутствие в Армении для нас единственное реальное средство защиты от турецкой агрессии. Соответственно, продление сроков аренды российской военной базы в Гюмри – единственно правильное решение, особенно учитывая, что этот фактор в определенной степени укрепляет и безопасность Нагорного Карабаха.

 

Каким образом?

 

Договор о пролонгации и расширении полномочий российских военных влияет на ситуацию вокруг Нагорного Карабаха непосредственным образом, так как сокращает протяженность фронт боевых действий против Азербайджана. У Армении и НКР сегодня нет комплексов по отношению к Азербайджану, и тем не менее, создание благоприятных условий в случае возобновления азербайджанской агрессии явно нелишни, поскольку любые поползновения Азербайджана на армянскую границу будут неминуемо попадать под соответствующую статью армяно-российского договора.

 

Даже если эти поползновения Азербайджана ограничатся одним Карабахом?

 

Естественно, что они ограничатся лишь Нагорным Карабахом. Но в этом случае существенно расширятся возможности военно-политического маневрирования Армении, поскольку мы не будем вынуждены держать наши войска исключительно на Нахиджеванском, Иджеванском и Горисском направлениях. То есть, этот договор увеличивает наши возможности помочь Нагорному Карабаху отстоять свою независимость, что также полностью исходит из интересов Армении.

 

Даже угроза превращения Армении в российский форпост на Южном Кавказе?

 

Сегодня об этом действительно очень много говорится, особенно в контексте пролонгации сроков пребывания российской военной базы, что все это как-то вредит Армении, понижая ее суверенитет. При этом, хочу заметить, что те же США по самым скромным подсчетам имеют более 700 военных баз по всему миру из коих более половины приходиться на Европу. При этом в такой стране как Германия сегодня дислоцировано более 70 тысяч американских военных, около 10 тысяч в Великобритании и Италии, в Испании, Португалии, Нидерландах и, наконец, в турецком Инжирлике. Кроме того, американцы уже разместили свои комплексы «Patriot» на территории Польши и Чехословакии. При этом, ни одной из этих стран американские военные базы не воспринимаются в контексте снижения уровня суверенитета, как это происходит у нас, когда нам почему-то мешают эти 5 тысяч российских военнослужащих, которые при этом выполняют непосредственную задачу по охране наших границ, а не гипотетически, как это имеет место в случае баз США в Европе.

 

Армения – единственная страна на постсоветском пространстве имеющая столь тесные связи с РФ…

 

Это действительно так, но говорить о том, что это тем или иным образом снижает уровень нашего суверенитета неверно не только с геополитической, но и с реальной точки зрения. Согласно рейтингу несостоявшихся стран, который раз в 2-3 года выпускает американский журнал «Foreign Affairs» и в котором есть пункт в котором определяется степень свободы или независимости той или иной страны. Так вот, рейтинг по Армении – 5,5 единиц, России 4, у Грузии, считающейся страной с внешним управлением, 6 с чем-то, у Азербайджана 6,5, Турции и Ирана 6. То есть Армения по уровню самостоятельности считается первым в государстве регионом. Это в полной мере исходит из нашей многоплановой и многовекторной внешней политики со странами НАТО и ОДКБ, Россией и США. Соответственно, ни с одной точки зрения говорить о понижении суверенитета Армении после подписания договора с Россией не приходиться.

 

Удивляет отсутствие реакции и комментариев по поводу армяно-российских договоренностей со стороны Запада, Турции и, прежде всего Азербайджана…

 

Не очень бурное, но, тем не менее, заметное недовольство наблюдается со стороны МИД Азербайджана. Я считаю, что Турция также не сидит сложа руки, Турция действует и факт визита Гюля в Баку и договоренности которые они заключили накануне визита Медведева в Ереван является лучшим тому подтверждением и прямым превентивным ответом на российско-армянские договоренности. Что же касается молчания западных СМИ, то оно еще не отражает полной ситуации и реакция Запада, поскольку о реальной политике в последнее время в СМИ говорят не так уж много, предпочитая показывать в прямом эфире захват автобуса с заложниками. В то же время, я расцениваю это молчание как некую скрытую форму недовольства Запада, поскольку очевидно, что они плохо относятся к периодическому наращиванию влияния своего конкурента России в регионе. Это особенно актуально, учитывая возможность коренного изменения ситуации в случае политических перестановок в Грузии, пока что являющейся антироссийским государством.

 

Медведев в ответ на вопрос армянских журналистов о том, что предпримет Россия в случае возобновления азербайджанской агрессии против армянской стороны, ответил, что «России очень бы не хотелось повторения августовских событий 2008 года». Содержит ли это прямой намек в адрес режима Алиева?

 

Думаю, что содержит, правда косвенным образом, а учитывая не очень дипломатическую манеру общения Дмитрия Медведева и непосредственным также. Россия крайне не заинтересована в возобновлении конфликта между Арменией и Азербайджаном, поскольку имеет очень крупные газовые проекты с Азербайджаном. При этом, несмотря на это заключение стратегического договора между Азербайджаном и Турцией говорит о том, что все-таки намечаются блоки, параллельно с чем идет поляризация сил в регионе, учитывая естественное в этих условиях укрепление союза между Арменией и Россией. Думаю, что русские очень хорошо все это понимают и учитывают, поскольку Россия в последнее время стала играть боле важную роль в карабахском урегулировании. Я имею в виду последнюю трехстороннюю встречу президентов в Петербурге, где параллельно с Мадридскими были выработаны некие петербургские принципы по его урегулированию. Поэтому я не думаю, что в Азербайджане относятся к словам Медведева индифферентно.

 

Давид Степанян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 627
Календарь новостей
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru