Главная » 2010»Декабрь»29 » Прорыв транспортной блокады? Черное море замкнут в кольцо
Прорыв транспортной блокады? Черное море замкнут в кольцо
00:20
Analitika.at.ua. Вчера президент Дмитрий Медведев подписал Закон «О
ратификации Меморандума о взаимопонимании в области скоординированного развития
кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря». Трасса протяженностью более 7
тыс. км должна объединить причерноморские страны и активизировать их
экономические и туристические связи. Бюджет супер-стройки пока не определен. Но
эксперты уверены, что проект будет реализован и страны-участницы смогут
преодолеть возможные возражения Грузии.
Как сообщила вчера пресс-служба Кремля, законом
ратифицируется Меморандум, который был подписан правительствами государств –
членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) 19 апреля
2007 года в Белграде.
Правительства государств – членов ОЧЭС признают
существование значительных трудностей в осуществлении международных
автомобильных перевозок и необходимость скоординированных усилий по
реконструкции и постройке дорог в регионе. В соответствии с Меморандумом
планируется создание кольцевой высокопропускной автомагистрали протяженностью
около 7140 км. Трасса пройдет через Стамбул, Самсун, Трабзон (Турция), Батуми,
Поти (Грузия), Новороссийск, Ростов-на-Дону, Таганрог (Россия), Мариуполь,
Мелитополь, Одесса (Украина), Кишинев (Молдавия), Бухарест (Румыния), Хасково
(Болгария), Комотини, Александруполис (Греция), Эдирне, (Турция). По мнению
участников, реализация проекта позволит создать современную дорожную
инфраструктуру Черноморского региона и активизировать торгово-экономические и
туристические связи. Это будет способствовать экономико-социальному развитию не
только Черноморского региона, но и всего Европейского континента.
Несмотря на благие намерения, реалии таковы, что на пути
черноморского кольца будет немало препятствий. Во-первых, финансировать
строительство, эксплуатацию и реконструкцию автомагистрали планируется за счет
госсредств и средств частного бизнеса. Могут также привлекаться средства
Европейского инвестиционного банка, ЕБРР, Всемирного банка и других банков и
фондов, а также средства из фондов Евросоюза. Однако конкретных обязательств,
как и сметы стоимости проекта, пока не существует. В частности, Россия не
приняла на себя обязательств по дополнительным расходам, покрываемым за счет
бюджета. Более того, существует ряд политических препятствий, главный из
которых – позиция Грузии.
Как пояснил в беседе с «НГ» член Клуба независимых экспертов
Грузии Георгий Хухашвили, очень желательно, чтобы такой проект состоялся. «Но
при этом нельзя забывать о том, что сегодня на пути его реализации существует
ряд политических препятствий и нерешенных проблем, – отметил он. – В данной
ситуации всем сторонам надо думать прежде всего о снятии этих препятствий. Я
надеюсь, что Грузия и Россия будут сотрудничать, но пока политических
предпосылок для такого сотрудничества нет».
Между тем, как отмечает часть экспертов, существует еще и
исторический аспект – например, Карский договор от 13 октября 1921 года.
Согласно которому внешними гарантами той же Аджарии, по территории которой –
Батуми – также пройдет трасса, выступают Россия и Турция, а стало быть, вопрос
о ее прокладке может быть решен на его основе.
Впрочем, Хухашвили настроен категорично. «Что касается
Карского договора, то в XXI веке говорить о нем можно только с
историко-политической точки зрения, – подчеркивает он. – Ссылки на него могут
походить скорее на угрозу, чем на желание сотрудничать. У нас сегодня хорошие
отношения с Турцией, и я надеюсь, что дело до рассмотрения пунктов Карского
договора не дойдет – слишком многие страны окажутся замешанными…»
Тем не менее в том, что касается непосредственно вопросов
необходимости строительства, аналитики почти единодушно его поддерживают.
Как отмечает главный инженер инжиниринговой компании ИК «2К»
Андрей Смирнов, в целом Грузия играет весьма важную роль в проекте кольцевой
автодороги вокруг Черного моря. «Само кольцо, несомненно, будет ключевым в
проекте, однако его значение многократно увеличивают радиальные ответвления, –
поясняет он. – Одно из таких ответвлений как раз предусмотрено на грузинской
территории. Речь идет о маршруте Ахалцихе (Грузия) – Гюмри – Ереван – Раздан
(Армения) – Тбилиси (Грузия). Эта дорога позволит связать Армению с
Азербайджаном и Турцией через Грузию. В данный момент это наилучший альтернативный
вариант решения проблемы изолированности Армении. При этом заинтересованность в
транспортной артерии проявляет не только Ереван, но и Стамбул, Баку, а также
Москва, поддерживающая Армению». Учитывая общее количество заинтересованных
стран, на Тбилиси будет оказываться мощное давление, поэтому России и Грузии
для полноценного проекта автодороги все же придется искать компромисс, считает
Смирнов.
В свою очередь, гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван
Микаелян считает, что с экономической точки зрения Грузии сопротивляться нет
никакого смысла. «Она сейчас активнейшим образом развивает свою прибрежную
инфраструктуру, восстанавливает услуги, отели, – перечисляет аналитик. –
Реально, если туда не хлынут россияне (а пока не очень понятно, как они туда могут
хлынуть), на одних армянах и азербайджанцах вряд ли много заработаешь». При
этом Грузия сейчас может конкурировать со всеми причерноморскими государствами
по соотношению цена–качество услуг и может стать достойным конкурентом той же
Турции, уверен Микаелян. Независимая газета
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.