Вторник, 24.05.2022, 16:47
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Май » 20 » Прорывы, ставшие провалами
Прорывы, ставшие провалами
00:07

Analitika.at.ua. СЭЗ, АЭС и ВКС, Doing Business и Тебриз.

 

Правительство Армении в последние пару лет очерчивает перед каждым министерством и ведомством конкретный круг приоритетных, подлежащих непосредственному контролю со стороны руководителя того или иного ведомства задач, которые должны по итогам года обеспечить прорывный, резкий рост ВВП РА. Но, судя по весьма скромному и совсем "непрорывному" прошлому экономическому году в Армении, целый ряд таких программ и проектов был реализован частично либо не исполнен вовсе.

 

К примеру, если по линии Министерства сельского хозяйства РА удалось полностью реализовать такие задачи, как внедрение пилотной программы по биоудобрениям ("ГА" недавно писал об этом, правда, не углядев в этом деле заслуги Минсельхоза, поскольку всю работу выполнила частная компания-производитель тех самых удобрений) или наращивание экспорта овец (в 2010 году из Армении вывезено 160 тысяч голов против 130 тысяч за предыдущий год), то частично исполненной считается важнейшая программа по вводу в эксплуатацию сахарозавода в Ахуряне, призванная способствовать существенному росту ВВП, поскольку его мощности позволяют не только полностью покрывать внутренние потребности страны в сахаре, но и направлять солидные объемы продукции на внешние рынки.

 

На деле же названный сахарозавод произвел в прошлом году 40 тыс. тонн сахара (при производственной мощности в 220 тыс. тонн в год), а главное - пока не удалось, согласно правительственной цели, восстановить культивирование сахарной свеклы в Ширакской области, что обеспечило бы стабильной работой, как минимум, тысячу земледельцев. Тем более что в последнее время к продукции ахурянского сахарозавода у потребителей появились серьезные претензии, связанные с тем, что местный сахар в воде не проявляет, так сказать, склонности к растворению. Тем, кому уже "посчастливилось" приобрести этот сахарный песок, рассказывают про него разные истории. К примеру, оставленный на ночь чай с этим сахаром даже к утру так и не стал слаще - более того, невозможно было оторвать от дна стакана и оставленную там ложечку, намертво "схваченную" нерастаявшей сахарной массой...

 

Хватает частично либо и вовсе неисполненных программ и по линии Министерства экономики РА, за что прямую ответственность несет уже бывший министр Нерсес Ерицян. Да, правительство одобрило Кодекс корпоративного управления, но он все еще не внедрен; да, лабораторные устройства для Гюмрийского технопарка приобретены, но из-за неготовности соответствующих помещений хранятся они в другом месте - в университете им. Анания Ширакаци (примерно такая же история и с открытием армяно-индийской компьютерной лаборатории в ЕГУ, где помещения не готовы, а необходимые устройства еще находятся на стадии завоза); да, приняты надлежащие правительственные постановления относительно трансформации ЕрФИ в Национальную научную лабораторию, но дальше этого дело пока не пошло. А должно бы, согласно сформулированной исполнительной властью задаче.

 

В прошлом году должен был быть дан старт инвестиционной программе по созданию на территории аэропорта "Звартноц" СЭЗ (свободная экономическая зона. - Ред.) - и тогда на всех уровнях власти не ломали бы сегодня голову над тем, как обеспечить реализацию ожидаемого большого урожая, ведь облегченные условия СЭЗ как раз и направлены на резкое увеличение, организацию "конвейерного" экспорта из страны свежих овощей и фруктов. Старт указанной инвестпрограммы должен был ознаменоваться подписанием соглашения относительно принятия на себя обязательств всеми заинтересованными сторонами и составлением бизнес-программы. Не подписано, не составлена... Причем в последнем случае это мотивировано со стороны Минэкономики... "отсутствием кадровых возможностей". Но если в огромном аппарате указанного министерства нет ни одного специалиста, способного грамотно написать бизнес-программу, то куда подевались иностранные эксперты, которых в других случаях - надо или не очень - с большой готовностью приглашают наши чиновники? Словом, в итоге правительство само признало факт: "программа не исполнена".

 

В категорию "неисполненных" попали также крупная инвестпрограмма с участием иностранного, точнее, арабского, инвестора по строительству крупного завода по бутилированию минеральной воды и гостиничному строительству (к этой теме "ГА" подробно обратится в ближайших же номерах. - Ред.) и предполагавшееся открытие в прошлом году со стороны немецкой "дочки" - компании "ВКС Армения" - первого отделения швейной фабрики в Лорийской области. В последнем случае инвестор, еще вчера щедро раздававший направо и налево громкие обещания, попросту не вложил необходимых инвестиций - да и вообще, судя по некоторым сведениям, не проявляет готовности к затрате даже небольших финансовых средств, полагая, по-видимому, что под его большие обещания все, включая земельные участки в аренду, должно предоставляться ему абсолютно бесплатно.

 

По линии приоритетных, прорывных задач Министерства энергетики и природных ресурсов обращает на себя внимание классификация правительством как "частично исполненной" программы по старту стройработ по проведению совместно с Ираном нефтепродуктопровода из Тебриза в Армению стоимостью примерно $250 млн и "полностью исполненной" - задачи по завершению подготовительных работ к строительству нового энергоблока ААЭС. По мнению правительства, то, что начало строительных работ по прокладке трубопровода "исполнено частично", объясняется "сменой в Иране соответствующих министров". И уж совсем удивительна галочка "выполнено" в строке "завершение подготовки к строительству нового блока атомной станции", хотя последнее предполагало, в частности, "привлечение инвестиционных организаций", что даже на сегодня вряд ли можно считать фактом.

 

Соответственно правительство, само себя загоняя в ловушку преувеличенных, явно "вздутых" оценок исполнения той или иной программы, вынуждено в той или иной форме протаскивать старые приоритетные проекты из года ушедшего в год нынешний. Так, среди приоритетных задач уже на 2011-й год мы вновь натыкаемся на хорошо знакомые обещания: к примеру, организовать процесс строительства трубопровода Иран-Армения и терминала нефтепродуктов или провести переговоры с инвесторами по поводу строительства нового блока Мецаморской АЭС. То есть прошлогодняя задача по старту стройработ по прокладке нефтепродуктопровода из Ирана перекочевала в приоритеты года текущего в виде "организации строительства", а полностью завершенная, согласно правительственной же оценке, подготовка к строительству ядерного блока на этот год вне всякой логики вдруг вылилась в еще только необходимость "переговоров с инвесторами". Как говорится, найдите хоть одно отличие...

 

И наконец, заметим, что правительство, явно переполошившись ввиду отставания Армении от своих соседей по условиям ведения бизнеса в стране, поставило на этот год перед Министерством экономики задачу "существенного улучшения позиций Армении в шкале рейтинговой классификации Doing Business"... Ашот АРАМЯН, «Голос Армении»

Категория: Экономика | Просмотров: 666
Календарь новостей
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru