Analitika.at.ua. Принято считать, что актерская профессия, в общем-то, не
есть удел интеллектуалов. К тому же, как заметил однажды британский артист
Ричард Бартон, «актер — нечто меньшее, чем мужчина; актриса — нечто большее,
чем женщина». Все это совершенно не относится к народному артисту СССР Армену
Джигарханяну, которому 3 октября исполняется 75 лет.
Он давно стоит особняком от коллег. Начиная, пожалуй, с
фильма Фрунзе Давлатяна «Здравствуй, это я!» (1965), в которомсыграл физика Артема Манвеляна. Эта роль,
замеченная широкими кругами советских зрителей и режиссерами престижных
столичных театров, впервые показала масштаб творческого дарования Джигарханяна,
в котором магия личности переплелась с его умением создать точныйи психологически выверенный образ персонажа с
глубокой и сложной организацией переживаемых чувств. Молодой актер предстал
человеком мыслящим, интеллектуально наполненным, и при этом аудитория
почувствовала мощь его характера, спрятанного как у тигра, до поры до времени,
под внешне неброской внешностью.
Интересно, что потом он это «звериное» спародировал в
блистательной ретро-комедии Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975),
где сыграл своего эксцентричного героя, судью Кригса – с его полосатым костюмом
в обтяжку, огромными усами, вкрадчивой походкой, время от времени хищно
щелкающего зубами – как кота, возомнившего себя тигром.
Другая особенность Джигарханяна заключается в том, что он не
теряется в любом блестящем актерском ансамбле. Сыгранные им персонажи, будь то
это комедия или драма, неизменно притягивают к себе зрительское внимание.
Таков, например, обаятельный мерзавец штабс-капитан Петр Сергеевич Овечкин в
«Новых приключениях неуловимых» (1968) или зловещий главарь грозной банды
Горбатый в «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Именно это обстоятельство, кстати, заставило в свое время
режиссера Эдмонда Кеосаяна реанимировать убитого было Овечкина и включить его в
заключительную картину своей знаменитой саги о неуловимых – «Корону Российской
империи» (1971).
Отметился Армен Борисович и в анимации. И что характерно,
его угрюмый, но добрый Волк, которого он озвучил в замечательном мультфильме
Эдуарда Назарова «Жил-был пес» (1982), вначале был нарисован не таким, каким мы
его знаем. Но голос актера не подходил к персонажу и тогда Волка перерисовали…
с самого Джигарханяна. Точнее, с его Горбатого из «Места встречи».
Подобный случай был с другим народным артистом СССР, когда
режиссер Федор Хитрук срисовал своего знаменитого Винни-Пуха с Евгения Леонова,
озвучивавшего его потом во всех трех мультфильмах. Классический медвежонок же
из повести Алана Милна в западной версии выглядит совершенно иначе.
Талант, как известно, не имеет границ и с этой точки зрения,
Джигарханян, армянин по рождению – артист, давно не принадлежащий только этой
республике. Он одинаково убедителен в роли и французского комиссара Мегрэ, и
американского мафиози итальянского происхождения Томми Фаричетти, и Тимофея
Степановича Варавки, отчима Клима Самгина и короля Пруссии Фридриха II. Не
говоря уже о театральных ролях – греческого философа Сократа, римского
императора Нерона, английского адмирала Нельсона, на которые в театр им.
Маяковского ходила вся Москва.
«У меня три места родных. Ереван, где я похоронил свою мать.
Москва, где я похоронил свою дочь. И Даллас, где похоронен Фил (любимый кот –
прим. С.В.)», - как-то сказал Джигарханян.
Его невероятная работоспособность общеизвестна и даже
занесена в книгу рекордов Гинесса – на его счету несколько сотен ролей. Он
востребован и кино, и в театре, и на радио (где на его счету немало
радиоспектаклей), и на телевидении. В последнем случае не только как участник
телепрограмм, но и актер телефильмов и сериалов.
Как выразился в известной эпиграмме Валентин Гафт:
«Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян».
В чем причина такой «всеядности»? Сам он объясняет это тем,
что такова его профессия – актер должен играть, и ему не стыдно ни за одну из
своих работ. Наверное, он прав – другого такого артиста со столь широким
диапазоном исполнительских возможностей у нас – к сожалению или к счастью –
нет. «Ничего для собственной востребованности и популярности не предпринимал.
Поверьте: не интриговал, не пытался кого-то подсидеть, никому не доплачивал» -
признался он с улыбкой в одном http://www.gordon.com.ua/tv/dzhigarhanyan/ из
интервью.
Несмотря на солидный багаж киноролей, которым мало кто из
коллег может похвастаться, Джигарханян считает, что Россия не столько
кинематографическая, сколько театральная страна.
Поэтому не стоит удивляться тому, что в 1996 году он основал
Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна, оставив
театр им. Маяковского, в котором прослужил с 1969 по 1996 годы.
Юбилеи актер не любит отмечать, как впрочем, бежит любой
публичной деятельности, не связанной с творчеством. Практически его не увидишь
на светских тусовках, организуемых по поводу и без оного. Возраст? Скорее,
желание не размениваться по мелочам, оставив силы для работы.
Не случайно Джигарханян любит цитировать французского
писателя Ромена Роллана о том, что актер, играющий Гамлета, хоть немножко
должен быть Гамлетом. А Гамлету надо хоть иногда побыть наедине с собой,
добавим мы. Сергей Варшавчик. Новости-Армения
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.