Analitika.at.ua. «Куда катится мир?!» - этот риторический возглас отчаяния
звучит с незапамятных времен. За тысячелетия человеческой цивилизации
единственно достоверным ответом на этот вопрос является: «Туда, куда катим его
мы сами...».
Все «блистательные» эпохи, с которыми «прогрессивное
человечество» связывало свои самые светлые надежды - эллинизма, ренессанса,
просвещения, капитализма, коммунизма, прогресса, научно-технических революций и
т. д. и т. п.- оканчивались одним и тем же: всего лишь попыткой одной из
цивилизаций навязать другим свой образ жизни, мышления, культуры как
единственно правильный и возможный, что в конце концов приводило к возмущению
иных цивилизаций и мировым катаклизмам, зачастую оканчивавшимся истреблением
«отсталых» цивилизаций или гибелью «господствующих». Приходили на смену новые
цивилизации и новые эпохи и после более или менее продолжительных периодов расцвета
повторяли участь предшествующих.
В последние времена стало модно говорить, что «история
закончилась», человеческий мир вступил в ту стадию своего развития, когда
наконец все настолько смешается и унифицируется, что исчезнут всякие
предпосылки к историческим потрясениям и катаклизмам. И когда - вот-вот -
процесс глобализации завершится, все заживут счастливой жизнью, безмятежно
потребляя блага глобального производства стандартизированного продукта
культуры, сельского хозяйства, легкой и тяжелой промышленности...
Недальновидность такой точки зрения, превратившейся в
активно проводимую политику в мировом масштабе, почувствовали многие - и на
интеллектуальном, и на интуитивном уровне.
Поскольку в силу объективных причин процесс глобализации
остановить невозможно, необходимо сделать его менее, что ли, топорным,
смягчить, откорректировать, а то и полностью устранить те его аспекты, которые
могут в очередной раз оказаться не панацеей, а ядом для современной
цивилизации.
Не сглаживающийся, а, как видится, разгорающийся конфликт
цивилизаций, всплеск экстремизма, терроризма, ознаменовавший начало ХХI
столетия,- все это не может не тревожить мало-мальски дальновидных и считающих
себя лично ответственными за будущее людей. Все еще остающийся непредсказуемым
мировой финансово-экономический кризис, готовый перерасти в кризис
социально-политический, только укрепил их в худших предчувствиях.
Семь лет назад, в 2002 году представителями общественных сил
трех стран - России, Индии и Греции - была инициирована международная программа
«Диалог цивилизаций». Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» стал
практическим воплощением резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Глобальная
повестка дня для диалога между цивилизациями», принятой 9 ноября 2001 года по
инициативе президента Ирана Мохаммада Хатами.
«Мы, участники международной программы «Диалог цивилизаций»,
выступаем с инициативой создания и регулярного проведения Мирового
общественного форума, который мог бы стать совещательно-консультативным
органом, объединяющим различные общественные организации, уполномоченные
главами своих государств представлять общественные интересы данной страны в
этом общественном процессе»,- говорилось в «Кронштадской инициативе», принятой
на состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2002 г. первой конференции только что созданной
некоммерческой неправительственной международной организации.
Первая сессия Форума, собравшая видных политических и
общественных деятелей, представителей творческой интеллигенции, интеллектуалов
мирового и национального масштаба из десятков стран, состоялась в сентябре 2003
года на острове Родос в Греции. Тогда была принята Родосская декларация «Диалог
цивилизаций для человеческого порядка: «Человеческой системе уже причинен такой
значительный ущерб, и это было поддержано такой военной мощью, что ситуация не
может быть изменена в одно мгновение. Мы должны все взвесить, найти надлежащие
мирные решения, которые будут привлекательны для множества людей по всему миру,
чтобы направить движение к достойному будущему для всех...».
Эта декларация стала рубежным событием в формировании
интернациональной сети сторонников диалога и заложила прочные основы для их
дальнейшего сотрудничества. С тех пор на Родосе ежегодно собирается та часть
мировой интеллектуальной, духовной и политической элиты, кто видит, что будущее
у мира может быть только в равноправном диалоге цивилизаций.
«Прежде всего, важно то, что люди общаются друг с другом.
Наша основная мысль заключается в следующем: если кому-либо присуще иное
мировоззрение или если он исповедует другую религию и отстаивает иную точку
зрения, то он не является врагом. На правительственных встречах поставлены
узкие рамки. Мы являемся негосударственной международной организацией. У нас
можно свободно, без каких-либо границ вести разговор. Запрещенных мыслей не
существует»,- говорит президент МОФ «Диалог цивилизаций» и руководитель ОАО
«Российские железные дороги», видный российский политический деятель Владимир
Якунин.
8–12 октября этого года на Родосе прошла уже седьмая сессия
«Диалога цивилизаций». В ее работе приняли участие около 500 человек из более
чем 60 стран мира. Участвовали в сессии и представители Армении. На сей раз - а
Армения впервые приняла участие еще на втором Форуме - нашу страну представляли
председатель Национального центра «Диалог цивилизаций» Арам Г. Саргсян, министр
образования и науки РА Армен Ашотян, декан юридического факультета ЕГУ Гагик
Казинян и ряд общественных деятелей.
Кстати, армян на Родос приехало много и из других стран -
США, России, Ближнего Востока. Что касается других участников, то можно
упомянуть профессора Йельского университета Иммануила Валлерстайна, президента
американского совета по исследованиям в социальных науках Крейга Калхуна,
политика и дипломата международного уровня, ныне президента Брукингского
института Строба Тэлбота, экс-канцлера Австрии Альфреда Гузенбауэра, директора
Эрмитажа академика Михаила Пиотровского, одного из духовных лидеров Ирана
аятоллу Мохаммада Али Тасхири и других.
Круг вопросов, обсуждаемых на этот раз, естественно, был
очерчен мировым кризисом, о наступлении которого участники Форума предупреждали
еще несколько лет назад. Речь шла даже не о причинах кризиса, которые были для
всех очевидны, а о его возможных судьбоносных последствиях, обострившихся ввиду
проблем, касающихся молодежи, образования, миграции, трудовой занятости,
межнационального и межрелигиозного общения и сотрудничества, сохранения
культурного и традиционного наследия народов.
Причем разговор шел, как выразился генеральный директор
Российского центра общественных технологий Андрей Потеряхин, «не расплывчато,
там об экономике или еще о чем-то, а была практическая полезность тем,
дискуссий и разговоров. Стало очевидно, что в период кризиса (и теперь,
несомненно, и после него) значительно выросла роль гражданского общества. Когда
инструментов государственного управления стало не хватать и они перестали
решать все, все вспомнили о таком важнейшем ресурсе, как интеллект общества,
его пассионарность...». А как сказал Строб Тэлбот, «мир настолько переплелся в
своих интересах, а значит, столь разнообразны стали конфликты этих интересов
между государственными, национальными и цивилизационными образованиями, что он
должен стать осторожен в своих оценках, должен научиться выполнять свои
интересы, при этом учитывая интересы всех, а особенно соседствующих стран и
народов...».
Пути к будущему - через диалог цивилизаций - участники
представляют. А смогут ли они донести свои совокупные и по-настоящему ценные
знания и представления, нашедшие отражение в резолюциях Форума, до народов и
правительств своих стран - зависит целиком от них самих. И судя по
авторитетности и влиятельности этих людей в своих обществах, они это сумеют.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.