Analitika.at.ua. "Человек и животное отличаются друг от друга
памятью, между человеком и скотиной стоит память, знаешь - нет? Память в тебе,
значит, горишь ты, значит, человек со своими счетами, со своим беспокойством, а
нет в тебе памяти – вот в поле корова пасется, она беспамятная… Как золото,
которое он прятал-перепрятывал, так и память моего отца то являлась на свет
божий, то пряталась в тайник, но никогда не терялась, никогда. И, когда
приходило время, мой отец вытаскивал свои старые счета, и они сверкали и
блестели, как начищенная сабля. Такой был мой отец. Вот тебе одни твои родичи,
вот другие. Из которых ты, отвечай!" - писал Грант Матевосян в рассказе
"Твой род". Как легко, кажется, ответить на этот вопрос. Как трудно,
оказывается, на него ответить.
Вот мы снова живем без снегов, холода, тьмы и крови – тепла
и детского летнего света хватит на всех. Жизнь – это колыбельная песня, она
убаюкивает повторами, она щадит, гипнотизируя рекламным блеском сиюминутного
благополучия и не давая трезво оценить прошлое, чтобы увидеть будущее. Но
придет время, когда придется просыпаться, открывать глаза, выходить на
жестокий, режущий свет времени, которого так много, что хватает на всех, а всех
так много, что не хватает на одного.
Память бывает разная – долгая, добрая, светлая, горькая,
трагическая, кровавая. Наша память донельзя избирательна. Она звенит набатом
несмолкаемой колокольни 1915 года, переходит на 1921-й, который мы вспоминаем
раз в год, 28 мая в День первой независимости, и – замолкает надолго, на целых
семьдесят лет. Правда, памятник Мясникяну стоит, хотя район переименовали, и
стоит без безобразных пятен масляной краски. Акты вандализма, слава богу,
остались в прошлом. Но сколько человек сегодня знают биографию больного
чахоткой красного комиссара, приехавшего из Петербурга на родину, чтобы спасать
тысячи пухнущих от голода детей?
В том, что годы советской власти во многом были для Армении
золотым веком, признаются многие. Только говорится это маловнятно, в проброс,
тоном все больше извинительным, мол, неудобно, конечно, но приходится
констатировать. Понятно, там был Сталин, и это очень веский аргумент. И кто
сейчас говорит о том, что "отец народов" собирался выслать в Алтайский
край целый народ – наш народ? Трагические истории скольких семей, сгинувших в
ГУЛАГе, нам поведали по телевидению, рассказали в прессе? О каких городах
Сибири и Заполярья, на фронтонах домов которых по сей день красуются
виноградные гроздья и гранатовые плоды, помещенные туда ссыльными армянскими
архитекторами-конструктивистами, увидели передачи? О каких армянских физиках,
химиках, математиках, работавших в страшном "круге первом", прочли
книги? Парадоксально, но узнать об их страшных и героических судьбах гораздо
чаще можно на российском канале "Культура", нежели из отечественных
источников. Наша память, кажется, сохранила о той эпохе лишь гибель Чаренца и
Бакунца да книгу Гургена Маари "Цветы на колючей проволоке". Но
многие ли ее прочли? И хотя еще ходят, слава богу, по Еревану люди, детство
которых прошло в том самом злополучном Алтайском крае и родители которых оттуда
уже никогда не вернутся, нет в Ереване мемориала жертв сталинских репрессий. Их
нет ни в граните, ни в бронзе, ни в поэмах, ни в прозе. Это же сколько тысяч
человек перевернулось в гробах!
А ведь нам постоянно пытаются внушить, что мы возвращаемся к
покинутым порогам, воскрешаем родину, чтобы не покидать уже родной очаг, чтобы
вернулись к нам песни, трудолюбие, достаток, гордость, язык, мудрость наших
предков, поднялись народные устои, заплясали веселые праздники.
Да? Да! Нет. Да ничего этого не будет. Потому что кланяемся
в пояс народу мы исключительно по праздникам и бежим на зов будущего
беспамятными детьми. С какой беззаветной, отважной, прекрасной гордостью еще
тридцать лет назад мы кричали о том, что в Великую Отечественную, или, как
сейчас принято говорить, во Вторую мировую войну, армяне дали больше героев,
чем любая другая советская нация, исключая русских. И после русских в
процентном соотношении с этой войны не вернулось домой больше остальных именно
солдат и офицеров-армян.
Каждый год каждый маломальский солидный российский телеканал
показывает к 9 мая пять-шесть кинофильмов о той войне, тема которой независимо
от фабулы ясна и однозначна: человек, русский солдат, защищает Родину, человек
жертвует жизнью во имя Родины, и человек этот герой. А солдат армянский?.. Или
"считалось" бы лишь в том случае, если бы операцию
"Эдельвейс" не остановили и немцы перешли хребет Кавказа?..
Неужели взятие Шуши было призвано стать не только нашей
гордостью, нашей славой, переломным моментом истории, изменившим наше сознание
и сменившим комплекс жертвы на всепобеждающее чувство победителя, но и мигом
истории, перечеркивающим тысячи тоже героических судеб? Ветеранам войны,
которые сегодня живы, к празднику Победы власти на местах выдают финансовое
вспомоществование. Вот такое кино! Да что там кино о Великой Отечественной! Мы
ведь и о карабахской победе – нашей гордости, нашей славе, ставшей переломным
моментом истории, изменившей наше сознание и сменившей комплекс жертвы на все
побеждающее чувство победителя, – даже о ней не сняли пристойного кино, не
написали достойной поэмы или прозы, не увековечили толком в граните и бронзе.
На бегу расплевавшись с эпохой и пробормотав последнее
"прости" жалким переименованиям, мы несемся дальше что есть сил по
славному пути независимости, трясем друг друга за грудки, заезжаем в ухо,
мечтая отнять у олигархов нажитое, сжимаем кулаки на митинге, в спортивном интересе
высчитывая, "сколько сегодня было?"...
А сколько было вчера? Позавчера? Пятьдесят, тридцать лет
назад? Сколько всего было – побед, преодолений, прорывов, открытий, строек,
жемчужин творчества! Как легко мы открестились и отмахнулись.
В эпоху всеобщего распада, экономического кризиса и
социального недоверия и противостояния, в эпоху затаптывания смысла жизни целых
поколений нужны точки отсчета, которые были бы близки всем людям независимо от
их возраста и политических убеждений. И такими точками отсчета не могут стать
решения сиюминутных вопросов ценообразования, потому что у каждого есть родные
могилы и вечная природная потребность в верности традициям родной земли,
которая приносит уверенность в неслучайности твоего личного существования.
Рассуждая о тленности человеческого бытия, Борхес написал
когда-то: "Все строится на песке, но строй так, как если бы ты строил на
камне…" Так давайте строить так, как если бы мы строили на камне, иначе
уходящее в песок прошлое может унести с собой будущее. Сона МЕЛОЯН, «Голос
Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.