Analitika.at.ua. Без малого 20 лет, как идут переговоры по урегулированию
нагорно-карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Немало стран за
это время уже получили одобрение международного сообщества на реализацию своего
права на самоопределение. Это Эритрия в Африке, Восточный Тимор в Азии,
Черногория и Косово в центре Европы. Теперь вот подошла очередь Южного Судана,
где в минувшую субботу завершился референдум по вопросу независимости от
Судана.
ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА БЫЛО ОГОВОРЕНО ВО ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕМ МИРНОМ
СОГЛАШЕНИИ от 9 января 2005 года между центральным правительством и Югом.
Соглашение было достигнуто нелегко: власти Судана согласились на референдум и
реализацию права на самоопределение жителей Южного Судана под давлением Совбеза
ООН, после многолетней войны между мусульманами, живущими преимущественно на
севере страны, и христианами и анимистами - на юге.
Референдум в Южном Судане еще раз продемонстрировал факт
приоритетности права народов на самоопределение. Вдохновленный этим президент
США Барак Обама даже написал статью в New York Times. "Историческое
голосование - это упражнение по долгосрочному самоопределению и ключевая часть
мирного договора от 2005 года, положившего конец гражданской войне в Судане, -
отмечает Обама в своей статье и резюмирует: - Успешное голосование станет
поводом для торжества и вдохновляющим шагом вперед в долгом путешествии Африки
к демократии и справедливости". Во как!
К сожалению, в случае с Нагорным Карабахом поводов для
торжества в связи с "вдохновляющим шагом вперед" в урегулировании
пока нет. Равно как и не наблюдается пока и начало долгого путешествия
Азербайджана "к демократии и справедливости". Увы...
"То, что происходит в Южном Судане, еще раз
продемонстрировало, что невозможно препятствовать процессу самоопределения,
действуя против воли народа или путем насилия или уничтожения народа", -
отметил в связи с референдумом в Южном Судане глава МИД Армении Эдвард
Налбандян. И действительно, нет иного решения у подобных конфликтов, кроме как
реализация права на самоопределение. Референдум – самый демократический
механизм для реализации этого права, а многолетнее, де-факто независимое от
Азербайджана состояние Нагорного Карабаха только укрепляет доводы народа
Нагорного Карабаха.
Однако окончательное мирное урегулирование
нагорно-карабахского конфликта пока не найдено. Баку упорствует и утверждает,
что все вышеприведенные и многие неприведенные примеры реализации народами
своего права на самоопределение никакого значения для Баку не имеют. Дескать, в
Южном Судане метрополия дала свое согласие на референдум о независимости Южного
Судана, а Баку, который упорно считает себя метрополией для Карабаха, такого
согласия никогда не даст.
УГРОЗА, КОНЕЧНО, ПУСТАЯ. НАГОРНОМУ КАРАБАХУ И БЕЗ СОГЛАСИЯ
БАКУ НЕПЛОХО. Не говоря уже о том, что в случае с Нагорным Карабахом
"метрополия" Баку очень сомнительна. Карабах не был в составе
независимого Азербайджана. В составе Советского Азербайджана, который членом
ООН не являлся, НКАО входила в состав государственного образования под
названием СССР. А выход из состава Советского Азербайджана советская же НКАО
провозгласила на основании советских законов, и к моменту распада СССР на
территории бывшего Советского Азербайджана де-факто существовали уже два
независимых государственных образования: Азербайджан и Нагорный Карабах.
Другое дело, что Азербайджан не захотел с этим считаться и
вместо цивилизованного диалога после армянских погромов в Сумгаите, Баку и
Кировабаде решил то же проделать и в Нагорном Карабахе. Экономическая блокада,
массированные артобстрелы и авианалеты... Задействовано было все. Но не
получилось по независящим от воли Баку обстоятельствам. Агрессия была отражена,
и в мае 1994 года Азербайджан сам запросил мира у Нагорного Карабаха.
Есть, конечно, и много других обстоятельств, известных
посредникам, которые понимают, что конфликт не имеет такого одностороннего
решения, как это предлагают в Баку. Но даже если отбросить в сторону все
обстоятельства, говорящие в пользу независимости Нагорного Карабаха, еще один
урок разрешения суданского конфликта заключается в том, что нет у подобных
конфликтов военного решения. Решение таких застарелых, кровавых конфликтов,
решение долгосрочное, обеспечивающее безопасность в регионе, возможно только
при реализации принципа права на самоопределение народов. Альтернативой в
случае с Нагорным Карабахом может быть только сегодняшний статус-кво. Рано или
поздно, но, если власти Азербайджана этого не поймут, народ Азербайджана должен
понять. Понять, сделать выводы и отправиться в то самое путешествие, о котором
говорит мудрый Обама. Рубен МАРГАРЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.