РА: Механизм международного признания Карабаха запущен
20:35
Analitika.at.ua. Конец минувшей недели ознаменовался сенсационным
заявлением министра иностранных дел Уругвая Луиса Альмагро о готовности его
страны на государственном уровне обсудить вопрос признания Нагорно-Карабахской
Республики. Глава МИД Уругвая заявил буквально следующее: "Нагорный Карабах
должен быть независимым и с течением времени присоединиться к Армении. Это
единственный путь решения вопроса”. Луис Альмагро сказал также, что Карабах -
историческая часть Армении, и Уругвай рассмотрит на госуровне вопрос о
соглашении с НКР и о признании республики.
Находившийся в те дни в столице Уругвая - Монтевидео делегат
Национального Собрания Армении в парламентской конференции Армения - Уругвай,
глава фракции Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн” Ваан Ованнисян
назвал заявление уругвайского министра беспрецедентным, но не неожиданным для
АРФД и "Ай-Дата”. "Это результат многолетней работы. Мы продолжим работу, чтобы
это стало решением на государственном уровне”, - сказал Ованнисян News.am. По
его словам, глава МИД Уругвая Луис Альмагро, в частности, сказал, что
Монтевидео сегодня обсуждает варианты разрешения нагорно-карабахского
конфликта. "Он также выразил свою личную точку зрения об урегулировании
проблемы, отметив, что для нагорно-карабахского урегулирования необходима либо
независимость, либо присоединение к Армении, поскольку эта территория
исторически принадлежала Армении. Господин министр иностранных дел сделал это
заявление в парламенте Уругвая, где присутствовали также вице-президент страны,
председатель парламента, парламентарии и журналисты”, - отметил Ованнисян.
Зато для Баку заявление Альмагро прозвучало, как гром среди
ясного неба. Суматошная попытка добиться негативной реакции США в лице посла этой
страны в Азербайджане закончилась провалом. "Соединенные Штаты Америки считают,
что принципы Хельсинкского заключительного акта (неприменение и отказ от угрозы
применения силы, территориальная целостность, равноправие и самоопределение
народов) обеспечивают основу для мирного и справедливого урегулирования
нагорно-карабахского конфликта”, - заявил 1news.az пресс-секретарь посольства
США в Азербайджане Кит Бин. "США, как сопредседатель Минской группы ОБСЕ,
по-прежнему готовы оказывать сторонам помощь в достижении мира и справедливого
урегулирования (конфликта) на основе этих принципов”, - отметил представитель
посольства США. Касаясь же высказываний уругвайского министра, К.Бин отметил,
что подобные высказывания являются вопросом двусторонних отношений между
Азербайджаном и Уругваем. "США не комментируют двусторонние отношения других
стран”, - сказал он.
В Степанакерте заявление Луиса Альмагро встретили с
воодушевлением. Начальник Главного информационного управления аппарата
президента НКР Давид Бабаян заявил "Независимой газете”: "Приветствуем
намерение Уругвая признать наш суверенитет... Слова Альмагро не означают
автоматического признания независимости, но означают, что международное
сообщество серьезно относится к процессу признания НКР, потому что этап
признания новых государств, который начался с Косово и продолжился признанием
Южной Осетии, Абхазии, Южного Судана, не может обойти Карабах”. По мнению
Бабаяна, у признания суверенитета НКР могут быть два последствия: Азербайджан и
Турция начнут истерическую политику в отношении Уругвая; мировое сообщество
(особенно государства Южной Америки) более серьезно обратится к проблеме НКР.
"Признание Уругваем независимости НКР, в первую очередь,
откроет широкое поле для Армении как в процессе признания, так и в переговорах.
Кроме того, признание сформирует новую ситуацию в мире и в нашем регионе”,
сказал Бабаян Tert.am. По его оценке, данный шаг Уругвая очень важен не только
в вопросе урегулирования карабахского, но и, вообще, всех конфликтов, в
гуманном и правовом плане. По его словам, Уругвай - не "наивное” государство и
активно вовлечен в международные отношения, о чем свидетельствует тот факт, что
часть армии Уругвая принимает участие в миротворческих миссиях в составе ООН в
различных горячих точках мира. "Это является интересным шагом также с
исторической точки зрения, поскольку Уругвай имеет много схожего с Арцахом. Он
также боролся за свою независимость и свободу и в момент провозглашения
независимости имел 75 тысяч жителей”, - сказал Д.Бабаян.
Не менее веским представляется и политико-правовой интерес
Уругвая. "Ключевым компонентом здесь предстает уровень демократического
развития этого государства. Уругвай - страна с развитой демократией. В этой
стране один из самых низких уровней коррупции в мире и один из самых высоких в
мире уровней образованности населения. Понятно, что данная страна с большей
симпатией относится к странам, которые руководствуются такими же ценностями,
особенно, если такие страны имеют неразрешенный конфликт с недемократическими
государствами, открыто пропагандирующими нацизм и во всеуслышание заявляющими о
намерениях стереть своих оппонентов с лица земли”, - сказал Д.Бабаян "Регнум”.
Однако не менее примечателен тот факт, что именно в
Монтевидео 26 декабпя 1933г. на VII Панамериканской конференции была принята
Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств, среди подписантов
которой были и США.
Ряд положений и идей данной Конвенции легли в основу
современных международных правовых норм и положений, в частности, в Устав ООН.
В статье 3 данной Конвенции указано, что политическое существование государства
не зависит от признания его другими государствами. Даже до достижения
международного признания, говорится в данной статье, государство имеет право
защищать свою целостность и независимость, обеспечивать развитие и
благосостояние своего народа, самоорганизоваться в соответствии со своими
интересами, осуществлять управление страной, организовывать судебную систему и
т.д. А в статье 7 указано, что признание государств может быть как молчаливым
или подразумеваемым, так и высказанным.
"То, что Уругвай заговорил о том, что Нагорный Карабах
должен быть независимым и со временем воссоединиться с Арменией, в какой-то
степени является подразумеваемым политико-правовым признанием НКР”, - отметил
Д.Бабаян, подчеркнув, что уже 20 лет Арцах строит свое собственное независимое
государство, причем без посторонней помощи. Пройдя через войну, успешно
преодолев ее страшнейшие последствия, в том числе и поствоенный синдром, НКР не
впала в крайности и экстремизм, в том числе и в ситуации непрекращающейся
военной угрозы со стороны Азербайджана. "Существование независимой арцахской
государственности не только не угрожает кому-либо в мире, но и позитивно влияет
на поддержание мира и стабильности в стратегически важном регионе Южного
Кавказа. А такое государство не может быть не признано”, - сказал Бабаян.
Он особо отметил, что в своих действиях Уругвай
руководствуется отнюдь не меркантильными интересами, сиюминутной выгодой и
вливанием грязных денег, а идеалами.
Правда, по мнению "Независимой газеты”, в поведении Уругвая
просматриваются внешнеполитические амбиции. "Несмотря на скромные размеры и
относительную малочисленность, Уругвай (особенно в первой половине XX века)
играл заметную роль на политической карте мира. Здесь проводились важные
конференции и принимались многосторонние соглашения, и сам Уругвай был очень
активен на международной арене. Со временем значимость этого государства в
мировом масштабе постепенно стала понижаться, и оно оказалось в тени своих
более крупных соседей и под сильным влиянием США. Однако с приходом в
президентское кресло представителя левых сил Хосе Мухики обозначилось
стремление Уругвая проводить более самостоятельную и яркую политику. И,
возможно, заявление главы МИД о необходимости признания НКР связано не только с
эффективной деятельностью влиятельной армянской общины Уругвая или желанием
Монтевидео вторично открыть для Армении новую страницу истории, но и с
политическими амбициями этого государства”, - пишет российское издание.
Как бы то ни было, но именно Уругвай в 1965г. первым признал
Геноцид армян в Османской Турции. Именно его примеру затем последовали Россия,
Франция, Италия, Германия, Голландия, Бельгия, Польша, Литва, Словакия, Швеция,
Швейцария, Греция, Кипр, Ливан, Канада, Венесуэла, Аргентина, 42 штата США.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.