Главная » 2009 » Ноябрь » 21 » Развитие и становление ультранационалистической оси Москва – Анкара претит интересам Европы
Развитие и становление ультранационалистической оси Москва – Анкара претит интересам Европы
10:23
Analitika.at.ua. Когда президент Франции Николя Саркози
противопоставляется интеграции Турции в ЕС, то мотивирует свою позицию
«естественными границами», рассуждает на страницах французской Libération
директор национального Научного Исследовательского Центра CNRS, автор труда,
озаглавленного «Мировое правительство. Критика политики глобализации»
Жан-Франсуа Байяр.
Эксперт говорит о том, что каждый понимает, что понятие
«естественные границы», предполагает словосочетание «культурные границы». А
культурой Турции является ислам. Она несовместима с Европой и даже с Францией.
Но в Турции ислам стал демократичным. Страна начала исповедовать идеи нации, республиканских
институций, гражданского кодекса (смоделированного под швейцарское
законодательство), рыночной экономики, образования, СМИ и научного знания. Они
приняли принцип политических партий как метод политической деятельности. Они
сделали это в силу того, что как теологически, так и идеологически отличаются
от остального исламского мира. Все это стало предпосылкой плюрализма, что
хорошо видно на примере верующих и атеистов. Последние могут на выборах
голосовать в пользу исламских партий.
Более того, ислам внес существенный вклад в демократизацию
кемалистской республики. Посредством парламентской системы успешные исламские и
консервативные партии с религиозной чувствительностью включили в
республиканские институции религиозно настроенные массы, которые не
идентифицировали себя с агрессивным кемалистским антиклерикализмом. Эти массы
заполнили собой свободные места, которые могли бы стать почвой для джихадских
наклонностей. Они поддерживали миграцию крестьян и фермеров в город во время
сельского «исхода», выражали свою поддержку тем курдам, которые бросали вызов
властям (правда, не присоединялись к борьбе, которую вела Рабочая партия
Курдистана (PKK). Они также поддерживали анатолийскую элиту, которую кемализм
обрекал на существование в периферии.
С другой стороны, кемалистский национализм является менее
мирским, чем хочет представить себя. Он этно-конфессионален — как его оппоненты
на Балканах и Кавказе. В кемалистской республике сунниты-националисты и
ханефиты были в большей степени гражданами страны, чем курды, алевиты,
христиане и евреи. Однако истоки этой скрытой дискриминации на самом деле к
исламу не восходят. Они имеют политические предпосылки, развязавшие культурный
национализм, приведший, в свою очередь, к этнической чистке страны,
кульминацией которой стал Армянский Геноцид.
Парадокс Турции в том, что антиклерикальные националисты
воплощают в жизнь свои концепции, а правящая исламская партия «Справедливость и
развитие» (AKP) отрицает это. Поэтому закрыть перед Турцией дверь в Европу с
мотивировкой «исламского элемента» означает ни что иное, что использовать
против Анкары ее же концепции и сыграть в ее же игру. Поэтому позиция такого
человека как Николя Саркози, являющегося сторонником национальной идентичности,
вполне логична. Он воплощает в жизнь слоган «Франция, ты должна или любить, или
оставить это!»
У Европы есть две причины испытывать обеспокоенность
относительно будущего турецкой демократии: не в ее интересах видеть развитие и
становление ультранационалистической осевой линии Москва – Анкара; и она несет
прямую историческую ответственность за развитие и проявления этого
этно-конфессионального национализма в Восточном Средиземноморье, который она
спровоцировала идеологически, поддержала политически и даже с помощью военной
силы. Мы все еще расплачиваемся за это в Ливане, Ираке, Палестине и на
Балканах. Провал в переговорах между Европой и Турцией и ЕС будет продолжением
этого бедствия".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.