Главная » 2011»Июль»28 » Развития в среде ассимилированного армянства Турции: Диарбекир
Развития в среде ассимилированного армянства Турции: Диарбекир
16:27
Analitika.at.ua. В прошлом будучи густо населенным армянами, город
Диарбекир и сегодня продолжает занимать довольно примечательное место в
контексте вопроса этнической идентичности в Турции. Сегодня в преимущественно
курдонаселенном городе, который неофициально считается курдской столицей, по
разным источникам, проживают ассимилированные поколения исламизированного армянства.
Еще во времена гамидских погромов 1894-96гг. в Диарбекире были насильственно
обращены в ислам около 25 тысяч армян. Правда, часть из них позже опять
обратилась в христианство, однако определенный сегмент продолжал жить, выдавая
себя за мусульман. В годы Геноцида армян 1915г. в Диарбекире вновь имело место
насильственное верообращение определенного числа армян, завершившееся
курдизацией. В различных источниках мы встречаем факты, свидетельствующие о
том, что по сей день мусульманское общество в Диарбекире четко различает
потомков верообращенных армян, называя их «фила» (армянин).
Происходящие в последнее время в Турции процессы, связанные
с поисками этнической идентичности, довольно активно проявляются и в
Диарбекире. Вспомним, что после открытия церкви Сурб Хач (Святой Крест) на
острове Ахтамар свою идентичность раскрыли несколько диарбекирских семей,
заявив, что они армяне и хотят пройти черед обряд крещения в качестве
армяне-христиане. В настоящее время ведутся работы по реконструкции самой большой
армянской церкви Ближнего Востока – находящегося в Диарбекире храма Святого
Киракоса, которым открыто содействует мэр-курд Диарбекира, известный своими
позитивными заявлениями об армянах. Все это служит определенным импульсом для
того, чтобы потомки верообращенных армян, живущие в заселенном оппозиционными
курдами городе, чаще заявляли о себе.
Несколько лет назад в Ереване одна курдянка, прибывшая сюда
из Диарбекира для участия в научной конференции, в личной беседе с нами
призналась в своем армянском происхождении. Ее история, по ее же словам,
типична для многих семей верообращенных армян, в чем мы убедились во время
дальнейших исследований. Курдянка армянского происхождения, в частности,
отметила: «Я всегда знала, что мой дед с отцовской стороны – армянин. Все мы
знали об этом, но не говорили вслух. Он, конечно же, не мог жить как армянин и
выдавал себя за курда. Ни с кем не говорил по-армянски, но когда мы задавали
ему вопрос, иногда отвечал на армянском». Примечательно, что дед подробно
рассказал своей семье о Геноциде армян, завещая: «Это такая боль, что даже если
пройдет 100 лет, все равно не зарубцуется».
В последнее время верообращенные диарбекирские армяне
осмеливаются заявлять о себе в турецкой прессе и активизировать обсуждения
вопроса этнической идентичности, выдвигая новые аспекты этой проблемы. В
известной турецкой газете «Radikal» недавно была напечатана история одного
криптоармянина из Диарбекира. Проживающая нынче в Стамбуле Мари Эскиджи
рассказывает об отдельных аспектах их образа жизни: «Мы часто вынуждены были
жить как мусульмане. Как и мы, сотни армянских семей выдавали себя за
мусульман. Чтобы помолиться и перекреститься, мы спускались в подвал дома». Из
ее рассказов становится ясно, что верообращенные армяне порой сохраняли также
армянский язык и общались друг с другом на родном языке. Сегодня можно встретить
множество фактов и свидетельств, доказывающих, что выжившие после Геноцида в
республиканской Турции осколки армянства в середине XX века также подвергались
насильственной исламизации.
Примечательно, что армяне, верообращенные еще раньше, в
конце XIX и в начале XX веков, были не в ладах с армянами, принявшими ислам уже
в 1950-х гг., и между ними сложилась атмосфера взаимного недоверия. Важную роль
в этом сыграла всеобщая атмосфера страха в Турции, однако, как замечает Мари
Эскиджи, в разные периоды времени для верообращенных армян поводом для
взаимного недоверия была следующая постановка вопроса: «А если они
действительно стали мусульманами?» Эскиджи говорит также, что у верообращенных
армян-диарбекирцев возникали проблемы и с армянской общиной Стамбула. В частности,
тамошние армяне воспринимали их как курдов, и выходцы из Диарберкира не могли
дать образование своим детям в армянских школах.
На днях в авторитетной англоязычной турецкой газете
«Hurriyet Daily News» была напечатана интересная статья журналиста армянского
происхождения Верджихана Зифлиоглу, «главным героем» которой опять же был
верообращенный армянин-диарбекирец. Проживающий в Диарбекире Гяфур Туркал в
интервью газете открыто заявляет «Я – мусульман-суннит, но я армянин». Отец
Гяфура был верующим мусульманином, даже совершил хадж в Мекку, а своих детей
воспитал как мусульман-суннитов. Вместе с тем в пятнадцать лет Гяфуру сообщили,
что на самом деле они армяне, а их фамилия – Оганян. Раздвоение идентичности,
как всегда, привело к множеству психологических проблем и вопросов у Гяфура, и
сегодня он пришел к следующему выводу: «Я живу как мусульманин, однако не
отрицаю свои корни и культуру, Религия неважна, но я хочу знать и владеть моим
родным языком». По мнению Гяфура, армянская идентичность должна строиться
вокруг этнической принадлежности, а не религии. Гяфур также добавляет, что они,
т.е. поколения проживающих в Диарбекире исламизированных армян, знают друг
друга и общаются между собой. Однако, говоря об их отношениях с
армянами-христианами, он заявил, что между ними существует проблема
взаимовосприятия, более того, «армяне-христиане пренебрегают нами, как будто мы
сами предпочли такое положение».
Заметим, что диарбекирцы оказались в уникальном положении,
будучи окружены всеобщим недоверием: для курдов они продолжают оставаться
армянами, для турецкого государства – ненадежными верообращенными, а для
армян-христиан – чужаками курдами.
Развитие событий выявляет все новые факты и вопросы,
одновременно показывая многочисленные общности в проблемах верообращенных
армян, а также различия между ними, обусловленные конкретной средой, столь
важные для верного направления исследований. Рубен Мелконян, noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.