Analitika.at.ua. Хоть периодически нарастающая или спадающая напряженность
вокруг Ирана в последние годы перестала восприниматься как нечто необычное,
однако в последнее время заметно, что развития, касающиеся южного соседа
Армении, изменили свой характер. Они стали необычно агрессивными по сравнению с
предыдущими годами, что позволяет предположить, что ситуация вокруг Ирана
меняется.
С другой стороны, если эта агрессивность в основном
обусловлена давлением США и их европейских и ближневосточных партнеров на Иран,
то в качестве цели этого давления выделяются два пункта:
в краткосрочной перспективе выудить у Тегерана по
возможности больше уступок по важным региональным вопросам,
в долгосрочной перспективе по возможности ослабить правящий
режим в Иране.
Ситуационное наблюдение
23 января в Брюсселе совет министров иностранных дел
стран-членов Европейского союза принял решение запретить всем государствам ЕС с
1 июля наступившего года импортировать нефть и нефтепродукты из Ирана.
Отметим, что, согласно последним данным, Иран ежедневно
продает на международном рынке 2,3 млн. баррелей нефти, 450 тысяч из которых
получают государства-члены ЕС – в основном Испания, Греция и Италия.
Учитывая, что, с одной стороны, европейские страны намерены
покупать вместо иранской нефти саудовскую и российскую, а с другой –
Соединенные Штаты продолжают оказывать давление на другие государства, имеющие
масштабные торгово-экономические отношения с Тегераном, дабы они также
отказались от иранской нефти и прекратили финансовые сделки с иранскими
банками, для Тегерана действительно может возникнуть проблема в плане продажи
собственной нефти на международном рынке.
Не секрет, что нефть является для иранского режима
приоритетным источником дохода, от которого зависит также социально-экономическая
стабильность в стране. Не случайно, что в декабре прошлого года, когда стало известно
о намерении Евросоюза запретить импорт нефти и нефтепродуктов из Ирана,
иранская сторона отреагировала необычно жестко. 24 декабря Тегеран начал
широкомасштабные военно-морские учения («Велайят-90»), которые длились девять
дней и охватывали огромную территорию, включая Персидский залив, Ормузский
пролив, Арабское и Аденское моря. В ходе учений, 27 декабря, первый
вице-президент Ирана Мохаммад Реза Рахими заявил, что если связанные с иранской
нефтью санкции вступят в силу, то вооруженные силы ИРИ перекроют Ормузский
пролив, по которому осуществляется около 40% мировых перевозок нефти.
Примечательно, что во время учений «Велайят» был испытан
сценарий перекрытия Ормузского пролива. В ходе учений Иран провел испытания
ракеты дальнего радиуса действия, которая может не только поражать объекты
Израиля, но и ударить по размещенным на Ближнем Востоке американским военным
базам. Плюс ко всему 6 января командующий военно-морскими силами Корпуса
стражей исламской революции Ирана, адмирал Али Фадави заявил, что в феврале
иранские военно-морские силы проведут новые учения в районе Ормузского пролива.
Соединенные Штаты отреагировали на шаги иранской стороны.
Во-первых, Пентагон заявил, что присутствие американских вооруженных сил в
Персидском заливе соответствует международным нормам, и Вашингтон не намерен
выводить свои ВМС из указанного района. Несколько дней спустя, 8 января, стало
известно, что в дополнение к уже имеющемуся в Персидском заливе авианосцу «Джон
Стенис» и сопровождающих его военных кораблей Соединенные Штаты приблизили к
Персидскому заливу другую группу военных кораблей во главе с авианосцем «Карл
Винсон». Кроме того, Пентагон отправил из Тихого океана в Индийский, поближе к
Персидскому заливу, еще одну группу военных кораблей во главе с авианосцем «Авраам
Линкольн». Группу военных кораблей во главе с авианосцем «Шарль де Голль» в
район Персидского залива отправила также Франция. В залив были направлены также
несколько британских военных кораблей.
В тот же день, 8 января, с заявлением выступил министр
обороны США Леон Панетта, отметив, что закрытие Ираном Ормузского пролива
Вашингтон воспримет как переход «красной линии». За три дня до заявления
Панетты более жестко выступил министр обороны Великобритании Филипп Гамонд,
отметив, что если Иран перекроет Ормузский пролив, то Объединенное Королевство
начнет военные действия, чтобы вновь открыть его. Однако особенно
примечательной была публикация The New York Times от 13 января, позднее
подтвержденная иранскими источниками, согласно которой президент США Барак
Обама направил письмо верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи,
предостерегающее Тегеран от закрытия Ормузского пролива.
Взаимные угрозы между Вашингтоном, его союзниками и
Тегераном, безусловно, не новы, однако на этот раз разница заключается в том,
что эти угрозы сопровождаются демонстрацией военной силы и жесткими заявлениями
такого уровня. С другой стороны, особую серьезность ситуации придает вопрос,
вокруг которого разворачивается напряженность. Речь идет об иранской нефти. Как
было отмечено, для иранского режима продажа нефти жизненно необходима. Это
понимают также в Соединенных Штатах и европейских державах, и тот факт, что в
последние годы (несмотря на установленные в одностороннем порядке санкции США)
вопрос иранской нефти не рассматривался, говорит о том, что оказываемое на
Тегеран внешнее давление носит ситуативный характер. Сегодня картина меняется,
и решение европейских стран о прекращении покупки иранской нефти
свидетельствует об изменении характера политики США и европейских держав, что
является показателем перемены ситуации.
Об изменении ситуации свидетельствуют также события вокруг
иранской ядерной программы и происходящее на этом фоне обострение
ирано-израильского конфликта, активно разворачивающегося, в частности, в
последнее время.
На фоне напряженности, возникшей вокруг иранской нефти и
Ормузского пролива, 8 января Тегеран заявил, что возле расположенного недалеко
от города Кум населенного пункта Фордо начал действовать подземный завод по
обогащению урана. Руководитель агентства атомной энергии Ирана Ферейдун Абаси
добавил, что завод может обогащать уран до 20%. Примечательно, что этот шаг
Ирана осудили не только Соединенные Штаты, Великобритания, Франция и Италия, но
и Россия.
Два дня спустя израильские СМИ, ссылаясь на спецслужбы своей
страны, написали, что в течение этого года Тегеран предусматривает на одном из
своих подземных ядерных объектов произвести взрыв ядерной бомбы весом в одну
килотонну, наподобие бомбы, которую в 2006г. взорвала Северная Корея.
Примечательно, что в тот же день, 10 января, британская The Times опубликовала
подготовленный недавно доклад действующего при Тель-Авивском университете
института исследований национальной безопасности, согласно которому в 2013г.
«Израиль должен подготовиться к появлению ядерного Ирана».
Через несколько дней, 18 января, бывший руководитель военной
разведки Израиля, генерал-майор Амос Ядлин заявил, что для создания ядерного
оружия Иран владеет всеми технологиями и материалами, и создание оружия
является лишь вопросом политического решения этой страны.
На следующий день премьер-министр Израиля Бениамин Нетаньяху
заявил, что руководство Ирана приняло политическое решение о создании ядерного
оружия. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что за два дня до этого
заявления Нетаньяху аннулировал намеченные в апреле совместные
американо-израильские учения Austere Challenge 12, которые должны были быть
самыми масштабными в истории. И американские, и израильские источники сообщали,
что Тель-Авив таким образом выражает свое недовольство подходом Вашингтона в
иранском вопросе, высказывающегося нынче против применения военной силы в
отношении исламской республики. Здесь важно то обстоятельство, что Тель-Авив
прибегает к такому резкому с точки зрения американо-израильских отношений средству,
что, с учетом происходящих вокруг Ирана развитий, должно свидетельствовать о
сверхважности вопроса или, так сказать, высоких ставках.
Выводы
Процесс не завершен, и главный вопрос заключается в том, как
будут развиваться события после вышеупомянутого решения совета министров
иностранных дел Евросоюза.
Конечно же, многое зависит от реакции Ирана, однако любой
шаг каждой из сторон, по сути, будет временным, ибо логика развитий не
направлена на урегулирование ситуации.
С другой стороны, важны развития, происходящие вокруг Сирии.
Многие международные эксперты убеждены, что одной из целей давления США и их
партнеров на Иран является получение уступок Тегерана в сирийском вопросе.
Свержение режима аль-Асадов в Сирии может всерьез ослабить позиции Ирана в
регионе. Давление на Дамаск растет, и нужно дождаться того, что предложит
Тегеран своему сирийскому союзнику. Арташес Тер-Арутюнян, noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.