Analitika.at.ua. Как известно, нынешний переговорный
процесс по урегулированию карабахского конфликта ведется на основе так
называемых Мадридских принципов, предложенных международными посредниками в
ноябре 2007 года, которые усматривают в них оптимальную основу для разрешения
проблемы. В этой связи представителями стран-сопредседателей Минской группы
ОБСЕ по Нагорному Карабаху - России, Франции и США - подчас выражается надежда
на реальную возможность для прорыва в решении проблемы в видимой перспективе.
Жизнь показала несостоятельность подобных прогнозов –
практических результатов как не было, так и нет. И это при том, что в
совместном заявлении глав делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и
министров иностранных дел Армении и Азербайджана, принятом по итогам встречи 1
декабря 2009 г.
в Афинах, отмечалась «позитивная динамика переговоров», способствовавшая
«движению к согласованию основных принципов мирного урегулирования
нагорно-карабахского конфликта».
Разумеется, оптимизм посредников не может не радовать, тем
более, когда они говорят о реальной возможности добиться перелома в процессе
урегулирования. Но здесь, как ни покажется парадоксальным, возникает вопрос о
(простите за каламбур) реальности самой продекларированной ими реальности. Ведь
чтобы упомянутые принципы «заработали», то есть служили основой для поиска и,
главное, нахождения окончательного решения, требуется одно немаловажное
условие, а именно – адекватное восприятие участниками процесса урегулирования
положений Мадридского документа. Иными словами, прежде чем начать
договариваться на базе вышеупомянутых принципов, и сторонам, и модераторам
необходимо уточнить, кто как понимает и трактует ту или иную формулировку
предложенных сопредседателями Минской группы положений. В противном случае мы
рискуем стать свидетелями сцены из известной басни Крылова о лебеде, раке и
щуке, продемонстрировавших неэффективность и безрезультатность многовекторности
при очевидном разногласии сторон.
Надо сказать, нечто подобное, напоминающее хаотическое
броуновское движение, мы наблюдаем и сегодня в действиях и поступках нынешних
участников переговоров – Армении и Азербайджана. Даже неглубокий анализ
ситуации в переговорном процессе подтверждает, что серьезных оснований для
достижения значимого успеха не имеется. И причин тому несколько.
Прежде всего, базовые позиции сторон карабахского конфликта
по-прежнему остаются трудносовместимыми, более того, полярно противоположными.
Поведение Баку, которое в обозримом будущем едва ли претерпит изменения, со
всей определенностью свидетельствует о его нежелании в своей переговорной
политике исходить из трезвой оценки существующих реалий. Очевидно, что расчеты,
которые строятся на иллюзиях, не могут привести к позитивным результатам.
Другая причина безрезультатности переговорного процесса, как
нам представляется, это - разное понимание и интерпретация официальными
Ереваном и Баку лежащих на столе переговоров предложений. В этой связи
возникает резонный вопрос: как посредники вместе с Ереваном и Баку намерены
двигаться вперед и уж тем более добиваться прорыва, если каждая из
переговаривающихся сторон понимает суть предложений по-своему? Не говоря уже о
том, что Баку по-прежнему продолжает выступать с позиции силы, угрожая
возобновлением войны. Это лишний раз подтвердили, в частности, и выступления
азербайджанского президента в Англии сразу после саммита G8, где прямо
говорилось о недопустимости военного решения конфликта. Все это, конечно же, не
вселяет оптимизма, который питают посредники.
Но вернемся к самим Мадридским принципам и их трактовке
Ереваном и Баку. Так, если Ереван расценивает предусматриваемую принципами
возможность определения статуса Карабаха путем свободного волеизъявления его
народа как позитив, то Баку трактует это положение как требование о проведении
референдума на всей территории Азербайджана. Причем позиция официального Баку
заключается в том, что любое решение должно обязательно исключать саму
возможность нахождения Нагорного Карабаха вне пределов Азербайджана. Президент
Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что «Азербайджан никогда не предоставит
Нагорному Карабаху независимость», и априори уже решил, что максимум, на что
Баку может согласиться, это дать Карабаху «самую широкую автономию» в составе
Азербайджана. И это в то время, когда одним из принципов урегулирования
конфликта всеми посредниками признается также право на самоопределение. Кстати,
18 декабря минувшего года ООН приняла резолюцию «Всеобщая реализация права
народов на самоопределение», в которой содержится призыв уделять особое
внимание случаям попрания этого принципа, как одного из основополагающих в
международном праве. Парадокс в том, что под резолюцией поставил свою подпись и
Азербайджан, который, однако, неизменно заявляет о приоритетности, примате
принципа территориальной целостности. И как же в таких условиях посредники
могут говорить об определении статуса Нагорного Карабаха через юридически
обязательную процедуру волеизъявления, если Алиев пытается узурпировать право
народа Нагорно-Карабахской Республики, самолично определяя, что можно «дать»
Карабаху?
Такая позиция Баку, на наш взгляд, является также
результатом того, что сама процедура волеизъявления не четко прописана в
обновленных Мадридских принципах, что позволяет Азербайджану трактовать подход
посредников в угоду собственным интересам.
Та же неразбериха с самим понятием «Нагорный Карабах», что в
свою очередь вносит неясность в вопрос гипотетической реализации положений
Мадридского документа, касающихся, в частности, вывода войск, обеспечения
сухопутной связи между Нагорным Карабахом и Арменией. Судя по всему, посредники
с подачи Баку понимают под Нагорным Карабахом бывшую Нагорно-Карабахскую
автономную область, что искажает суть конфликта и игнорирует его результаты.
Перечень нестыковок, которые объективно затрудняют процесс урегулирования,
можно продолжить, но, полагаем, и приведенных достаточно для того, чтобы понять
всю сложность достижения реалистичного результата. Приходится лишь напомнить
посредникам, что здесь, как в медицине – эффективное лечение болезни возможно
только при правильном определении диагноза.
Мадридские принципы, как уже отмечалось, лежат на столе
переговоров с 2007 года. С тех пор они претерпели некоторые изменения и стали
называться обновленными. В чем их новизна, сказать трудно, ибо основные
положения данного документа остались прежними и неприемлемы для карабахской
стороны. Скорее всего, проработка указанного документа пока не завершена, а
значит, надеяться в этих условиях на достижение результата на основе
несовершенных принципов едва ли стоит. Тем более что Мадридские принципы
официальному Степанакерту даже не были представлены, и в этой связи кажется
весьма проблематичной имплементация будущего решения по конфликту, принятого
без участия Нагорного Карабаха, который Будапештским саммитом ОБСЕ был признан
полноправной стороной конфликта. В подобных условиях НКР имеет полное право не
брать на себя обязательство по реализации гипотетического мирного соглашения,
принятого без её участия, и уж тем более, если оно будет противоречить её
интересам. Все это в очередной раз подтверждает необходимость участия НКР в
переговорном процессе на всех его этапах, вплоть до заключения основного
договора.
Важным фактором, влияющим на процесс карабахского
урегулирования, является политическая ситуация на Южном Кавказе, которая
зависит от ряда компонентов, в частности, интересов активных игроков региона.
Очевидно, что интересы главных действующих лиц – России, Ирана, США, Евросоюза -
все еще входят в противоречие друг с другом. Однако обращает на себя внимание
чрезмерная активность Турции в ее упорных попытках втиснуться в число
сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Видимо, потерпев фиаско с пресловутой
«Платформой стабильности и сотрудничества на Кавказе», а также в процессе
нормализации армяно-турецких отношений, Анкара все же не отказалась от
намерения стать ведущим государством в регионе с тем, чтобы оказывать
воздействие на идущие здесь процессы, включая нагорно-карабахский, в собственных
интересах.
Обнародование обновленных Мадридских принципов, возможно,
преследовало, в том числе, цель прозондировать общественное мнение в
странах-участниках конфликта. Если это действительно так, то одной цели
посредники уж точно добились, узнав мнение карабахского населения. Оно со всей
определенностью и практически всеми структурами общества – и властными, и
парламентскими, и неправительственными - было сформулировано в процессе
публичного обсуждения принципов. А состоит это мнение в том, что упомянутые
принципы созвучны позиции Азербайджана, и уже потому для НКР неприемлемы. Но
самое главное в этом мнении заключается в следующем – Нагорный Карабах в
результате жестокой борьбы с Азербайджаном отстоял свое право на независимую
государственность, и теперь вопрос только в международном юридическом признании
этого статуса. Вне зависимости от нереальных желаний Баку и дипломатических
реверансов Еревана.
В нынешнем году председательство в ОБСЕ перешло от Греции к
Казахстану. Удастся ли Астане внести перелом в пребывающий в стагнации процесс
урегулирования или же всё останется на уровне благих пожеланий, покажет время.
По крайней мере, новый Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел
Казахстана Канат Саудабаев, будучи в Ереване, подчеркнул, что среди приоритетов
председательства Астаны в ОБСЕ особое место занимает разрешение так называемых
затяжных конфликтов. При этом он добавил, что у Казахстана есть и
дополнительные ресурсы для содействия урегулированию карабахского конфликта, и
«знание истории проблемы». Нам остается только пожелать посредникам успехов.
Ибо региону действительно нужен долгосрочный стабильный мир.
Леонид Мартиросян, главный редактор газеты «Азат Арцах»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.