Analitika.at.ua. Артисты турецких театров в Стамбуле и Анкаре на днях
устроили протест — провели ночь на улицах, собрались и у здания правительства,
где группа мимов молча стояла с черными зонтиками и свечами, имитируя похороны.
Все началось с того, что премьер Эрдоган отказал "неугодным”
театрам в государственной дотации. "Пожалуйста, приватизируйте ваши театры и
играйте что угодно и где угодно, никто не станет вмешиваться. Но отныне
правительство будет оказывать поддержку только тем авторам, которым сочтет
нужным помочь. Извините, но вы больше не будете получать зарплаты и от
городских властей и затем подвергать их критике”. То есть кто платит, тот и
заказывает музыку, в данном случае — репертуар.
К "денежной плетке” турецкий премьер прибег после того, как
театральная гильдия отвергла попытку властей ввести контроль над репертуаром, а
многие известные мастера сцены выступили с заявлениями о том, что правящая
исламистская партия пытается ввести цензуру на подмостках и "навязать
художникам сцены свои понятия и жизненные нормы”. Кстати, этих самых понятий
премьер-министр и не скрывает. Он, например, как-то назвал классический балет
"бессмысленным искусством”. Строгий исламист не понимает, для чего существует
этакое пустое и бесполезное рукомашество и дрыгоножество. А теперь все встанет
на место: как написала Cumhurriyet, вынужденная приватизация театров поставит
их в полную зависимость от кассовых сборов и в результате сделает практически
недоступными обычному зрителю. Что, вероятно, и требовалось: рядовому турку
неуместно взирать на противоправительственное лицедейство.
Обида театральных деятелей тем более велика, что, как
выясняется, в молодости сам Реджеп Эрдоган был отнюдь не чужд искусству сцены.
Та же Cumhurriyet выяснила, что в 1977 году он поставил спектакль "Масон, коммунист,
еврей”, в котором также исполнял одну из заглавных ролей. Представление прошло
на сценах Стамбула, Анкары, Ризе, Трапезунда и пользовалось достаточно
благосклонным вниманием зрителей. В те годы будущий глава турецкого
правительства был лидером молодежной организации партии "Национальное
спасение”. Было бы любопытно узнать, кого он изображал на сцене — масона, еврея
или коммуниста.
Вся эта околотеатральная история многое объясняет, причем не
только в вопросе об истинном отношении турецких исламистов к свободе искусства.
С этим-то как раз все давно уже ясно. Зато становится понятным поведение самого
Эрдогана, который зачастую во время публичных, в том числе международных
мероприятий ведет себя, мягко говоря, не так, как полагается политическому деятелю.
Грубит, хамит, строит собеседникам суровые рожи, повышает голос и так далее.
Из-за этого даже возникло подозрение, что турецкий премьер — человек, который
не слишком дружит со своей психикой. Но теперь понятно, что он просто играет —
так же, как когда-то играл на сцене. Видимо, любовь к лицедейству у него в
крови. Как же не покрасоваться перед такой аудиторией, которая в молодые годы
ему и присниться не могла! Да и зрителей стало куда больше — миллионы. Трудно
удержаться в строгих рамках протокола. Поэтому он и превращает зачастую
трибуны, с которых вещает, в подобие театральных подмостков.
Зная истинную подоплеку эрдогановских "киксов”, их можно бы
турецкому премьеру и простить. Ну, должна же быть у человека хоть одна
слабость! Нельзя судить слишком строго. Непростительно другое: неприкрытое
желание ограничить свободу творческого самовыражения, стремление сделать людей
искусства поденщиками на службе политики, диктовать им условия работы.
Самого-то Эрдогана, насколько можно понять, никто на сцене не ограничивал, хотя
времена были куда как суровые — не нынешним чета. Впрочем, может, именно потому
что его не ограничивали в творческом поиске, он понял, насколько опасным для
властей может быть театральное искусство. И теперь, получив власть,
расправляется со своими бывшими коллегами — артистами и режиссерами. Не знаем,
как он блистал в роли масона (коммуниста, еврея и пр.) но подобная политика
говорит о том, что роль премьер-министра — отнюдь не самая удачная в репертуаре
Реджепа Эрдогана. Кстати, об этом свидетельствует не только его отношение к
театру. Вожделенная роль нового османского султана ему тоже явно не дается. И
возникает закономерный вопрос: не пора ли турецкому премьеру кардинально пересмотреть
свой политический репертуар? Армен ХАНБАБЯН, NV.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.