Главная » 2012»Март»4 » Регимантас Адомайтис: Что такое настоящее счастье, я понял в Армении!
Регимантас Адомайтис: Что такое настоящее счастье, я понял в Армении!
00:38
Analitika.at.ua. Творческим вечером выдающегося актера театра и кино
народного артиста СССР Регимантаса АДОМАЙТИСА в театре им. Станиславского
открылся X фестиваль моноспектаклей "Арммоно”. Днем того же дня состоялась
пресс-конференция артиста в Министерстве культуры.
— Регимантас Вайткусович, как вы относитесь к жанру монодрамы?
— На мой взгляд, это один из самых честных и в силу этого
сложных форматов самовыражения. Если в групповом спектакле актер может
спрятаться за спину партнера, то здесь он остается один на один со зрителем. Не
каждый актер сможет выдержать этот экзамен — ведь необходимо увлечь, повести за
собой, заставить зрителя поверить! А это довольно сложная задача в
"индивидуальном забеге”. Я, например, за свою жизнь ни разу не играл
моноспектаклей. Лишь в одном из последних спектаклей читаю длинный монолог
старого человека, которого сын собирается отправить в дом престарелых.
— Говорят, что вы собираетесь уходить из театра?
— Уже ушел. Дело в том, что сейчас я уже не сыграю те роли,
которые мне удавались раньше. Нет той отдачи, абсолютной веры в то, что ты
делаешь. И что самое страшное: я перестал волноваться перед выходом на сцену. Это
плохо — значит, пора уходить. Есть определенный возраст, после которого не
следует заниматься профессиональными делами. Мне уже 75 лет. Есть опыт и
осмысление каких-то жизненных моментов. Но приобретая опыт, ты уже что-то
начинаешь понимать, а нужно быть словно белый лист, чтобы душа на нем могла
писать и рисовать. Театром можно заниматься, пока ты веришь...
— Вы снялись во многих культовых фильмах советской эпохи, в каких
кинопроектах участвуете сейчас?
— Ни в каких. Не приглашают — старый стал, дряхлый... Ну а
если серьезно, оборачиваясь назад, понимаешь, что прожил в общем-то неплохую
жизнь, засветился где-то на пленке. Но интересны ли будут нашим детям эти
фильмы? Не станут ли относиться к ним как к пережитку прошлого — к балласту?..
Ведь кто сегодня потребитель? Тинейджеры, небольшой процент
студенческой молодежи, иногда грамотной, иногда не очень. Их не особенно интересует
логика, им нужно, чтобы все двигалось, стреляло, взрывалось. Пока такой зритель
сидит в кинотеатрах, ему будут продолжать делать такие фильмы. И, увы, это
явление мирового масштаба...
— А каково живется литовскому артисту на пенсии?
— У нас на пенсию, как и во многих странах бывшего Союза,
актеру, так и многим представителям иных профессий прожить довольно сложно. Если
играешь в театре, тогда не выплачивают пенсию. Когда несколько лет назад такой
закон в Литве был принят, я ушел из штата Национального театра. Сейчас, правда,
играю в нескольких — на договорной основе. Мне, конечно, сыновья помогают.
— Вы получили звание народного артиста СССР почти что под
занавес существования Союза, не так ли?
— Я не питаю сильных чувств к званиям и регалиям — ну дали и
дали, спасибо. Хотя, уверен, большинство актеров их получали заслуженно. Я вот
не знаю, чего мне-то дали народного? Я ж беспартийный был. Хотя, признаться, не
верилось, что такая махина, как Советский Союз, может распасться... У литовцев,
как и у армян, независимость сидит в подсознании. Да и по населению и нас, и
вас — три миллиона...
— В актерскую профессию вы пришли довольно поздно — сначала окончили
физмат в университете...
— На мой взгляд, между точными науками и гуманитарными есть
много общего — более того, они взаимодополняют друг друга. Кстати, многие мои
друзья пришли в профессию актера, имея иное образование. Например, Юозас
Будрайтис по специальности юрист. Что же касается театра, тяга к актерскому
делу появилась у меня еще в детстве. Я много играл в школьной самодеятельности,
а затем и университетском драмкружке, понял, что не совсем туда попал. Крутой
поворот произошел еще до получения диплома: после четвертого курса поступил на
актерский факультет Вильнюсской консерватории. То есть одновременно был и
выпускником, и первокурсником. Понял, что все-таки мое призвание — театр. Хотя
по молодости как математик даже пытался найти формулу счастья: казалось, что
именно это позволит определить смысл жизни и ничего в ней не упустить. Теперь
понимаю: настоящее несчастье, когда человек вынужден заниматься тем, что ему не
по душе.
— А все же какова ваша формула успеха, счастья?
— Что такое настоящее счастье, я понял пятнадцать лет назад,
когда снимался в Армении у Людмилы Саакянц в фильме "На пороге”. Это моя
история об армянских валенках.
У меня наилучшие воспоминания об Армении, хотя я снимался в
то время, когда все было ужасно, в 90-е. Для Армении это были трудные годы —
блокада, холод, отсутствие электричества. При минусовой температуре я играл
босиком, а потом из-за отсутствия бензина пешком вместе со съемочной группой
впотьмах спускался из "Арменфильма” в город... В магазинах пустые полки, только
соль с минералкой. Чуть иногда капало из крана. Вечером подложишь миску, чтобы
утром можно было помыться... Но даже несмотря на эти чудовищные условия я тогда
еще для себя отметил отношение армян к своему кино — электричество давали
некоторым госучреждениям, больницам и... киностудии!
В таких условиях я провел несколько недель. Мы снимались в
Талине в полуразрушенной церкви. О еде заботились сами, на рынке покупали
баклажаны, помидоры, перец, баранину. Коллективно завтракали вокруг костра и
после съемок, вечером, тоже вместе готовили и ужинали. Все закидывали в котел и
варили на костре. Отношения и настроение были прекрасными. Хотя по ночам,
спасаясь от холода, я закутывался даже в занавески, которые стаскивал с окна. И
как следствие, все равно простудился. Тогда на студии мне нашли светлые
добротные валенки — я эти валенки не снимал ни днем, ни ночью. Буквально сросся
с ними.
Вскоре съемки закончились, я полетел в Минск (самолета до
Вильнюса не было). Сели вдали от аэропорта, а там — жуткая метель. Слава Богу,
я в валенках! Потом холодный автобус — до вокзала, оттуда — холодный же дизель
до Вильнюса. В Вильнюсе тоже была минусовая температура. Но мне нипочем — я в
валенках! Приезжаю домой на троллейбусе, открываю дверь квартиры, а тут —
светло, лампочки горят, тепло, вода из крана, и не только холодная, но даже
горячая. Я чуть с ума не сошел от счастья!
Уверен, меня поймут все армяне, пережившие блокаду. Мир,
свет, тепло, родной очаг — это ли не настоящее счастье? Рубен Пашинян, NV.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.